Коридор «Север-Юг» и ЗСТ ЕАЭС и Ирана – хребет общеевразийского партнерства - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Коридор «Север-Юг» и ЗСТ ЕАЭС и Ирана – хребет общеевразийского партнерства

Экономическое партнерство Ирана с Россией и в целом с ЕАЭС обретает вполне реальный формат экономического блока. Подтверждением этого является, например, то, что, как сообщил СМИ в середине ноября с. г. Алиреза Пейманпак, замминистра торговли, промышленности и шахт Ирана, иранская сторона «урегулирует формальности по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в течение одного месяца. Это благоприятно скажется на развитии совместного сотрудничества».

Схожее мнение недавно высказал вице-премьер РФ Александр Новак: «Россия и Иран договорились о подписании в ближайшее время соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС». Пока эта зона, всё более выгодная обеим сторонам, действует, напомним, не в полном объеме.

Стратегически важным представляется также развивающееся взаимодействие обеих сторон в сфере евроазиатской транзитной инфраструктуры. Г-н Пейманпак особо отметил, что Иран в рамках экономического партнерства с ЕАЭС «готов предоставить инфраструктуру своих морских портов для реализации соответствующих проектов».

       

Отметим в этой связи, что трансиранский транзитный коридор как центральный сектор международного коридора «Север-Юг» используется отнюдь не первое столетие. Потому что это кратчайший маршрут между большинством стран Европы, с одной стороны, и Южной, Юго-Восточной Азии - с другой. Соответственно, конкурентоспособность по срокам перевозок и экономии транспортных расходов - главные преимущества этого маршрута в сравнении с другими транзитными артериями. Среди недавних тому подтверждений - включение в данный коридор обширной северо-восточной акватории Индийского океана, то есть грузоперевозок на Бангладеш (и в обратном направлении).

Более того: ряд экспертов не исключают дальнейшего продления коридора «Север-Юг» на Юго-Восточную Азию и далее на Австралию/Океанию. Тем более это возможно, если с российским участием будет реализован давний проект судоходного канала через южнотаиландский перешеек Кра (это кратчайший маршрут между Индийским и Тихим океанами). Такие перспективы того же коридора считаются возможными в связи с планируемой зоной свободной торговли между Таиландом и ЕАЭС. Словом, уже самой географией предначертано комплексное развитие евроазиатского транзитного коридора с участием, прежде всего, России и Ирана.

Характерно, что еще во второй половине 1970-х Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Постоянная конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), оценивая возможности международных транзитных коридоров между Европой и Азией, отмечали максимальную конкурентоспособность маршрута через СССР–Иран. И не только ввиду, повторим, меньших транзитных расстояний и меньших перевозочных затрат. Но еще и потому, что могут быть увеличены как минимум вдвое потенциальные мощности советских портов на Каспии и иранских портов в той же акватории и в бассейне Персидского залива. То же отмечалось применительно к транзитным советско-иранским железнодорожным артериям. Было также рекомендовано активнее развивать паромное сообщение между каспийскими портами СССР и Ирана.

По целому ряду причин, в том числе политических, полноценное выполнение таких рекомендаций стартовало в РФ и Иране лишь в начале 2000-х. К настоящему времени, по имеющимся оценкам, темпы роста грузового транзита по коридору Каспий–Иран–Персидский залив/Индийский океан составляют с начала 2020-х примерно 10% ежегодно. Этот показатель прогнозируется в 12-14% с 2025 года в связи с тем, что не позже середины 2020-х, во-первых, планируется завершить реализацию ряда инфраструктурных проектов в российском и иранском Прикаспии, а также в иранском секторе Персидского залива. Во-вторых, предполагается окончательно согласовать ставки тарифов на перевозочные, перевалочные, складские и смежные транзитные услуги в российском и иранском секторах коридора.

В контексте же его развития отметим также всё более активную реализацию транзитно-инфраструктурных проектов в странах Закавказья и Туркменистане. Что, разумеется, нацелено на привлечение в коридор новых транзитных грузопотоков. Причем их освоение, по иранским оценкам, постепенно перемещается в регион Ирана, расположенный на стыке Персидского залива и непосредственно Индийского океана. В связи с этим планируется уже в ближайшие годы минимум вдвое повысить пропускную способность порта Чабахар в этом регионе и примыкающей к нему железной дороги. Причем не исключаются капиталовложения Индии в чабахарский проект.

Впрочем, коридор «Север-Юг» располагает и электроэнергетическим измерением. Если поподробнее, Россия, страны Закавказья и Иран со второй половины 2010-х реализуют проект электроэнергетического «моста», нацеленного на максимальное обеспечение спроса на электричество в данных странах за счет двусторонних или коллективных электропоставок внутри указанного электрокоридора.

Не менее половины объема оборудования по этому проекту обеспечивается российской стороной; в рамках проекта оно производится и по технологической кооперации тех же стран. Заметим также, что данный электрокоридор в перспективе намечено продлить в Ирак и оттуда - в Сирию. К тому же единый технологический режим ныне охватывает в целом до трети общей мощности электросистем Ирана и Ирака.

Данный проект реализуется поэтапно, и к настоящему времени обозначены весьма существенные результаты в этом процессе. Министр энергетики Ирана Али Акбар Мехрабиан в конце ноября с. г. заявил СМИ, что «уже завершена предварительная синхронизация режимов работы электросетей России и Ирана» (имеется в виду единый технологический режим работы электросистем. - Ред.). Министр уточнил, что «в ближайшее время будут реализованы технические меры для общей синхронизации электросетей Ирана, Армении, Азербайджана и России». Плюс к тому, по словам г-на Мехрабиана, «предметно обсуждается вопрос бартера электроэнергии (обмена поставками электричества. - Ред.) с соседними странами».

Основной маршрут электрокоридора РФ–Закавказье–Иран спроектирован (проходит) через Армению

В этой связи отметим, что пока это единственный крупный проект, в реализации которого участвуют Армения и Азербайджан, хотя сегодня их взаимоотношения, что называется, оставляют желать лучшего. В то же время проект выгоден этим странам, ибо продолжающийся рост спроса на электроэнергию в Иране позволит не только РФ, но также Армении и Азербайджану увеличивать электропоставки в иранскую энергосистему (а в перспективе - и в Ирак, Сирию).

Таким образом, электроэнергетический коридор Россия–Закавказье–Иран, наряду с его очевидными отраслевыми, притом многосторонними выгодами, имеет и внешнеполитическую значимость. Поскольку способствует снижению градуса напряженности между Баку и Ереваном.

Словом, всё более активное сотрудничество Ирана с Россией и в целом с ЕАЭС формирует в Евразии комплексную систему многостороннего экономического и, соответственно, политического партнерства.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2597
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика