Газовый ОПЕК: в чем выигрыш для России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.09.2024 |

Газовый ОПЕК: в чем выигрыш для России

Регулирование газового рынка, не жёсткое, а по образу и подобию нефтяного ОПЕК, вполне способно стартовать на региональном уровне – для начала в масштабах ЕАЭС.

Это сейчас ситуация на газовом рынке более или менее стабилизировалась, а ещё осенью целым регионам, и прежде всего Европе, грозил настоящий энергетический коллапс. Комиссары ЕС сегодня уже торопятся с победными реляциями, давая понять, что сработали санкции и введение потолка цен на сырьё из России. Однако положение дел может измениться и не обязательно к лучшему, буквально в одночасье.

Как ни странно, к этому может привести не рост и не падение, а просто выход мировой экономики из нынешнего противоречивого состояния, когда цифры роста никак не отражают её реальных проблем. Причём как у развитых стран, так и у «новых лидеров» вроде Китая и Индии. Идея создания газового аналога нефтяной ОПЕК, казалось бы, забытая на годы вперёд, вновь обрела актуальность. И дело даже не в том, что на рынке углеводородов случился своего рода переворот на 180 градусов. Ведь если раньше волатильность цен на нефть будоражила рынок газа, то теперь, напротив, именно газовые цены угрожают относительному спокойствию на нефтяном рынке.

Причин такого разворота рынков мы насчитали как минимум четыре. Первая – это беспрецедентное давление Запада на «Северный поток – 2» и Россию, которая достраивала его фактически в одиночку. Всё завершилось блокировкой пуска и диверсией в месте прокладки обоих «Северных потоков». Известно, что на данный момент восстановление трубопровода, как и первого газового потока, остаётся под большим вопросом.

Второй причиной газовой разбалансировки стали пандемия и все ограничения, связанные с ней. Стоит только удивляться, как ОПЕК, опираясь на известные соглашения с плюсами, сумел удержать в реально контролируемом диапазоне цены на чёрное золото. Характерно, что именно ОПЕК своей нейтральной позицией не позволил загнать в угол и российский экспорт нефти, а также помог смикшировать негативные последствия введения потолка цен.

       

Тот факт, что сейчас на повестке дня уже эмбарго на российское дизельное топливо, можно рассматривать как последнее следствие следующей - третьей - причины проблем с ценами на газ. Начатая Россией почти год назад СВО на Украине, по сути, развязала западным оппонентам руки в войне санкций. Но все они, в том числе и дизельное эмбарго, – это не более чем последовательная серия попыток лишить Россию значительной части экспортной прибыли.

Четвертая, а по значимости, скорее всего, первая из причин всех газовых потрясений – это стремление США обеспечить сбыт своего неконкурентно дорогого ещё до недавнего времени сжиженного газа. О том, что это именно так, свидетельствует и сам по себе рост цен, и факт выхода США в лидеры по экспорту СПГ.      

На любом рынке согласованные действия продавцов более вероятны, чем сговор покупателей, однако американский газовый пасьянс, разложенный на данный момент вполне удачно, вряд ли сильно устраивает других экспортёров голубого топлива. Дело в том, что за счёт локальных скачков цен они выигрывают отнюдь не так много, как за счёт стабильно высоких объёмов экспорта и долгосрочных контрактов.    

 Именно с этим, скорее всего, и связаны подвижки в пользу некоего широкого международного соглашения по экспорту газа. Первые шаги, пусть и не совсем удачные, в этом направлении Россия уже сделала, предложив Казахстану и Узбекистану создать некий среднеазиатский газовый союз. Речь идёт не о каком-либо подобии газового хаба в Турции, хотя и это вполне реальный проект. В настоящее время России, как, очевидно, и её потенциальным партнёрам в Центральной Азии, как воздух, нужна стабильность с газовыми потоками на новых направлениях, альтернативных западному.

Азиатские партнёры тянутся к России среди прочего потому, что именно по её территории возможен масштабный и стабильный газовый экспорт. Ныне существующие газовые хабы и газовые союзы пока не идут ни в какое сравнение с ОПЕК и почему бы не опереться на тамошний опыт консолидации усилий стран со схожими интересами? При этом, проводя зондаж в Астане и Ташкенте, в Москве явно просчитывали риски, связанные с готовностью партнёров из Центральной Азии в очередной раз продемонстрировать некую экономическую и политическую независимость.

Однако неожиданный российский экспромт едва не стал серьёзным просчётом нашей экономической дипломатии, поскольку из Астаны и Ташкента однозначного «да» Москва пока не дождалась. Но ведь жёсткого «нет» тоже не прозвучало, а в ходе последовавшего вскоре блиц-визита главы российского государства в Туркмению, по всей видимости, была затронута и тема газа. Никаких подробностей пока не сообщается, однако СМИ трёх бывших советских республик уже вполне лояльно дискутируют на тему газового ОПЕК.

Эксперты сразу напомнили позицию одного из саудовских принцев Абдель Азиза бен Сальмана, возглавляющего Минэнерго страны и отметившего, что «рынкам газа, включая сжиженный, и угля не хватает коллективного регулирования». Хорошо известно, как смотрят на подобную перспективу в Алжире и Катаре, где пример «расширенного регулирования рынка нефти в рамках ОПЕК+» однозначно называют положительным. Схожая позиция, кстати, и у Азербайджана, и Ирана.  

Попытки создать некий газовый аналог ОПЕК предпринимаются ещё с начала «нулевых» годов. Однако на данный момент удалось сформировать только нечто вроде консультационных органов без реальных рычагов регулирования. Международный газовый союз, вроде бы глобальная организация, которая объединила производителей газа, занят исключительно аналитикой и прогнозированием, как правило, не слишком точным. А чуть более авторитетный Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) - Gas Exporting Countries Forum (GECF) занят в основном рекламой и выставками.

Между тем со стороны газодобывающих стран есть вполне конкретный запрос на то, чтобы сглаживать волатильность на газовом рынке, в последнее время просто экстремальную. Ведь подавляющее большинство крупных газовых проектов – не только долгосрочные, но и требующие максимально стабильного финансирования. Однако нынешняя ситуация с постоянно меняющейся конъюнктурой спроса сильно осложняет жизнь газовикам. Они справедливо считают, что, когда спотовые цены сильно колеблются, всё это точно нуждается в донастройке.

Против газового картеля, даже как слабой копии ОПЕК, безусловно настроены в Европе, Корее и Японии, вряд ли «газовое согласие» устроит и Китай, который сейчас беспардонно пользуется сложностями России, сбивая цены покруче, чем любой потолок или эмбарго. Против картеля наверняка выступят и США, и не потому, что они и без того вышли в лидеры газового рынка.

И уж точно дело не в том, что аналог ОПЕК, крайне слабо контролируемого американскими финансовыми структурами, не стыкуется с антимонопольным законодательством США. Просто у заокеанского бизнеса теперь очень удобные позиции импортёра и экспортёра в одном флаконе как на нефтяном, так и на газовом рынке. И платить какую-то маржу за некое «углеводородное согласие» американские газовики и нефтяники не позволят ни республиканцам, ни демократам, кто бы из них ни был при власти.  

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3786
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика