ЕАЭС–Азербайджан: сотрудничество, перспективность которого растет год от года - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.09.2024 |

ЕАЭС–Азербайджан: сотрудничество, перспективность которого растет год от года

Сотрудничество тех или иных стран с Евразийским экономическим союзом в последние годы становится одним из важнейших векторов торгово-экономических отношений на континенте. Уже сегодня созданы различные зоны свободной торговли, заключены тысячи договоров и меморандумов, а последние события на международной арене свидетельствуют о том, что ЕАЭС постепенно превращается в один из региональных центров притяжения мировой торговли. Поэтому неслучайно вопрос расширения взаимовыгодного сотрудничества с «евразийской пятеркой» оказался на повестке дня и в Азербайджане.

 Проблемы и перспективы сотрудничества Азербайджана с ЕАЭС обсуждаются с первых лет существования Союза. В Баку всегда подчеркивали, что готовы вступать в различные союзы только в том случае, если они принесут выгоду стране. После создания ЕАЭС там проявляли осторожность по вопросу о перспективе присоединения к новому объединению, хотя и абсолютного отторжения подобной идеи также на высказывали. Со своей стороны, в России и Белоруссии неоднократно подчеркивали, что сближение Евразийского союза с Азербайджаном пойдет на пользу всем сторонам интеграции. В 2015 году Александр Лукашенко, встречаясь со азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, отмечал, что «мы высоко ценим нашу дружбу и готовы также искренне и открыто содействовать продвижению ваших интересов в Евразийском экономическом союзе».

Правда, на протяжении последующих лет Азербайджан продолжал придерживаться политики лишь двусторонних отношений со странами Союза, что было связано не только с экономическими вопросами, но и политической обстановкой в регионе.

В частности, в Баку долгое время в формировании в ЕАЭС единых рынков нефти, нефтепродуктов и газа видели для себя не столько новые возможности, сколько ограничения, так как данный процесс требует наднациональной координации внешнеторговой политики, открытия доступа к инфраструктуре, признания единых правовых норм и стандартов и пр. С этой точки зрения Азербайджан всегда придерживался полной свободы в принятии решений, что серьезным образом тормозило любые переговоры о расширении сотрудничества страны с ЕАЭС как единой структурой. Кроме того, азербайджанские власти высказывали обеспокоенность и в связи с возможным ростом дисбаланса внешнеторгового сальдо, так как открытие азербайджанского рынка для продукции Белоруссии, Казахстана и особенно России вполне может увеличить импортную составляющую торговли, что, по мнению многих в Баку, негативно скажется на местном производителе.

Нельзя забывать и политической составляющей проблемы, связанной с азербайджано-армянскими отношениями. Вплоть до 2021 года в Баку считали, что вступление страны в ЕАЭС будет означать фактическое прекращение изоляции Армении, что было основной политикой в регионе последних десятилетий. Одновременно власти республики опасались осложнения экономических и политических отношений с Евросоюзом и Турцией, где довольно неоднозначно смотрят на любое расширение сотрудничества третьих стран с Россией, видя в этом угрозу своим интересам. Все это, а также многое другое долгие годы становилось причиной нерешительности Баку в вопросе сближения с Евразийским союзом, и лишь недавно ситуация начала меняться.

За последние годы в Азербайджане все чаще стали говорить о перспективах присоединения к ЕАЭС, даже если речь шла лишь о статусе наблюдателя, как это было предложено в 2021 году. Главным поводом для этого стало осознание руководством республики того, что без региональной экономической интеграции, евразийской кооперации и формирования единых рынков сбыта Азербайджану будет крайне сложно претендовать на существенное повышение конкурентоспособности национальной экономики. Особенно в условиях укрепления позиций в регионе не только Турции, но и Китая.

Кроме того, после военных действий в Нагорном Карабахе в 2021 году и последовавших после этого соглашений с Арменией в азербайджанской столице стали открыто говорить о том, что теперь главной проблемы в отношениях с Ереваном нет, а значит, можно начинать строить с соседом новые отношения, в том числе и в рамках существующей постсоветской интеграции. Как считают азербайджанские власти, остающиеся вопросы уже не настолько критичны, чтобы продолжать прежнюю политику изоляции Армении. Тем более когда речь идет о возможных экономических выгодах.

Если обратиться к статистике, то становится очевидно, что в последние годы Азербайджан последовательно расширял свои торговые отношения со странами ЕАЭС. Только за 2021 г. рост составил 14%, а за 9 месяцев текущего года – уже 31%. При этом пока удельный вес стран Союза во внешней торговле Азербайджана составляет всего 8%, и лишь около 2% экспорта этой страны идет в направлении объединения, в то время как основными торговыми партнерами Баку остаются Турция и страны ЕС. Последнее не удивительно, так как основу азербайджанского экспорта составляет продукция нефтегазовой отрасли. И это, как подчеркивают и в самом Азербайджане, создает для страны определенные риски, особенно в нынешних условиях, когда Европа вошла в острую конфронтацию с Россией и начала резкое снижение потребления углеводородов. Поэтому в Баку в последнее время стали делать упор на диверсификацию своей экономики, в чем расширение сотрудничества с ЕАЭС может сыграть главную роль.

В частности, Азербайджан мог бы диверсифицировать свой экспорт за счет поставок в страны ЕАЭС по льготным тарифам несырьевых товаров, а также продукции агропромышленного комплекса, которая сегодня востребована на рынках России и Белоруссии. При этом, как считают аналитики, сближение сторон поможет и азербайджанской промышленности. Так, снижение пошлин на импорт металлопродукции, древесины и зерна сделает эти товары дешевле для дальнейшей переработки местными предприятиями, что увеличит их прибыль, а значит, и поступления в казну.

Одновременно, как считают аналитики, в случае вступления в Евразийский союз перед Азербайджаном появятся дополнительные возможности для разблокирования транспортных коммуникаций и создания новых торговых путей, что крайне важно и для стран ЕАЭС. В данном случае следует помнить, что страна занимает центральное место в международных транспортно-транзитных проектах Евразии, таких как транспортные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад», железная дорога «Баку – Тбилиси – Карс» и пр.

С учётом последних событий на международной арене транзитная роль Азербайджана становится одной их важнейших в регионе, что доказывает и последняя статистка: к октябрю 2022 года объем перевозок через территорию страны вырос более чем на 65%. В азербайджанском правительстве уже заявили о желании уделить серьезное внимание новым инфраструктурным проектам, а в августе премьер-министр республики Али Асадов, выступая на заседании Евразийского межправительственного совета, в котором он участвовал в качестве почетного гостя, рассказал о планах строительства двух новых терминалов для перевалки минеральной продукции и зернового терминала. При этом он подчеркнул, что «мы и дальше готовы создавать все условия, чтобы наши партнеры по ЕАЭС могли использовать транзитный потенциал нашей страны».

Помимо экономической выгоды от сближения с ЕАЭС, для Азербайджана есть перспективы и в социально-политической сфере. В частности, расширяются возможности Баку, чтобы подключиться к образовательной и научно-технической интеграции на евразийском пространстве, что позволит жителям страны влиться в свободный рынок труда, формирующийся в объединении. Кроме того, нельзя забывать и о азербайджано-армянских отношениях, которые в последние десятилетия находились в самом плачевном состоянии, а торговли между странами практически не велась. ЕАЭС вполне может стать дополнительной площадкой, на которой Баку и Ереван смогут начать строить новые торгово-экономические и даже политические связи при помощи своих партнеров по Союзу.

Все это в своей совокупности будет идти на пользу и Азербайджану, и Армении, и остальным членам ЕАЭС, для которых важно не только расширение рынка сбыта своей продукции, но и создание бесконфликтного пространства на Евразийском континенте.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1812
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика