Евразийский фонд стабилизации и развития почти полтора десятилетия играет большую роль в интеграции континента. При этом ЕФСР имеет ряд существенных отличий от МВФ и других фондов, используемых пресловутым коллективным Западом в своих политических целях.
ЕФСР ведёт свою историю с 2009 года – тогда Россией совместно с Казахстаном, Арменией, Белоруссией, Киргизией и стремившимся к большему сближению с ними Таджикистаном был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ). Он сыграл заметную роль в преодолении последствий глобального экономического кризиса. В дальнейшем фонд предоставлял помощь в стабилизации национальных экономик стран-членов. Их правительства обращались за помощью фонда и во время пандемии COVID-19.
Как региональный финансовый механизм с располагаемыми средствами в $8,513 млрд, АКФ стремился, прежде всего, стабилизировать национальные экономики стран-членов. В этом был заинтересован главный донор фонда Россия.
После ребрендинга фонд продолжил стимулировать устойчивость национальных экономик. ЕФСР и сейчас осуществляет эту миссию. Он также содействует интеграции шести постсоветских республик, которая работает и на стратегическую цель фонда, и на реализацию национальных интересов стран-членов.
Поэтому по линии ЕФСР правительства государств-членов получают кредиты на поддержку бюджетов и платёжных балансов. Фонд также выдаёт гранты на финансирование государственных социальных программ. Тем самым обеспечиваются социальные обязательства и минимизируются риски дефолта.
ЕФСР предоставляет также инвестиционные кредиты. Получателями или гарантами выступают правительства членов фонда. На средства фонда могут рассчитывать также субъекты хозяйствования. Например, Белоруссия со взносом в размере всего в $10 млн получила доступ к средствам ЕФСР в размере $1,9564 млрд, что составляет 21% от общей суммы средств фонда. Его проектный портфель в республике представлен финансовыми кредитами и с учётом реализованных и текущих проектов составляет $4,56 млрд.
В 2011-2013 годах фонд направил $3 млрд на поддержку стабилизационной программы Совмина Белоруссии. Официальный Минск не выполнил весь пакет рекомендаций фонда, имея своё видение расходования выделенных под стабилизацию средств. Тем не менее вслед за этой программой РБ получила от фонда $2млрд семью траншами в течение 2016-2018 годов. В этот период официальный Минск тщетно добивался от МВФ, ВБ и других западных фондов финансовой помощи.
В 2020 году ЕФСР оказал финансовую помощь Белоруссии в размере $500 млн. Средства пошли на поддержку госбюджета в условиях пандемии COVID-19, которую официальный Минск отрицал, называя «коронапсихозом». При этом деньги запросил, они были выделены решением Совета фонда от 9 октября и до 16 октября в полном объёме были получены Белоруссией.
Столь же оперативно фонд помогал не только официальному Минску, но и Бишкеку, и другим заинтересованным сторонам. Киргизия с символическим взносом в $1 млн получила лимит средств фонда в размере $279,5 млн. Примерно в такую сумму оценивается вывезенное свергнутым киргизским президентом Курманбеком Бакиевым, получившим политическое убежище в Белоруссии и инвестировавшим часть вывезенного в белорусские проекты.
Проектный портфель ЕФСР в Киргизии представлен инвестиционными кредитами на $290 млн. Средства были направлены на энергетику, сельское хозяйство, транспорт, а также дорожное строительство (в частности, реабилитацию автомобильной дороги Арал – Суусамыр как важного участка транспортного коридора Север-Юг).
Таджикистан имеет столь же символичный взнос в $1 млн с лимитом в $186,3 млн. При этом проектный портфель фонда в республике составляет $110 млн долларов. Первый кредит фонда был направлен именно в Душанбе: летом 2010 года республика получила $70 млн «на поддержку социальных расходов бюджета».
В декабре 2015 года Совет ЕФСР решил выделить Таджикистану второй финансовый кредит в размере $40 млн «на поддержку экономических реформ в стране в 2016-2017 годах». В декабре 2018 года фонд одобрил заключение Евразийского банка развития (ЕАБР управляет средствами ЕФСР) на инвестиционную заявку республики о предоставлении инвестиционного кредита из средств фонда для финансирования проекта «Реабилитация Нурекской ГЭС. Фаза 1». В том же декабре 2018 года Совет фонда одобрил финансирование в Таджикистане проекта «Караван здоровья».
В 2020 году Таджикистан получил от ЕФСР $50 млн «на поддержку государственного бюджета в условиях пандемии COVID-19». В следующем году республика получила ещё $3 млн на проект «Мобильная диагностика COVID 19». Средства были выделены «в рамках внеочередного конкурса на предоставление грантов из средств ЕФСР на цели борьбы и реагирования государств-участников ЕФСР на последствия COVID-19 для финансирования социальных проектов».
Армения со взносом $1 млн получила лимит в $1,211 млрд. Проектный портфель ЕФСР в республике составляет $300 млн по финансовым кредитам и $190 млн по инвестиционным кредитам, из которых $150 млн выделено на транспорт и $40 млн на сельское хозяйство. На стадии подготовки находится один инвестиционный проект по направлению «Сельское хозяйство» на $25,2 млн.
ЕФСР в рамках выделения грантов для финансирования социальных проектов 27 декабря 2021 года одобрил финансирование армянского проекта «Энергоэффективные регионы: задействование механизмов повышения энергосбережения в общественных зданиях и содействие развитию зелёной энергетики. Выделено из средств фонда $1,7 млн.
Официальный Ереван получил также финансовую поддержку по ряду других направлений: на развитие здравоохранения, создание электронной биржи труда, инфраструктурные проекты. Среди них – строительство резервуара Мастара, модернизация оросительных систем и строительство автодорожного коридора «Север-Юг».
Лишь у России и Казахстана не было необходимости обращаться к фонду за антикризисной помощью. Их средства фактически находились в обороте правительств других государств-членов фонда, использовались для решения их проблем.
При этом ни один из получателей преимущественно российских денег по линии фонда до сих пор не признаёт суверенитет Российской Федерации над новыми территориями после расширения с 2014 года. Ни Бишкек, ни Минск, ни Душанбе, ни Ереван не выступают открыто с поддержкой России в СВО.
Несмотря на эти и другие особенности, реципиенты ЕФСР регулярно получают финансовую помощь с одобрения Москвы. С её стороны нет политических требований или столь же жёстких условий, коими США и ЕС обусловливают кредитование, например, Молдавии или Украины.
Аналитики ЕФСР подсчитали: за последние 15 лет международные финансовые организации и агентства по развитию реализовали в Евразии более 3,8 тыс. операций суверенного финансирования на $90 млрд. Средства выделили 16 доноров, в том числе по линии USAID и других западных структур. Получателями были 11 государств.
База данных суверенного финансирования (SFD) учла также помощь, оказанную по линии АКФ/ЕФСР. Выглядит она своевременной, экономически обоснованной и социально важной.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram