Микроэлектроника в ЕАЭС на пороге новой эры развития? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Микроэлектроника в ЕАЭС на пороге новой эры развития?

Санкции стран Запада в отношении Белоруссии и России на сегодняшний день затронули практически все отрасли экономики обеих стран. Это не могло не сказаться не только на ситуации внутри Союзного государства, которое Минск и Москва продолжают строить с 1999 года, но и в Евразийском экономическом союзе, история которого насчитывает пока лишь чуть более семи лет. В сложившихся обстоятельствах страны-участники объединения уже сегодня вынуждены активно реагировать на происходящее, в том числе пытаясь найти опорные точки для расширения сотрудничества и преодоления существующих проблем.

Одной из таких точек многие в ЕАЭС видят развитие промышленной кооперации и формирование высокотехнологичных производств, которые бы позволили союзу стать независимым от критического импорта. В частности, речь идет о микроэлектронике, главным инициатором развития которой сегодня выступает Минск, что совершенно неслучайно.

Известно, что Белоруссия была одной из наиболее развитых республик бывшего СССР с весьма внушительным потенциалом дальнейшего развития, в том числе и в сфере микроэлектронной промышленности. Здесь было создано множество различных конструкторских бюро и предприятий, среди которых особую роль всегда играл минский «Интеграл», продолжающий и сегодня оставаться одним из крупнейших производителей интегральных микросхем и полупроводниковых приборов в Центральной и Восточной Европе с полным циклом разработки и производства.

История предприятия весьма характерна для всей отрасли, которая в 1990-х годах оказалась в серьёзном кризисе и лишь с начала текущего столетия начала свое «воскрешение». За прошедшие десятилетия белорусская микроэлектроника вновь стала востребована на внешних рынках, в том числе в России. Например, «Интеграл», который всегда был вовлечен в работу военно-промышленного комплекса, уже в 2011 году отправлял в РФ 66,5% своей продукции, а с 2012 года туда начало уходить примерно 80%. В прошлом году белорусский производитель экспортировал товаров на сумму около $90 млн, а в текущем панирует нарастить объемы до $115 млн. На сегодня белорусская продукция продолжает оставаться востребованной в радиационно-стойкой электронике военного и космического назначения, в том числе она применялась в создании первого белорусского спутника «Белка».

Конечно, белорусская микроэлектроника не ограничивается только одним «Интегралом» и продолжает развиваться, хотя и с рядом значительных проблем, связанных как с отсутствием достаточного финансирования, так и невозможностью получить новые технологии. Например, можно вспомнить о холдинге ОАО «Планар», являющемся одним из крупнейших предприятий в ЕАЭС по выпуску оборудования для «формирования топологических рисунков на фотошаблонах и полупроводниковых пластинах». Кроме того, в последнее время на инновационную продукцию обратили внимание и в «Горизонте», где начали развивать производство автомобильной электроники, бортовых систем индикации и управления для самолетов и пр.

Все это позволяет властям Белоруссии говорить о том, что республика по-прежнему является одним из лидеров на постсоветском пространстве в производстве микроэлектроники. И в данном случае интерес к белорусской продукции есть практически у всех стран ЕАЭС и в первую очередь России. Правда, приходится констатировать, что в прошлые годы белорусско-российское сотрудничество в данной отрасли не всегда шло гладко, а объявляемая Минском и Москвой кооперация высокотехнологичных производств неизменно наталкивалась на серьезные препятствия.

В данном случае весьма показательным была ситуация с пресловутыми пятью совместными проектами по интеграции, в рамках которых планировалось объединить работу белорусского «Пеленга» с «Роскосмосом», а «Интеграла» – с «Росэлектроникой». Как известно, проекты так и остались на бумаге и только после развернувшейся в последнее время санкционный войны против Белоруссии и России в Минске и Москве снова заговорили о необходимости углубления кооперации. Правда, сегодня речь идет уже идет не только о формате СГ, но и ЕАЭС.

Белорусско-российские отношения, которые после принятия в прошлом году 28 союзных программ перешли на новый уровень развития, сегодня во многом задают тон в Евразийском союзе. Еще осенью 2021 года Александр Лукашенко предложил «наполнить стратегию интеграции Союзного государства конкретными проектами в ключевых отраслях», одной из которых он назвал микроэлектронику. Результатом этого стало утверждение в декабре программы совместных действий в области развития данной отрасли, а в начале апреля российский Минпромторг и белорусский Минпром подписали меморандум, содержащий обязательства совместного развития производств, использования изделий электронной компонентной базы и технологического оборудования. Кроме того, до конца года планируется подписать межправительственное соглашение, по которому предполагается развитие совместных проектов в сфере микроэлектронных технологий, а также «проектирование и производство электронной компонентной базы и электронного машиностроения».

Как отмечал ранее президент Белоруссии, он сумел договориться с Владимиром Путиным о выделении отдельного финансирования на продукты предприятий данной отрасли, которые сегодня крайне востребованы в России. Особенно в нынешних условиях санкционного давления, которое в Минске и Москве рассматривают как импульс к развитию микроэлектронной промышленности. При этом Белоруссия планирует предоставить России свои наработки и получить взамен финансирование. Более того, как отметил в середине июня Лукашенко, для координации совместной работы странам вполне могут понадобиться постоянно функционирующий белорусско-российский орган и даже некое совместное министерство в этой сфере. Правда, все это – перспективы будущего, а сегодня странам предстоит разобраться с тем, что у них есть «здесь и сейчас», а также найти способы преодоления технологического отставания от ведущих производителей.

Развитие отрасли микроэлектронных технологий видится важным и в других странах ЕАЭС. В частности, в мае заместитель министра экономики и коммерции Кыргызстана Вероника Исаева предложила странам Союза открывать совместные предприятия по производству микроэлектроники, отметив, что у ее страны «есть потенциал для увеличения промышленного производства», так как в республике имеются «большие запасы кремния». «Раньше мы производили мощные микроэлектронные продукты, сейчас хотим восстановить это производство», — подчеркнула она.

       

На развитие микроэлектроники стали все больше обращать внимания и структуры ЕАЭС. Еще в декабре прошлого года в департаменте промышленной политики Евразийской экономической комиссии сообщили, что в объединении будет формироваться единое информационное пространство в данной сфере, а также начнется «углубленное экспертное изучение наиболее перспективных направлений кооперационного сотрудничества». Сегодня же в связи с санкционной войной Запада развитие микроэлектронной промышленности стало одной из главных тем в ЕАЭС, в том числе и потому, что страны объединения решили перестать зависеть от иностранных производителей. Правда, как отмечают сегодня эксперты, в краткосрочной перспективе добиться полного импортозамещения по данному направлению у государств Евразийского союза вряд ли получится, так как такой переход потребует огромных финансовых и научных вливаний.

Однако никто в содружестве не собирается сидеть сложа руки. Уже сегодня внутри Союза действует ряд программ поддержки разработчиков и производителей вычислительных компонентов, а также организована деятельность по поддержке научно-исследовательской деятельности в направлении микроэлектроники и сложной вычислительной техники. Все это, как считают в ЕАЭС, в долгосрочной перспективе позволит микроэлектронной промышленности стран Союза «занять свое место в топе мировых производителей».

В целом же необходимо констатировать, что на данный момент электроника, а также электронные компоненты и материалы производятся в странах ЕАЭС все еще в недостаточных объемах и в массе своей уступают по уровню технологичности иностранным аналогам. Например, уровень мирового лидерства сегодня – это технический процесс 5-7 нм, по которому делаются самые современные процессоры и другие компоненты микроэлектроники, в то время как «Интеграл» работает по топологическим нормам 350 нм, а российский «Микрон» серийно производит микросхемы от 250 до 65 нм.

Однако это не означает, что страны ЕАЭС не могут сделать значительный рывок вперед и ускорить процесс развития собственной электроники и элементной базы. При этом для успешного развития микроэлектроники новые проекты должны быть коммерчески выгодными и удовлетворять не только потребности ВПК и космических программ, но и гражданской промышленности. ЕАЭС сегодня остро нуждается в автомобильной и авиаэлектронике, лазерном оборудовании и пр. Это означает, что сама реальность будет подталкивать развитие данной сферы, без которой решить проблему технологического развития евразийского пространства будет практически невозможно.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5550
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика