В минувший сельскохозяйственный год во многих регионах Казахстана из-за недостатка влаги и дефицита кормов аграрии потеряли значительную часть продукции, пострадало животноводство. Так, по официальным данным, в Мангистауской и Кызылординской областях от засухи погибло свыше 1700 голов скота, а, к примеру, в Северо-Казахстанской области в 2021 году средняя урожайность зерновых составила 11,9 ц/га, тогда как в 2020 году – 14,8 ц/га.
Огромные затраты на производство при низких урожаях заставляют фермеров Казахстана балансировать на грани выживания. Несмотря на то, что в стране за годы независимости разработаны десятки программ развития агропромышленного комплекса, ситуация в отрасли практически не меняется. Причина проста: ни одна из принятых правительством программ не решила проблемы низкой производительности и эффективности государственной поддержки, оторванности агронауки от практики, деградации систем сбыта и хранения сельскохозяйственной продукции.
В аграрной отрасли имеется много застарелых проблем, среди которых – отсутствие дешевых долгосрочных кредитов, дефицит профессиональных кадров, сложности с ветеринарной и фитосанитарной безопасностью, нехватка поливной воды, свертывание исследований в области селекции, семеноводства, коррупция. Однако агрочиновники продолжают обещать «тщательно изучить эти вопросы». Тем временем по сравнению с 1990 годом доля сельского хозяйства в структуре ВВП сократилась почти в 6 раз и сегодня едва превышает 4%! И это в стране, где 40% населения проживает в сельской местности.
В этом году в середине марта министерство сельского хозяйства представило в правительстве «План обеспечения продовольственной безопасности на 2022–2024 годы». Согласно этому плану, «в стране будет увеличено производство, хранение и качество сельскохозяйственной продукции. Кроме того, предусмотрены меры по импортозамещению продовольственных товаров, мониторингу фактического и прогнозного баланса производства и потребления продукции агропромышленного комплекса». Названа и цифра общей посевной площади: в текущем году она составит 23,1 млн га, что на 125 тыс. га больше показателя 2021 года. При этом продолжится диверсификация производства.
Это в теории, а что на практике? Вместо работы над увеличением урожайности предлагается площадь посевов пшеницы сократить на 375,9 тыс. га, бахчевых на 2 тыс. га, площадь масличных культур увеличить с 3 млн до 3,5 млн га, картофеля – с 200 тыс. до 215 тыс. га, кормовых – с 3,6 млн до 4,2 млн га. Имеется поручение правительства о снижении площадей водоемких культур, таких как хлопок и рис. Однако, к примеру, зачем при низкой урожайности сокращать посевы пшеницы, если мукомолы уже несколько лет заявляют о нехватке зерна для переработки?
Между тем нынешняя ситуация на рынке, а также высокая импортозависимость сельскохозяйственной отрасли страны по всем материально-техническим ресурсам – от семян до запчастей – ставит под сомнение эти планы аграрного ведомства.
В этом году зима малоснежная, а значит, надо готовиться к засухе. Для обеспечения запаса влаги велись работы по снегозадержанию на полях и пастбищах, но изношенность оросительных сетей и гидротехнических сооружений усложняет ситуацию. «Громадье» правительственных планов и программ в очередной раз может быть сильно скорректировано на местах и не в лучшую сторону.
Проблемой развития АПК остается обновление машинно-тракторного парка. Его темпы в 2021 году составили всего 3% (мировая норма 10%), и это при том, что 80% сельхозтехники уже исчерпало нормативный срок службы. Это связано с тем, что большинство фермеров не имеет возможности покупать новые тракторы и комбайны из-за их дороговизны. Уровень наценки в сравнении с ценой завода-изготовителя составляет примерно 20%.
Кроме того, если во всех странах плата за утилизацию скорее символическая, то в Казахстане за новый комбайн фермер платит утилизационный сбор в размере от 2,7 млн до 13,7 млн тенге. В 2021 году фермеры на оплату утильсбора затратили около 30 млрд тенге! И проблема с этим сбором никак не решается. А ведь помимо всего прочего, использование устаревших машин ведет к увеличению сроков проведения полевых работ, потерям (до 20%) урожая при уборке. Только собственное машиностроение позволит стране закрыть потребность в сельхозтехнике.
Еще один важный вопрос – обеспечение аграриев горючим. Для проведения весеннего сева требуется более 400 тыс. тонн дизельного топлива. По словам министра энергетики Болата Акчулакова, его нынешняя стоимость не должна превышать 212 тыс. тенге за тонну (176 тенге за литр), т. е. этой весной для крестьян она будет ниже сегодняшних цен на АЗС (230-260 тг/л в зависимости от региона) на 25-30%. Однако компетенция законодательного утверждения льготных цен на дизельное топливо для нужд сельского хозяйства у Минэнерго по-прежнему отсутствует. Все держится на «честном слове» поставщиков нефтепродуктов.
Никуда не делась и проблема недофинансирования АПК и, соответственно, своевременного обеспечения полевых работ оборотными средствами, которые нужны крестьянам для приобретения ГСМ, семян, удобрений, пестицидов, подготовку машинно-тракторного парка. Отметим, что ежегодно аграриям для проведения весенне-полевых работ требуется не менее 800 млрд тенге оборотных средств. А выделяемый сегодня государством объем бюджетного кредита обеспечивает проведение весенне-полевых работ лишь на 15-20% посевной площади.
Ничего не поменялось и в нынешнем сезоне. Даже одобренные финансовыми институтами заявки фермеров до сих пор не профинансированы. Причина в том, что выделенные по программе «Кең дала» 70 млрд тенге не поступили в регионы из-за бюрократических барьеров. По состоянию на 1 марта профинансирована лишь треть от предусмотренного объема. И это при том, что на юге страны посевные работы по ранним культурам уже завершены. Таким образом, фермерам снова приходится рассчитывать лишь на собственные ресурсы. Между тем прошлогодняя засуха, введение запретов и квот на экспорт продукции резко ограничили доходы крестьян. У них нет средств, необходимых для приобретения топлива, семян, средств защиты растений, удобрений.
Более того, снижение курса тенге увеличивает стоимость подготовки к севу. К примеру, и так недешевые удобрения, пестициды, семена, запчасти и техника с повышением курса доллара до 500 тенге ударили по покупательской способности аграриев. Ведь именно за валюту нужно покупать агрохимию, сельхозтехнику и запчасти к ней. А чем дороже валюта, тем дороже все это на внутреннем рынке Казахстана.
Зерновой союз Казахстана обратился в правительство с просьбой увеличить объем кредитования весенних полевых работ с ранее утвержденных 70 млрд тенге до 140 млрд. Однако сев в южных регионах страны уже начался, а из-за бюрократических проволочек деньги фермерам до сих пор не поступили даже по ранее одобренным заявкам.
Не решен вопрос и с удобрениями. Так, если год назад тонна минеральных удобрений в Казахстане стоила 150 тыс. тенге, то сейчас – свыше 200 тыс. Европейские цены выросли еще выше: с 200 евро в январе прошлого года до 800 евро за тонну аммофоса сегодня. А значит, фермеры либо не смогут вносить удобрения в нужном объеме (что приведет к снижению урожайности), либо будут вынуждены закладывать новую цену удобрений в себестоимость полученного урожая, что означает рост цен на сельхозпродукцию.
За последние 18 лет объемы субсидий превысили 350 млрд тенге, то есть рост – более чем в 100 раз! Но эффективность их использования вызывает много вопросов. В частности, получают доступ к этим субсидиям, удешевленным кредитам и т. д. лишь немногие из сельхозтоваропроизводителей. Причем, как только начинается, к примеру, субсидирование покупки удобрений, на них вырастает цена. Может, основную часть субсидий направить на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков с тем, чтобы крестьяне получили кредиты под 2-4% годовых, как это делается во многих странах мира? Ведь сельское хозяйство – та сфера экономики, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram