- Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.05.2024 |

Каспий – Черноморье: Запад активизирует агрессивные планы

12 августа отмечался Международный день Каспийского моря. В этот знаменательный день в 2006 году вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), а в 2018 году подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, явившаяся поистине историческим документом, зафиксировавшим договоренности об основных принципах и порядке взаимодействия пяти прибрежных государств – Азербайджана (береговая линия составляет 955 км), Ирана (724 км), Казахстана (2320 км), России (695 км) и Туркменистана (1200 км).

Конвенция стала тем самым прочным фундаментом для проведения мероприятий по защите Каспийского моря, на котором базируются основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, методы охраны и улучшения темпов воспроизводства биологических ресурсов и др.

Подобные действия продиктованы уникальностью Каспия – крупнейшего в мире внутреннего водоема (более 370 тыс. кв. км) океанического происхождения, в который впадает 130 рек (основной объем притока приходится на реки Волга (80%), Урал, Терек, Кура, Сулак, Самур и реки иранского побережья).

Каспийское море является настоящим природным реликтом, до сих пор сохранившим богатейший мир флоры и фауны: более 500 видов растений и 850 видов животных, в том числе редких и эндемичных, занесённых в Красную книгу Международного союза охраны природы. Сам Каспийский регион является стратегическим регионом с огромным экономическим, энергетическим и транспортным потенциалом, где разрабатывается большое количество месторождений нефти и газа: по самым скромным подсчетам, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 млрд тонн.

Таким образом, расположенный в центре Евразии Каспий является единственным в своем роде крупнейшим источником энергетических, природных и иных ресурсов, а также перекрестком международных транспортных и энергетических коммуникаций. Проходящий через регион международный транспортный коридор «Север – Юг» имеет огромнейшее значение для всей системы международной логистики и торговли и может позволить упростить движение различных товаров из Азии в Европу.

В связи с этим успешная реализация потенциала Каспийского региона возможна только благодаря совместным усилиям государств «пятерки», которые, согласно вышеназванной Конвенции, обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов, а решение вопросов, касающихся моря, относится к их исключительной компетенции.

О необходимости максимального задействования созданных механизмов сотрудничества на Каспии, отраженных в первую очередь в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, говорил и министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов в ходе конференции «Каспийское море – море мира и дружбы». По словам руководителя ведомства, «откровенно говоря, за пять лет, прошедших с момента принятия Конвенции, мы не можем констатировать здесь заметные результаты. Такую ситуацию нужно менять, используя имеющиеся возможности и форматы. Важнейшие договоренности, достигнутые главами государств, должны быть полностью реализованы».

Туркменский министр также выразил надежду по поводу того, что до конца года состоится совещание министров иностранных дел прикаспийских государств, где будут в первую очередь рассмотрены вопросы, связанные с практическим осуществлением положений Конвенции о правовом статусе Каспия и остальных пятисторонних документов, принятых прикаспийскими странами.

В целом в повестке совещания видятся следующие проблемные аспекты.

Во-первых, Конвенцией установлен особый правовой статус Каспийского моря, которое, с одной стороны, не признается морем в международно-правовом смысле (соответственно, это окончательно разрешило бы и вопрос о неприменимости положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года к данному водоему), однако, с другой – не признается и озером (и поэтому к нему оказываются неприменимы принципы, часто используемые в отношении трансграничных озер).

Во-вторых, вопрос размежевания дна по-прежнему открыт. Согласно комментариям к Конвенции, правовой статус является в некотором смысле «гибридом», поскольку дно и недра разграничиваются по национальным секторам на основе соглашения только между прикаспийскими государствами, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, проще говоря, конкретные координаты раздела будут определять сами государства между собой.

В-третьих, процесс ратификации Конвенции в настоящее время уже завершён Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Вместе с тем Иран пока не ратифицировал документ, поскольку Тегеран настаивал на делении как водной поверхности, так и дна Каспийского моря на равные части, по 20% каждой стороне, что увеличило бы его сектор в два раза в соотношении с береговой линией.

Однако Россия была против деления акватории Каспия, так как это нарушило бы сложившийся за 70 лет режим хозяйственного пользования водоемом. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан придерживались «медианного» метода раздела каспийского дна и акватории (путем проведения линии, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств). При таком раскладе Ирану доставалось бы лишь 14%. Естественно, Тегеран это не устраивает, тем более, по оценкам специалистов, доставшийся ему участок может оказаться бедным на ресурсы.

Тем обстоятельством, что Иран пока не ратифицировал Конвенцию, а без этого документ не может вступить в силу, решил воспользоваться коллективный Запад. Уже давно в СМИ циркулирует информация, что США и НАТО нацеливаются на то, чтобы на побережье Каспийского моря высадились их военные, и здесь же оказались американские корабли, вертолеты, были созданы военные базы. А дальше по уже отработанной схеме: попытаться отменить мирный статус Каспия.

Последнее задевает Запад больше всего, ведь в Конвенции провозглашаются принцип сохранения баланса вооруженных сил прикаспийских государств в регионе, военное строительство «в пределах разумной достаточности» с учетом интересов всех сторон и ненанесение ущерба безопасности друг друга. То есть в Каспийском море не смогут присутствовать вооружённые силы третьих стран, и суда должны ходить только под флагами прикаспийских государств.

Правда, в части запрета создания военных баз довольно расплывчато изложено о том, что «стороны обязуются не предоставлять свои территории для совершения агрессии или военных действий против любой из договаривающихся сторон». Таким образом, у США и других стран НАТО имеется потенциальная возможность для создания военных баз на Каспии, предназначенных для ведения военных действий против некаспийских государств. А после того, естественно, и получение доступа к новым транзитным коридорам для использования в своих стратегических целях.

Необходимо отметить, что сейчас подобная схема активно отрабатывается на Чёрном море. В конце июля бывший командующий войсками НАТО в Европе отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис заявил, что США и страны альянса могут сопровождать грузовые суда с зерном совместно с тремя крупными странами НАТО в Чёрном море (Болгарией, Румынией и Турцией) и при наличии угрозы открывать огонь по кораблям российского флота. Следует напомнить, что в связи с прекращением зерновой сделки, после того как Москва отказалась участвовать в ней из-за несоблюдения участниками соглашения оговоренных в нем условий, Минобороны России заявило, что с 20 июля все суда, следующие в украинские порты Чёрного моря, будут рассматриваться российской стороной как перевозчики грузов военного назначения.

По мнению экспертов, сопровождение судов с зерном в Чёрном море военными кораблями альянса будет означать нарушение Конвенции Монтрё, принятой в 1936 году и сохраняющей за торговыми судами свободу передвижения через проливы в мирное и военное время, но устанавливающей различные режимы плавания, в том числе ограничивая пребывание в Чёрном море военных кораблей нечерноморских государств тремя неделями.

В свою очередь, по мнению турецкой прессы, «Турция может оказаться в «рискованной» ситуации, если корабли НАТО пройдут через турецкие проливы и выйдут в Черное море. Поэтому зерновая сделка была осуществлена под руководством ООН, и ООН должна и впредь находиться в центре подобных шагов по деэскалации, а Турция должна и впредь действовать осторожно в этом отношении, Монтрё должен неукоснительно выполняться».

Резюмируя обозначенное выше, констатируем: на сегодняшний день в имперские планы англосаксов входит контроль уже над двумя морями – Чёрным и Каспийским...

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8741
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика