Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин заявил на днях, что российская сторона «отвергает политические условия» Киева для возобновления аммиакопровода Тольятти - Одесса. Россия рассматривает экспорт аммиака как «обоюдовыгодный коммерческий проект». Замминистра отметил также, что требования Киева по этому вопросу передавались «и через посредников - через структуры ООН».
Возобновление экспорта российского аммиака - основного компонента для химудобрений по маршруту Тольятти – порт Одесса обсуждается в рамках «зерновой сделки» между Украиной, Россией, Турцией и ООН. Регулярный транзит по этой артерии приостановлен в конце февраля 2022 года.
Протяжённость действовавшего с 1980 года продуктопровода Тольятти - Россошь - Днепропетровск - Одесса составляет 2420 км, в том числе по территории РФ - 1430 км; годовая мощность - до 2,7 млн тонн. Решение о его строительстве было принято руководством СССР и компанией Арманда Хаммера «Оксидентл петролеум» (США) в 1973 году (соответствующее постановление правительства СССР вышло в июне 1975 г.).

Маршрут проходит по пяти областям РФ (Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской), Луганской Народной Республике (в составе РФ с сентября 2022 г.) и по трём областям экс-Украинской ССР. Экспорт аммиака через Одессу осуществлялся в основном в США (до 50% объема), во Францию (свыше 15%) и еще в 10 стран дальнего зарубежья.
Для этой артерии поставлялись с Запада трубы и смежное оборудование, закупленные по льготному кредиту (1975-77 гг.) от финансовых структур США в 210 млн долл. сроком на 25 лет. Кредитные средства частично направлялись на строительство «Тольятти-Азота» - завода аммиака и карбамида (в Куйбышевской, ныне - Самарской области РФ) и Одесского экспортного терминала.
К началу 2000-х был разработан проект химтерминала в порту Тамань (Краснодарский край), заменяющего Одесский терминал. Недавно было официально подтверждено, что мощность Таманского терминала составит 5,5 млн тонн аммиака в год. Первая очередь в 2 млн тонн вступит в действие в конце 2023 г. Вторую очередь в 3,5 млн тонн планируется ввести в строй не позже 2026 г.
Поставки на терминал будут осуществляться по железной дороге или по новому ответвлению аммиакопровода Тольятти - Одесса из Белгородской области.
Наш корр.





