Энергетика Армении под углом зрения общего для ЕАЭС рынка электроэнергии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Энергетика Армении под углом зрения общего для ЕАЭС рынка электроэнергии

В начале февраля в Алматы прошло очередное заседание Межправительственного совета Евразийского экономического союза, в ходе которого участники договорились о равном доступе к мощностям друг друга по передаче электроэнергии.

Документ, подписанный премьер-министрами государств-участников ЕАЭС, содержит правила, по которым они предоставляют друг другу доступ к электросетям на недискриминационной основе. Это позволит не только проще торговать электроэнергией внутри ЕАЭС, но и экспортировать ее с учетом растущих потребностей в мире. «Страны ЕАЭС способны не только удовлетворить собственный спрос на электроэнергию, но и помочь дружественным государствам на основе баланса интересов», – сказал премьер-министр России Михаил Мишустин.

Напомним, что, согласно ранее достигнутым договоренностям, страны ЕАЭС готовятся создать общие рынки электроэнергии и газа до 2025 года. По нашей оценке, позиция армянских властей по данному вопросу более близка позиции Беларуси и Кыргызстана, являющихся, как известно, импортёрами углеводородного сырья. Армения крайне заинтересована в скорейшем консенсусе по проекту формирования общего рынка газа ЕАЭС, заявил в Алматы Никол Пашинян: «Важнейшим составляющим интеграционного сотрудничества ЕАЭС считаю формирование общих рынков энергоресурсов. В этом контексте отмечу нашу заинтересованность в скорейшем достижении консенсуса по неурегулированным вопросам проекта международного договора о формировании общего рынка газа и еще раз подтверждаю готовность к конструктивному подходу по их решению».

В рамках вопросов общего электроэнергетического рынка ЕАЭС Н. Пашинян подчеркнул, что считает актуальными гибкие и многовекторные подходы, заложенные в основе правил доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии. В частности, такие правила позволят обеспечить подсоединение Армении к системам государств-членов ЕАЭС через страну, не являющуюся таковым, в нашем случае через Грузию, тем самым формируя технико-правовые предпосылки для заключения взаимовыгодных рыночных контрактов.

В этой связи заметим, что в Армении идёт строительство новой, третьей по счёту высоковольтной линии электропередачи в Иран, а также стартует строительство ЛЭП в Грузию. Для республики это позволит создать и физические мощности для перетоков электроэнергии как с этими соседними странами, так и с партнёрами по ЕАЭС.

Комментируя перспективы общего энергетического рынка, профильный эксперт Артур Аветисян отметил, что Армения не сможет воспользоваться общим рынком электричества ЕАЭС, не имея для этого готовой инфраструктуры, а потому с вышеупомянутыми линиями электропередач нельзя медлить, дабы вовремя воспользоваться и рынком ЕАЭС, и электроэнергетическим коридором «Север – Юг» (Россия – Грузия – Армения – Иран).

К сожалению, сроки сдачи в эксплуатацию ЛЭП Иран – Армения постоянно откладываются. Напомним, что соглашение об электроэнергетическом коридоре «Север – Юг» было подписано еще в 2016 году, но полноценные перетоки электроэнергии по нему могут начаться только с непрерывными линиями электропередачи высокого напряжения (400-500 кВт). Они имеются между Россией и Грузией, дальше нужно построить их на участках Грузия – Армения и Армения – Иран. Как было упомянуто выше, линия на Иран уже строится, а в Грузию начнёт строиться в этом году. Строительство иранской линии несколько раз откладывалось, теперь ее обещают закончить к концу 2023-го, но даже в этом случае понадобится дополнительное время на подключения, то есть реально она заработает не раньше 2024 года.

 Очевидно, что самая лучшая схема не будет работать при отсутствии технических возможностей. Это касается и закупок газа из Туркмении, о вариантах которых в последнее время много говорится в Армении. Они тоже будут строиться по «своповой» схеме: Туркмения подаст газ в Иран, который столько же направит в Армению, однако и здесь нужна инфраструктура. Кроме того, если Армения стремится быть не только транзитёром, но и достаточно крупным экспортёром электроэнергии, то нужно понять, какие мощности она сможет обеспечить.

Между тем с 1 февраля в республике начался первый этап либерализации рынка электроэнергии. Электросеть в республике останется одна, ею будут управлять «Электросети Армении», просто продавать электричество будут уже не только они, но и частные поставщики. У «Электросетей» на фиксированных тарифах смогут (при желании) остаться население и малый бизнес, в то время как средний и крупный должны будут перейти на рыночные цены.

По факту рыночные тарифы действует уже 10 месяцев, и ряд крупных промышленных предприятий перешли на рыночные закупки, на которые перешло уже около 15% всей генерации в стране.

Заметим, что во время проведения Межправительственного совета ЕАЭС в Алматы глава российской государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачев заявил, что корпорация предложит соседям по ЕАЭС передовые технологии, которые будут ею внедряться. Со всеми странами ЕАЭС ведутся переговоры по созданию генерирующих мощностей и атомных станций. Практически со всеми странами идут переговоры о создании генерирующих мощностей атомных станций «в сегодняшнем нашем бестселлере ВВЭР-1200» и малой, и средней мощности.

К концу минувшего года армянская сторона определилась с типом реактора для новой АЭС – это будет водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР) мощностью в 1 тыс. мегаватт. Советник генерального директора ЗАО «Армянская АЭС» Гера Севикян отметил, что местные специалисты больше склоняются к модификации реактора типа ВВЭР ТОИ мощностью в 1300 мегаватт. Уже к 2024 году армянская сторона должна подписать соглашение о возведении нового ядерного энергоблока. С учетом возможности продления ныне действующего второго энергоблока Армянской АЭС до 2036 года и сроками строительства объекта, занимающего от 8 лет и более, необходимо уже через два года иметь на руках соответствующее соглашение.

В настоящее время специалисты готовят технико-экономическое обоснование проекта для последующего его представления в правительство и решения вопроса с финансированием. Специалисты двух стран уже начали предварительные переговоры по проекту нового атомного энергоблока. Согласно проекту решения, правительство разработает рабочую программу с учетом необходимых финансов для осуществления работ, укажет источники финансирования и конкретные действия.

Г. Севикян назвал проект решения правительства необходимым, но несколько запоздалым. Отвечая на вопрос о средствах, на которые будет проведено переоснащение, он сослался на обсуждения в министерствах экономики и финансов. По его мнению, основное финансирование вновь будет за счёт внутреннего кредитования, а также за счёт российской финансовой и профессиональной помощи (однако в Ереване не согласны со стоимостью и графиком, предложенным российской стороной).

Дело в том, что до 2026 года Армения обязана подготовить документы о том, что она довела свою атомную станцию до того состояния, в котором та сможет проработать после этого срока ещё как минимум 10 лет. Российская сторона предлагает другие сроки, что также вызывает споры. Необходимо провести исследовательские работы на действующем энергоблоке АЭС, чтобы понять, в каком состоянии находятся действующие системы и оборудование и можно ли их эксплуатировать еще 10 лет. После этого будет понятно, что именно необходимо заменить. Кроме того, по словам Севикяна, на АЭС нужно провести дополнительные работы по повышению уровня безопасности, что также – процесс недешёвый и небыстрый.

По предварительным оценкам, стоимость продления срока службы ААЭС на 10 лет обойдется в 130-170 млн долл. Цена в основном будет зависеть от того, кто делает работу. Если ее будет осуществлять армянская сторона, то она обойдется по нижней шкале, а если привлечь российскую или другую иностранную организацию – то по верхней. Этот вопрос обсуждался и во время визита в Армению генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси в начале октября 2022 года. Не исключено, что МАГАТЭ окажет Армении содействие в проведении вышеупомянутых исследовательских работ, составлении необходимого пакета документов, возможно, в приобретении одного-двух приборов.

 Напомним, что в стране последние два года шли активные обсуждения вопросов строительства атомного энергоблока средней мощности в 600 мегаватт и модульных малых блоков по 50 мегаватт. Между тем Мецаморская АЭС по-прежнему остаётся одним из главных объектов экономического влияния России в Армении. Следует отметить, что после перезапуска второго блока ААЭС в 1995 году, на станции не произошло ни одного серьезного инцидента.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1894
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика