Россия и Центральная Азия формируют евразийский рынок газа - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.05.2024 |

Россия и Центральная Азия формируют евразийский рынок газа

Начинающиеся в октябре поставки российского газа в Узбекистан через Казахстан означают стратегическое укрепление позиций РФ в регионе. И параллельно подтверждают взаимную нацеленность этой тройки стран на максимальный уровень политико-экономического партнерства.

Напомним, что на ПМЭФ-2023 (середина июня с. г.) глава правления «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов подписали контракт на поставку российского газа в Узбекистан и дорожную карту по подготовке узбекистанской газотранспортной системы к его приемке и транспортировке. Контракт предусматривает перекачку в Узбекистан 9 млн кубометров ежесуточно в течение двух лет, то есть почти 2,8 млрд кубометров в год.

В ходе того же форума «Газпром» подписал договор с казахстанской государственной QazaqGaz на оказание транзитных услуг по транспортировке российского природного газа по территории Казахстана для потребителей Узбекистана.

Узбекистанское Минэнерго уточнило в конце сентября, что энергетическая инфраструктура этой страны заблаговременно подготовлена к перекачке газа из РФ. Были построены новые газоизмерительные станции вблизи входных пунктов – на границе Казахстана и Узбекистана – основного российско-центральноазиатского газопровода «Средняя Азия–Центр». Оперативно проведены капитальный ремонт действующего газоперекачивающего оборудования; были также проложены и модернизированы около 80 км эксплуатируемых газопроводов.  Значительная  часть этих работ проводилась с  российским участием.

Основные газопроводы в Казахстане и  через Казахстан

Между тем западные политики и эксперты пытались утверждать, что, дескать, Москва навязала Ташкенту выгодные ей условия и объемы поставок, стремится чуть ли не «захватить» узбекистанский газовый рынок. Но столь примитивные клише предметно опровергнуты обеими сторонами. По их официальным данным, контракт «разработан полностью на коммерческих условиях и является одной из мер, направленных на частичное удовлетворение растущей потребности Узбекистана в природном газе». А также на бесперебойное прохождение этой страной осенне-зимнего периода (именно в этот период резко увеличивается потребление газа).

При этом цены на природный газ согласованы, исходя из «рыночных цен в регионе, текущих цен на газ в Узбекистане, планируемых реформ по их формированию (в Узбекистане. - Ред.) на основе рыночных принципов».

То же подтвердил министр энергетики РУз Журабек Мирзамахмудов: цена российских поставок «сформирована исходя из национальных интересов и конъюнктуры рынка. То есть сторонами «согласована конкурентная цена с учётом национальных интересов».

Дело в том, что весьма крупные поставки узбекистанского газа в КНР со второй половины 2010-х в сочетании с недостаточным уровнем его добычи в Узбекистане для внутреннего спроса вызвали перебои с газоснабжением в стране. В том числе для выработки электроэнергии, базирующейся в  основном на местном газовом сырье.  Полностью закупать недостающие объемы в соседнем Туркменистане оказалось проблематичным, поскольку преобладающая часть добываемого там газа издавна экспортируется в Китай (по трубопроводам через Узбекистан и Казахстан).

Тем не менее в конце августа с. г. узбекистанская UzGasTrade и туркменистанская «Туркменгаз» подписали в Ашхабаде краткосрочный контракт на поставку туркменского газа в объёме до 2 млрд кубометров в год. К концу 2023 года планируется заключить долгосрочный контракт, предусматривающий, по информации узбекистанской стороны, «больший объем этих поставок» (по предварительным данным, на 2025-2027 годы). Причем туркменистанский газ стал поставляться в Узбекистан с января с. г. на основе подписанного в конце 2022 г. трехмесячного контракта в объеме почти 1,5 млрд кубометров. 

Что же  касается экспорта газа из Узбекистана в КНР, многие  эксперты  на основе детального анализа узбекистанской и китайской «газовой» статистики считают, что фактические объемы этих поставок были больше, чем по официальному  контракту.

Так, в 2022 году в КНР официально сообщалось, что импорт узбекистанского газа оценивался в 1,07 млрд долл.: это на 159,5 млн долл. или на 18,2% больше данных Узбекистана. Например, в ноябре прошлого года в Ташкенте официально сообщалось, что поставки в КНР составили 39,6 млн долл., китайская же сторона объявила об этих поставках в том же месяце на 114,2 млн долларов. То есть разница в данных почти втрое.

А в декабре 2022-го Узбекистан вообще не экспортировал газ в КНР, китайская же сторона заявила о газоимпорте в том же месяце на 40,1 млн долл. В ответ Минэнерго Узбекистана поясняло, что Китай включает в свою газоимпортную статистику стоимость по транзиту через РУз туркменского газа. Но в КНР не комментировали это пояснение.

Эксперты объясняют такие диспропорции растущими потребностями Китая в газе. И еще тем, что часть «неучтенных» объемов ввозимого центральноазиатского газа наверняка перепоставляется Китаем в Северную Корею, издавна блокированную санкциями Запада и ООН. Потому не исключено, что возможны неафишируемые договоренности об узбекистанских газопоставках сверх согласованных объемов в определенные периоды. И, скорее всего, по повышенным расценкам.

В этой связи схожие диспропорции иногда выявляются аналитиками при изучении данных о поставках в КНР газа из Мьянмы, Туркменистана, сжиженного природного газа (СПГ) из Брунея, Малайзии, Индонезии, Папуа-Новой Гвинеи. Что тоже обусловлено быстрорастущим спросом в Китае на трубопроводный газ и СПГ. Причем отмечаются экспертами, хотя и  единичные, но случаи даже реэкспорта в КНР американского и австралийского СПГ, поступающего на Тайвань.

Именно упомянутыми факторами, включая недостаточный уровень газодобычи в Узбекистане в последние годы, обусловлен возникший дефицит газа в этой стране. Но ситуация выправляема, повторим, поставками из РФ и Туркменистана. А возможны они еще и потому, что трубопроводная система «Средняя Азия–Центр» (Туркменистан/Узбекистан–Казахстан–РСФСР), сооруженная в середине 60-х - начале 70-х, предусматривает и реверсные поставки, то есть в обратном направлении – из России. Потому что уже в тот период прогнозировалась возможная нехватка газа в республиках региона в  связи с ускоряющимся потреблением там местного газового сырья.

Таким образом, в обширном Центрально-Азиатском регионе формируется с участием РФ общий рынок газа. Что, разумеется, имеет также весомую геополитическую значимость для всех стран-участниц этого рынка.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1476
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика