На одном из открытых заседаний правительства Армении премьер-министр Никол Пашинян 17 февраля заявил, что объявлен предквалификационный конкурс на строительство участка Сисиан – Каджаран автомагистрали «Север-Юг». Этот этап продлится 70 дней, после чего прошедшие квалификацию компании смогут принять участие непосредственно в тендере.
60 километров горной дороги между Сисианом и Каджараном – один ключевых участков дороги «Север-Юг» протяженностью в 560 км. Ныне действующая дорога позволяет развивать здесь среднюю скорость около 50 км/ч. Новая дорога позволит «разогнаться» со скоростью в 100 км в час (что сократит время проезда на два часа) и будет благоустроена по всем современным стандартам безопасности.
По словам министра территориального управления и инфраструктур Гнела Саносяна, для строительства участка Сисиан – Каджаран стоимостью в несколько сотен миллионов долларов понадобится 6 лет: «Это совершенно новый дорожный участок, на котором будут построены в общей сложности 27 мостов. Есть более 12 км туннельных участков – пять тоннелей, один из которых будет иметь длину 8,6 км. То есть это очень крупномасштабная программа, и мы сделаем все, чтобы ведущие международные компании проявили серьезный интерес к ней. И если не будет других препятствий, то в конце года мы определим подрядчика».
В свою очередь, Н. Пашинян подчеркнул большое стратегическое значение этого проекта для Армении: «Инвестиционная программа такого масштаба в истории независимой Армении пока не реализовывалась».
Для строительства участка Сисиан – Каджаран Европейский союз намерен выделить Еревану без малого 600 млн евро. Согласно официальным источникам, и без финансирования ЕС правительство Армении готово было объявить тендер на строительство участка – проектно-сметная документация уже полностью готова. В случае отсутствия других источников финансирования правительство использовало бы собственные средства на проведение тендера.
Глава правительства настроен оптимистично: «В результате недавних обсуждений, я имею в виду открытие региональных коммуникаций, мы переформулировали проект «Север-Юг» и превратили его в проект «Север-Юг-Восток-Запад». Одна из ветвей этой дороги или, если говорить коротко, «Армянский перекресток» соединит север и юг, то есть Армению и Иран, другая ветвь – Азербайджан –Армению, а следующая – Нахичевань – Турцию. Будем надеяться, что к концу мы отберем строительную компанию. Конечно, часть проекта «Восток – Запад» не реализована, однако в контексте достижения политических договоренностей и соглашений мы реализуем эту часть очень быстро».
Уже начаты технические и проектные работы по строительству армянского участка железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз. «Надеемся, что достигнутые договоренности будут оформлены в виде документа и в ближайшее время процесс де-юре пойдет полным ходом», – продолжил варчапет. Таким образом, одна из ветвей «Армянского перекрестка» должна соединить Армению с Ираном и Грузией, другая – с Азербайджаном и Турцией.
Но свои проекты вынашивает в регионе не одна Армения. «Конечно, в нашем регионе происходят важные процессы, и эти процессы имеют последствия. У вас есть важные проекты, которые вы будете реализовывать, в том числе Зангезурский коридор. Я прибыл сегодня в Баку, чтобы предоставить информацию о проделанной нами работе по всем этим вопросам и обсудить, какие шаги мы предпримем вместе», – заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во время недавнего визита в Азербайджан.
«Это непонятное для нас выражение, и об этом все знают. С другой стороны, открытие региональных коммуникаций является одним из приоритетов правительства, и в этом направлении предпринимаются конкретные шаги, в том числе в рамках проекта "Армянский перекресток"», – откликнулся 7 марта пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян. Обратил он внимание на постоянное муссирование в СМИ слухов о возможном экстерриториальном статусе дорог (в Баку называет их "коридорами"), которые подлежат разблокировке согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года. Официальный Ереван, в частности в лице секретаря Совета безопасности Армена Григоряна, заявлял, что в логике коридора ни один вопрос не обсуждается и что в рабочей группе на уровне вице-премьеров зафиксировано, что все разблокируемые дороги остаются суверенной территорией данного государства, по которым они проходят.
Азербайджан и Турция, в том числе в рамках Организации тюркских государств, неоднократно заявляли о планах создания экстерриториального «Зангезурского коридора» – железной дороги, призванной соединить Турцию и Нахичеванскую автономию с основной территорией Азербайджана через приграничный с Ираном район Мегри Сюникского марза Армении. Дискутируются в рамках «коридора» и автомобильные маршруты, однако в Ереване многократно заявляли о неприемлемости «коридорной логики». Трёхсторонняя рабочая группа с участием Азербайджана, Армении и России ведёт переговоры о согласованном маршруте автомобильной трассы, и если верить некоторым утечкам, то стороны отдают предпочтение старым маршрутам, которые функционировали еще во времена СССР. Российскую сторону в рабочей группе возглавляет вице-премьер Алексей Оверчук.
В целом идет сложный политический и геоэкономический процесс, частью которого является постепенное разблокирование транспортных коммуникаций. Одним из ключевых элементов этого процесса является нормализация армяно-турецких отношений без каких-либо предварительных условий, подразумевающая установление полноценных дипломатических отношений между двумя странами и разблокировку транспортных коммуникаций, в том числе и железнодорожного участка Карс – Гюмри.
Официально процесс нормализации армяно-турецких отношений поддерживают Россия, США, Франция (сопредседатели Минской группы ОБСЕ), ЕС и Иран. Переговорный процесс ведется через специальных представителей. Со стороны Турции это посол Сердар Кылыч, а со стороны Армении – вице-спикер парламента Рубен Рубинян. С начала года состоялось два раунда переговоров, которые прошли в Москве и Вене.
Открытие железнодорожного участка Карс – Гюмри (закрытого в апреле 1993 года Анкарой после успехов армянских сил во время войны в Карабахе), которая может стать составным элементом «Армянского перекрестка», интересует обе стороны. За процессом нормализации армяно-турецких отношений внимательно следят не только в самой Армении, но и в приграничных районах Турции.
Парламентская оппозиция в лице депутатов фракций «Айастан» и «Честь имею» критикует вероятное открытие маршрута через Мегри, полагая это прологом турецкой экономической экспансии в Армению и серьёзных геополитических рисков. По их мнению, на фоне регулярных совместных азербайджано-турецких военных учений и воинственных заявлений это представляет угрозу не только для Армении, но и для всего региона, где остаётся много нерешённых проблем.
3 марта правительство Армении осуществило перераспределение в государственном бюджете и внесло изменение в одно из предыдущих решений в связи с требованием иметь предварительное задание проекта восстановления железнодорожного участка Ерасх – Мегри. Для подготовки предварительного задания предусмотрено проведение геодезических работ на линии протяжённостью 43 км. Необходимо провести изучение и лабораторные исследования 9 тоннелей (3050 м), 5 перекрёстков, 2 мостов, 20 км дорог, 10 км оросительного трубопровода и 4 зданий станции, а также составить отчеты (предварительная сметная стоимость строительства железной дороги на участках, проходящих по территории Армении, составит порядка 226-230 млн долларов).
Н. Пашинян напомнил, что этот участок железной дороги является армянской частью железной дороги Ерасх – Садарак – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз: «Это очень важное событие, хочу еще раз выразить надежду, что мы также де-юре закрепим договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних встреч в Сочи и Брюсселе (первая – при посредничестве президента России Владимира Путина и вторая, соответственно, председателя Европейского совета Шарля Мишеля. – Авт.). Но до тех пор работа не останавливается. Мы параллельно работаем, чтобы рационально использовать время».
Все это рассматривается в рамках проекта «Армянский перекресток», заверил Пашинян: «Очень важно, что сейчас мы работаем над возможным строительством автомобильных дорог, в том числе новых автомагистралей. И очень важно, что мы также обсуждаем вопрос интеграции этого маршрута с проектом «Север – Юг». Мы уже начинаем полевые работы и в этом направлении, чтобы было больше конкретики».
Проект «Север – Юг» позволит сократить расстояние от иранской границы до грузинской границы с 556 до 490 километров. Дорога существенно облегчит выход к Чёрному морю не только для Армении, но и для Ирана. Напомним, изначально он финансировался на кредитные средства, предоставляемые Азиатским банком развития. Соответствующее соглашение с АБР о предоставлении полумиллиарда долларов было подписано правительством Армении в сентябре 2009 года. Впоследствии к проекту подключился и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), согласившийся предоставить $150 млн. Только на строительство тоннелей на южном участке до Каджарана требовалось 1,2 млрд долл. и еще 250 млн долл. – до Агарака.
Предусматривалось, что строительство автомагистрали будет завершено сперва в 2016 году, затем в 2019-м, однако на сегодняшний день выполнена лишь незначительная часть работ, и сроки реализации проекта были вновь отодвинуты на 10 лет, т. к. большая часть средств была разворована. В целом проект, по разным оценкам, оценивается в $2 млрд, хотя изначально планировалось направить на его реализацию всего $980 млн.
По сути, можно вести речь о перезапуске проекта, который был начат 13 лет назад. Судя по расставленным акцентам, правительство Пашиняна намерено довести этот проект до логического завершения.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram