Председательство в ЕАЭС: цели и задачи Киргизии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Председательство в ЕАЭС: цели и задачи Киргизии

Заседание Межправительственного совета ЕАЭС, где премьер-министр Казахстана передаст председательство в совете киргизскому премьеру, состоится 24 февраля в Нур-Султане. Глава Кабинета министров КР Акылбек Жапаров сообщил, что в рамках предстоящей встречи намерен обсудить с коллегами вопрос снятия в рамках Евразийского союза барьеров на пути передвижения товаров, услуг и рабочей силы.

По его словам, подобные ограничительные меры внутри Союза не должны существовать. «Это будет главный вопрос, который я буду обсуждать с коллегами, несмотря на повестку встречи», - заявил А. Жапаров во время пресс-конференции 15 февраля.

Ранее на сохраняющиеся в рамках евразийского объединения барьеры по передвижению товаров и услуг внимание глав государств ЕАЭС обратил президент Киргизии Садыр Жапаров. «В договоре прописаны четкие и понятные нормы, что государства-члены не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли, предоставления услуг и так далее. Этот базовый принцип, заложенный в основу функционирования свободного внутреннего рынка, должен четко соблюдаться и контролироваться ЕЭК», – сказал он на заседании Высшего Евразийского экономического совета 10 декабря 2021 года, после того как президент Казахстана передал главе Киргизии председательство в ЕАЭС.   

В своем обращении к главам государств «пятёрки» С. Жапаров подчеркнул, что киргизская сторона приложит максимум усилий как для реализации текущей повестки ЕАЭС, так и для ее расширения. Он предложил сконцентрироваться на пяти основных направлениях, которые, по его словам, выведут интеграцию на долгосрочные темпы устойчивого развития.

Во-первых, это укрепление сотрудничества в инвестиционной сфере, развитие транспортных коридоров, а также расширение торгово-экономических связей и выход на новые перспективные рынки. Во-вторых, разработка совместных высокотехнологичных проектов, которые в будущем станут брендами ЕАЭС, а также внедрение «зеленых» технологий и реализация проектов в сфере электронной коммерции. 

В-третьих, С. Жапаров отметил необходимость совместных усилий в разработке и применении действенных механизмов по поддержке кооперационных проектов, а также, в-четвертых, сконцентрироваться на развитии логистической инфраструктуры и товаропроводящих систем, что позволит нарастить объемы экспорта товаров и обеспечить рост экономик.

Наконец, глава Киргизии подчеркнул, что с целью повышения конкурентоспособности экономик, входящих в союз, в условиях влияния внешних инфляционных факторов необходимо активнее использовать во взаиморасчетах национальные валюты. Он отметил, что ЕЭК совместно с правительствами стран-участниц евразийской интеграции необходимо подготовить конкретные предложения по данному вопросу.

* * *

Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством президента Киргизии состоится в мае в Бишкеке. 

«За прошедшие годы Киргизия уже второй раз председательствует в ЕАЭС. Это значит, что в течение года наша республика будет модерировать заседания Высшего Евразийского экономического совета, Межправительственного совета и ЕЭК, а также различных подструктур. Несмотря на то, что решения в рамках Союза принимаются по принципу консенсуса, председательство дает нам возможность продвинуть свои интересы, т. к. позволяет формировать повестку дня с учетом предложений остальных участников», – рассказал в интервью «Ритму Евразии» замминистра экономики и коммерции КР Эльдар Алишеров.

Кроме того, глава председательствующего государства имеет возможность обратиться к своим коллегам за поддержкой его инициатив. «Наш президент этим правом воспользовался. В его речи было 10 основных посылов. Ключевые из них – необходимость сделать упор на инвестиционную активность, на промышленную кооперацию и совместные проекты в агропромышленной сфере и инфраструктуре, а также на локализацию производств, т. е. посмотреть на нашу интеграцию, как на единый организм», – отметил высокопоставленный управленец.  

Он подчеркнул, что Киргизия крайне заинтересована в углублении интеграционных процессов в рамках евразийского объединения, которое рассматривается руководством республики как реальная перспектива для развития отечественной промышленности и роста экономики.

«До вступления в ЕАЭС в агропромышленном секторе у нас было два-три предприятия, сейчас их десятки, в единый реестр ЕАЭС также включены больше 80 предприятий, которые выпускают подлежащую ветеринарному контролю продукцию, это молочная продукция, продукция из рыбы и мяса, яйца, мед. Кроме того, за эти годы мы смогли создать около 20 торгово-логистических центров», – сообщил Э. Алишеров.  

Список приобретённых Киргизией за годы членства в ЕАЭС выгод продолжил эксперт по международным отношениям, экс-руководитель отдела внешней политики аппарата президента КР Данияр Сыдыков.

«От евразийской интеграции наша страна получает только плюсы. Об этом говорят и цифры в экономике, и обновляемая инфраструктура, и беспошлинные поставки ГСМ, и развитие промышленности, и повышение качества нашей продукции. Кроме того, интеграция позволяет обеспечить более выгодные условия для наших соотечественников, работающих на территории стран Союза. И пусть в этом направлении пока остаются нерешенные вопросы, главное, они обсуждаются, и стороны готовы слышать друг друга», – отметил собеседник «Ритма Евразии».

Председательство Киргизии в ЕАЭС он рассматривает как возможность поднять вопросы, которые отвечают как национальным интересам республики, так и интересам всего объединения. «Я считаю правильным, что наш президент поднял вопрос об усилении наднациональной судебной власти в рамках интеграции, но я бы хотел видеть и усиление полномочий ЕЭК, чтобы она могла регулировать такие ситуации, как, например, та, что происходит на киргизско-казахской границе с прохождением наших грузов», – сказал Д. Сыдыков.

А вот исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата», экс-советник премьер-министра КР, эксперт по вопросам интеграции Кубат Рахимов считает, что Киргизия должна сконцентрировать усилия на решении вопросов финансировании проектов, связанных с интеграцией и кооперацией, прежде всего, на агропромышленном рынке.

«В 2022 году нам нужно запустить 5-6 знаковых проектов. Важно, чтобы они получили должную финансовую протекцию как минимум на уровне Евразийского банка развития, где учредителями и акционерами помимо стран ЕАЭС являются также Узбекистан и Таджикистан. ЕАБР в ближайшие 5 лет готов потратить в зоне своего присутствия порядка 11 млрд долларов, которые и должны стать реальной финансовой поддержкой потенциальных проектов, в первую очередь в рамках евразийской интеграции. Пора перестать говорить о каких-то абстрактных евразийских технологических платформах и переходить от слов к делу», – отметил экономист.

Заслуживает внимания, по его мнению, и идея так называемой разноскоростной интеграции, которая позволит не «хоронить» те или иные инициативы, даже если отдельные члены пятерки против них, а продвигать их на уровне четырех, трех или даже двух стран из пяти.  

«Союз России и Белоруссии – это пример разноскоростной интеграции. И этот опыт нужно экстраполировать на остальных членов ЕАЭС. Да, в какой-то мере это дискриминация остальных участников Союза, но, с другой стороны, это стимул. Многие процессы в рамках ЕАЭС идут очень медленно, поэтому пора уходить от говорильни, которой мы занимаемся уже почти 10 лет, и начать принимать нетривиальные решения. Сейчас необходимы волевые политические решения, способные разрубить гордиев узел бюрократических узелков, которые все эти годы завязывала каждая из стран», – отметил К. Рахимов.  

Кроме того, он считает необходимым заняться развитием рынка труда, подчеркнув, что на данном этапе краеугольным камнем должно стать поднятие качества человеческого капитала, в том числе непрерывная профессиональная подготовка и переподготовка кадров в масштабах всего 180-миллионного рынка ЕАЭС.

«Неважно, откуда человек, важно чтобы он соответствовал ожиданиям работодателей, которые в свою очередь должны понимать, что необходимо не просто поддерживать некий квалификационный уровень работников, но и поднимать его. Кроме того, нужно решить вопрос о признании дипломов о высшем и среднем специальном образовании и других документов, связанных с профессиональной подготовкой и переподготовкой. В этой сфере мы должны научиться доверять друг другу, как мы это сделали по техническим регламентам, когда лабораторные испытания и соответствующие сертификаты одной страны признаются на территории всех пяти стран», – подчеркнул собеседник «Ритма Евразии».

В рамках председательства в ЕАЭС в 2022 году Бишкек должен озвучить и инициативы, связанные с горными странами.

«Евразийский банк развития выделяет три страны, которые, попадая в категорию горных стран, нуждаются в особом внимании – это Армения, Киргизия и Таджикистан. Т. е. есть понимание, что горные страны имеют свою специфику и нуждаются в подходах, отличных от общей модели развития. И если ЕАБР отдельно подходит к этим трем странам, мы должны этим воспользоваться. Нужно озвучить свои идеи и наработки в этом направлении, исходящие из того, что преобладание горного рельефа – это не всегда минус с точки зрения того же туризма, наличия водных ресурсов и гидроэнергетического потенциала», – отметил К. Рахимов.

Комментируя вопрос конкуренции ЕАЭС с другими интеграционными проектами, он подчеркнул, что реальной альтернативы в регионе евразийскому объединению не существует, учитывая, что в мировой иерархии интеграций оно занимает второе место. Ни ШОС, ни тем более Организация тюркских государств во главе с Турцией не имеют той организационной, методологической и идейной канвы, которая есть у Евразийского союза.   

«Самый высокий уровень интеграции имеет Евросоюз, где она включает экономическую, культурную, социальную, трансграничную, а главное, политическую надстройку в виде парламентских структур, и предполагает обязательность исполнения директив ЕС. На втором месте стоит наша евразийская интеграция, которая достигла достаточно высокого уровня всего за 7 лет. И хотя, в отличие от европейской, она не имеет политической надстройки, я поднимаю тезис, что у нас все же есть военно-политическая интеграция, учитывая резкое возрастание роли ОДКБ, которую я считаю не просто неким конгломератом шести стран, а полноценным интеграционным объединением», – подчеркнул К. Рахимов.  

Мысль о том, что Организация тюркских государств вряд ли может конкурировать с Евразийским экономическим союзом, поддержал экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества доктор экономических наук Кубат Умурзаков

«Евразийский проект ушел вперед по крайней мере на 5-7 лет. И Киргизия, несмотря на свою активную позицию в вопросах объединения тюркских народов, не откажется от участия в евразийской интеграции, которая приносит республике реальные экономические выгоды. Перспективность же турецкого проекта пока под вопросом, учитывая нестабильность геополитической повестки и перераспределение сфер между различными центрами силы. Какая роль в будущем достанется Турции, пока не ясно. Кроме амбиций, которые движут Анкарой, нужны еще и экономические успехи, а их там как раз и нет, наоборот одни провалы», – отметил собеседник «Ритма Евразии».    

Оценивая шансы Киргизии реализовать в нынешнем году хотя бы часть из поставленных в рамках ее председательствования в ЕАЭС задач, он отметил, что они достаточно велики. «Как сказал глава нашего кабмина, Киргизия постарается очень жестко поставить вопрос о соблюдении основных принципов ЕАЭС – четырех свобод передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сейчас наши грузы при проходе через границу Казахстана подвергаются практически таможенному досмотру, хотя это и противоречит правилам евразийской интеграции. И я считаю, мы обязательно должны выносить этот вопрос на уровень совещаний нашего объединения, чтобы решить его раз и навсегда и больше к нему не возвращаться. Тем более что сейчас казахская сторона, я думаю, будет более благосклонной», – пояснил эксперт.

Кроме того, Бишкек, по его мнению, должен поставить вопрос о применении механизмов целевого финансирования стран с отстающей экономикой, каковыми в ЕАЭС являются Киргизия и Армения.    

«Киргизия и Армения должны получать существенную отдачу от интеграционных процессов, чтобы сократить отставание своих экономик от более успешных России и Казахстана. А для этого наши экономики должны развиваться быстрее. В стратегических документах развития евразийского объединения, которые были одобрены еще два года назад и сейчас потихоньку начинают исполняться, отдельный раздел посвящен именно тому, что нужно создавать механизмы конвергенции экономик и целевого финансирования для отстающих экономик. Этот вопрос и должен стать для нас ключевым, мы должны его поднимать на каждом совещании», – добавил К. Умурзаков.

* * *

В рамках пресс-конференции 15 февраля текущего года председатель Кабинета министров КР Акылбек Жапаров проинформировал, что вопрос о необходимости  «выравнивания» экономик Армении и Киргизии за счет средств ЕАБР и Антикризисного фонда Бишкек планирует поднять в мае этого года в рамках саммита Высшего Евразийского экономического совета.

В этом году в Киргизии пройдут саммит ВЕЭС и Экономический форум стран ЕАЭС, заседание Межправсовета, два совещания ЕЭК, Евразийский климатический форум, а также совещание министров экономик, заседание Совета по агропромышленной политике ЕЭК, Международный форум «Антиконтрафакт-2022», заседание Делового совета ЕАЭС и Евразийский молодежный экономический форум. Иначе говоря, площадок, где можно поставить так волнующие Киргизию вопросы, будет вполне достаточно.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3763
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика