В своей навязчивой попытке перераспределить рынок природных ресурсов, заняв в нём доминирующие позиции и полностью отодвинув Китай и Россию, Вашингтон, надо признать, просто превзошел себя.
В начале февраля в здании американского Госдепартамента в ходе четырех пленарных заседаний вице-президент США Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио, а также делегации более чем 50 стран объединяли свои усилия по укреплению и диверсификации цепочек поставок критически важных минералов.
Как же красиво описала весь этот деструктивный процесс по «отжиму» ресурсов вездесущая пресса: «Встреча считается исторической и, как ожидается, придаст импульс международному сотрудничеству в сфере обеспечения критически важных компонентов, необходимых для технологических инноваций и экономического развития».
В ходе этого помпезного мероприятия Джей Ди Вэнс выразил крайнюю озабоченность тем, что международный рынок важнейших полезных ископаемых находится в упадке, поскольку цепочки поставок остаются хрупкими, а цены на активы и сырьевые товары постоянно снижаются под воздействием сил, неподконтрольных какой-либо отдельной стране. В связи с этим администрация Трампа предлагает конкретный механизм для возвращения глобального рынка важнейших полезных ископаемых в более здоровое и конкурентоспособное состояние – преференциальную торговую зону для важнейших ресурсов, защищенную от внешних сбоев с помощью установленных минимальных цен.
По сути, Вашингтону предлагается взять под тотальный контроль все мировые природные богатства. Тут Вэнс не мелочится: «Мы будем устанавливать референтные цены (цены-ориентиры) на важнейшие полезные ископаемые на каждом этапе добычи, которые будут отражать реальную рыночную стоимость».
В свою очередь, госсекретарь США Марко Рубио сообщил, что «не нужно никому здесь объяснять, что критически важные минералы жизненно важны для устройств, которые мы используем каждый день. Они питают нашу инфраструктуру, нашу промышленность и нашу национальную оборону, о чем мало говорят, но это ключевая часть всего этого. Итак, наша цель – создать надёжный мировой рынок, устойчивое мировое предложение, доступное каждому, в каждой стране, по доступной цене. Это главный приоритет для нашей администрации».
В качестве важного гостя на названной министерской конференции по личному приглашению Рубио присутствовал министр иностранных дел Казахстана Ермек Кошербаев. Исходя из официальных данных, в рамках заседания он проинформировал участников о потенциале Казахстана в сфере критических минералов и готовности страны внести практический вклад в формирование надёжных и устойчивых глобальных цепочек поставок.
Он подчеркнул, что Казахстан располагает значительными запасами минерального сырья, развитой промышленной базой по их переработке, современной инфраструктурой, стабильной политической системой и предсказуемой регуляторной средой. Также было отмечено, что Астана способна обеспечивать поставки 20 из 60 критических минералов, включенных в перечень Геологической службы США (USGS), в виде готовой продукции, востребованной в стратегических секторах мировой экономики.
Особое внимание было уделено реализации меморандума о сотрудничестве в сфере критических минералов между Казахстаном и США, подписанного по итогам визита главы государства в Вашингтон в ноябре 2025 года, который к большой радости американцев, пытающихся загнать Астану «в ресурсную ловушку», стал первым подобным соглашением в Центральной Азии и предусматривает развитие перерабатывающих мощностей в Казахстане, трансфер технологий и расширение доступа национальной продукции на рынок США.
Напомним, что в ноябре прошлого года в рамках проходящего в Вашингтоне саммита стран Центральной Азии и США в формате С5+1 под магнетическим воздействием «посланного свыше» великого лидера (т. е. Трампа), Астана и Белый дом договорились заняться разработкой одного из крупнейших в мире месторождений вольфрама в Казахстане. В итоге американская Cove Kaz Capital Group получит 70% совместного предприятия с государственным горнодобывающим холдингом «Tay-Кен Самрук», а стоимость сделки оценивается 1,1 млрд долларов.
Между тем, несмотря на, казалось бы, столь радужную картину, Вашингтону ещё рано весело «потирать руки» в преддверии безапелляционного захвата критически значимых природных ресурсов в Казахстане. Подтверждением сему служит январское интервью главы государства Касым-Жомарта Токаева, в котором он еще раз подтвердил многовекторность внешней политики, отметив, что для Астаны открывается новое окно возможностей, так как спрос на критические материалы в ближайшие пять лет будет расти и он увеличится вдвое. По его словам, «вполне вероятно, что мы войдем в число мировых лидеров по запасам редкоземельных минералов. Для усиления позиций в этой стратегически важной сфере Казахстан приступил к развитию сотрудничества с США, Китаем, Россией, Южной Кореей, Японией и некоторыми государствами Европейского союза».
Более того, лидер страны подчеркнул, что без надежной генерации энергии Астана не сможет перейти к новой технологической модели экономики: «Строительство нескольких атомных станций – это, с одной стороны, исправление исторического абсурда – быть мировым лидером в производстве урана и не построить ни одной АЭС. С другой – это престиж Казахстана. Следует также помнить, что со строительством атомных станций мы подготовим новый класс технической интеллигенции, что, в свою очередь, изменит саму суть нашей государственной политики».
Отметим, что ранее под воздействием прозападных структур в стране расшатывалась обстановка в части организации народного бойкота, связанного со строительством первой атомной электростанции. В итоге в стране был проведён первый в истории референдум о строительстве первой в стране и Центральной Азии АЭС. 7,8 млн казахстанцев (более 71%) проголосовали за строительство АЭС, 2,045 млн человек – против, а российская компания «Росатом» была выбрана лидером международного консорциума по строительству первой АЭС в Казахстане.
В шорт-лист потенциальных поставщиков технологий для её строительства наряду с «Росатомом» входили южнокорейская KHNP, китайская CNNC и французская EDF. Но межведомственная комиссия по вопросам развития атомной отрасли признала, что наиболее оптимальные условия по строительству АЭС представил «Росатом», за ним следовали китайская CNNC, а французская EDF и корейская KHNP поделили третью строчку. АЭС в Казахстане планируют построить к 2035-2036 годам на побережье озера Балхаш в Жамбылском районе Алматинской области.
Во время ноябрьской встречи 2025 года Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин обсудили планы активизации сотрудничества в химической промышленности и добыче редкоземельных металлов. Как известно, в настоящее время в Казахстане производится бериллий, тантал, ниобий, скандий, титан, рений, осмий, попутно извлекаются висмут, сурьма, селен и теллур. Перспективными направлениями отрасли в Казахстане являются производство и рециклинг батарейных материалов, жаропрочных сплавов, производство полупроводниковых материалов и рециклинг постоянных магнитов.
В частности, в данный момент в формате ЕАЭС активно продолжается работа по формированию общего рынка РЗМ, гармонизации технических стандартов, а также снижению барьеров для движения сырья, технологий и готовой продукции: в 2026 году могут быть приняты конкретные решения по таможенным пошлинам и квотам.
Таким образом, взаимодействие Астаны и Москвы по РЗМ находится в активной фазе реализации совместных выгодных проектов, переходя из стадии политических договоренностей в реальное партнерство с решением конкретных практических задач: строительство заводов, налаживание логистики, привлечение финансирования и внедрение технологий. Отметим, что программы и проекты США в этой сфере подобных массовых инвестиций в казахстанскую экономику не предусматривают.
Причём подобное сотрудничество Москвы и Астаны носит стратегический характер, оно направлено на обеспечение технологического суверенитета в сырьевом секторе. Тем не менее следует понимать, что его успех будет зависеть от способности преодолеть как политические угрозы, финансовые, технологические и инфраструктурные вызовы, так и от эффективного сочетания возможностей России с ресурсами Казахстана.
(Окончание следует)
______________________________
Рис.: А. Горбаруков





