Транспортный коллапс на границе Литвы и Белоруссии создаётся искусственно - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.03.2024 |

Транспортный коллапс на границе Литвы и Белоруссии создаётся искусственно

Вчера Госпогранкомитет Белоруссии заявил, что Литва и Польша не принимают меры для ускорения пересечения грузовым транспортом границы: «За прошедшие сутки литовские контрольные службы оформили 57 процентов грузовиков от пропускной способности, а польские – 70 процентов». Такого рода факты свидетельствуют, что политическое противостояние Польши и стран Балтии, с одной стороны, и Белоруссии – с другой, приобрело новое измерение.

После того как Литва закрыла транзит через свою территорию для продукции «Белоруськалия», Минск в ответ запретил перевозку по железным дорогам своей страны литовских нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений. И на фоне всего этого растёт затор на контрольно-пропускных пунктах. На выезд из Белоруссии в страны Евросоюза стоят на границе почти 5 тысяч грузовых фур. Как свидетельствуют свежие данные, полученные от республиканского Госпогранкомитета, больше всего большегрузов находится на границе Белоруссии и Литвы – порядка 2250 фур. Литовские таможенники, особо даже не скрывая злого умысла, специально замедляют пропуск машин через границу.

Нескончаемая «пробка»

Типичная картинка последних дней – тысячи фур застыли на пограничном переходе Котловка–Лаворишкес. Все машины ждут въезда в Литву, причём большинство из них направляется в российский Калининград. «Мы вынуждены стоять. Здесь нет продуктовых магазинов. Туалеты есть только на заправке», – рассказал журналистам россиянин Иван, который везёт в своей фуре средства личной гигиены для взрослых и детей. И он ещё оказался не в самом сложном положении – ведь, по его словам, в очереди много машин с молочной и другой скоропортящейся продукцией.

Нечто похожее наблюдается и на границе Белоруссии с Польшей: работают всего лишь три пункта пропуска из шести, а самым загруженным остается «Козловичи», где выезда в ЕС ожидают более 800 грузовиков. На латвийском же направлении зафиксировано более 1 000 фур, которые не могут выехать из Белоруссии.  

Очереди на границе Белоруссии и ЕС в последние годы стали обыденным явлением, но нынешний транспортный коллапс поражает даже людей, видавших виды. В силу сложившейся ситуации в последнее время на границе всё чаще стали происходить разного рода ЧП. В частности, 2 февраля в пункте пропуска «Привалка» (между Белоруссией и Литвой) в одной из фур умер водитель, а 5 февраля в «Козловичах» большегруз совершил неумышленный наезд на сотрудницу таможенных органов, которая от полученных травм скончалась. По словам очевидцев, водитель грузовика маневрировал в пределах территории таможенного пункта, а таможенница попала в «слепую зону», собирая документы… Водители подчёркивают, что в условиях этого коллапса их жизнь и здоровье подвергаются опасности. «В таких условиях смерть дальнобойщика никого не удивляет. Почему умер – никто не знает. Водители предполагают, что коронавирус. Но кто его знает... Тут может быть и сердце, да все что угодно…» – делится дальнобойщик Владимир.

Кто виноват в коллапсе? Белорусские таможенники подчёркивают, что принимают все необходимые меры для ускорения процесса оформления транспортных средств. И со своей стороны выполняют все условия по приему грузовиков из стран-соседей, закреплённые двусторонними соглашениями. Белорусская сторона обвиняет в происходящем своих иностранных коллег, которые работают нарочито медленно. «На въезд в Литву фиксируется существенное замедление в оформлении фур… Напоминаем, что в сопредельных пунктах пропуска до сих пор не завершено обновление таможенных систем, что приводит к увеличению времени пересечения литовской границы», – говорится в сообщении Госпогранкомитета РБ.

И от этого заявления не отмахнешься, как от «пропагандистского вброса»: многие водители большегрузов тоже сообщают, что литовские и польские пограничники обостряют ситуацию умышленно.

«В какой-то момент машины вообще перестали обслуживаться»

Нечто подобное наблюдается и на границе Литвы с Россией – причём ситуация начала особенно накаляться ещё несколько месяцев назад. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов говорил в конце прошлого года: «В какой-то момент машины вообще практически перестали обслуживаться, и для нас это стало неприятной неожиданностью. Но сейчас градус миграционного кризиса на границе ЕС и Белоруссии снизился, очень надеемся, что ситуация будет урегулирована».

Однако надежда эта не оправдалась. Характерно, что здесь, на рубежах с Калининградской областью, как и на границе с Белоруссией, литовские таможенники ссылаются на «сбои оборудования». Например, на пограничном переходе «Чернышевское» грузовики не могут проехать из-за технической проблемы на литовском КПП: обновляется компьютерная программа автоматического оформления машин. Из-за этого литовские таможенники производят часть работы цифровых устройств вручную.  

Подобная же ситуация наблюдается и на разных КПП границы Литвы и Белоруссии, где литовские таможенники с 7 февраля оформляют фуры вручную. Это крайне негативно сказывается на пропускной способности пунктов пропуска «Каменный Лог», «Бенякони», «Котловка», «Привалка» и «Видзы». Водитель-международник Алексей, застрявший в «Каменном Логе», делится: «Начал проходить "колейку" 30 января. Но до сих пор не доехал до накопителя. Последнее движение в очереди было в 7:10 утра 5 февраля (за 55 часов до этого разговора. – А.А.). Вся живая очередь стоит неподвижно. Едут только те, кто правдами и неправдами смог купить бронь за 32 рубля, и те машины, которые заключили договор с "Белтаможсервисом". Насколько мне известно, они оформляют таможенную декларацию и им дается право внеочередного заезда в зону ожидания (накопитель). Все бы с радостью приобрели бронь (32 рубля – небольшие деньги), но это практически невозможно…  В итоге много автомобилей стоят в живой очереди. А "колейка" – это круглосуточный недосып. Если заснёшь, то тебя объедут, а ты так и останешься стоять на том же месте. Живая очередь стоит на дороге без каких-либо необходимых удобств (воды нет, в туалет – в лес и так далее). Так что уже после прохождения границы ты выжат как лимон».

Жалобы водителей, застрявших в нескончаемой очереди, однотипны. Так, дальнобойщик Константин, возящий овощи и фрукты, сообщил калининградской прессе, что на проход литовского КПП ему порой приходится тратить от недели до десяти дней. «Я доставляю скоропортящиеся продукты. Недавно вёз в Калининград редьку, тыкву и другие овощи, а сейчас везу из Питера бананы. Не знаю, как получится с ними пройти границу. Это такой товар, который не может ждать – они чернеют и портятся», – жалуется Константин. По его словам, литовцы и на обычный паспортный контроль тратят по 45 минут. «Могут взять паспорт и уйти чай пить. Словно специально замедляют темп работ. Это всё из-за конфликта Литвы и Белоруссии, но мы-то здесь при чём? Мы же Россия. Такая ситуация в Каменном Логе, например. Есть ещё переход Котловка – там стоят ещё дольше. Я вожу "скоропорт", поэтому прохожу быстрее. А вот мой товарищ уже четвёртый день стоит», – заключил водитель.

По информации россиянина Геннадия, руководящего фирмой, занимающейся грузоперевозками, фуры иногда стоят на границе по десять дней. Причем, как свидетельствует бизнесмен, «тактике» литовских таможенников стараются подражать и их латвийские коллеги. В силу этого на границе России и Латвии тоже скопилось очень много машин в очередях. «На переходе "Бурачки" отправляют машины на досмотр даже при незначительном перевесе, например, если снег нападал. Досмотр платный – до 50 тысяч рублей. Люди в Калининграде ждут свою мебель, двери и другие товары, предъявляют претензии перевозчикам, но, мы, к сожалению, ничего не можем сделать. От нас это не зависит. На переходе "Убылинки" тоже такая ситуация непростая», – сетует Геннадий. 

«Мелкие пакости с политизированным подтекстом»

Страдают, впрочем, от приграничного транспортного коллапса и литовские бизнесмены. Как напоминает глава компании Telmento transportas, член президиума литовской транспортной ассоциации Linava Артурас Тельментас, доставка каждого груза имеет сроки. Нарушение же этого обязательства влечет за собой значительные штрафы. «Мы работаем с коллегами в Казахстане – и уже видим, что из-за очередей на границе будем опаздывать с доставкой некоторых товаров. Поэтому нашей компании, возможно, придётся значительно опустошить свой кошелек. Водители-дальнобойщики также испытывают большие неудобства, так как вынуждены ждать несколько дней, а иногда и неделю, прежде чем они смогут двигаться. Во время ожидания у них нет нормальных условий, чтобы выспаться, поесть или принять душ», – с горечью отмечает Тельментас.

Генсекретарь ассоциации Linava Зенонас Буйвидас подтверждает, что литовские перевозчики несут всё большие убытки. Ведь клиентов не волнуют сопутствующие обстоятельства, им важна своевременная доставка товара. «Мы неоднократно обращались в Таможенный департамент, Министерство финансов и другие ответственные структуры Литвы с призывом принципиально решить проблему очередей на границе. Мы ещё раз просим об этом: нужно обеспечить необходимое количество сотрудников на границе, лучше организовать работу и восстановить "зависающие" системы проверки, без работы которых на полную мощность происходят задержки в процедурах таможенного контроля. Из-за недоставленных вовремя товаров убытки будут нести не только перевозчики, но это также окажет влияние на государство через взимаемые налоги», – взывает Буйвидас.

По его словам, коллеги вынуждены были обратиться и в белорусское посольство с просьбой незамедлительно установить у мест, где томятся в ожидании литовские водители, биотуалеты. На границе Литвы с Белоруссией уже развивается малый бизнес, предлагающий услуги застрявшим водителям, – доставку на место затора еды и других предметов первой необходимости. Белорусский телеканал СТВ посвятил происходящему сюжет. Корреспондент Галина Буро пообщалась с дальнобойщиками, ждущими в «Каменном Логе». Она поведала: «Водители рассказывают, что стоят в очереди уже по трое суток. Нервничают, ведь многие спешат на разгрузку, упустил время – штраф. А путь впереди неблизкий, едут вплоть до самых западных стран Европы. И здесь думай, как ещё соблюсти режим труда и отдыха. Тем более после оформления документов у белорусских таможенников транспорт скапливается в терминале, где ещё до пяти часов ожидает въезда на литовский пункт пропуска "Мядининкай"».

В телесюжете дали слово самим водителям. Их отзывы оказались похожи: «Стоим 36-й час. Хотелось бы гораздо лучшего, но большой поток машин... В Беларуси мы оформляемся буквально три-четыре минуты». Другой дальнобойщик заявил: «Это сторона литовская виновата. У них компьютеры то "висят", то начинается перестройка, реконструкция терминала... Они предупреждали, что будет на пятьдесят процентов снижена проходимость».

Корреспондент сообщает: «Поведение Литвы не похоже ни на добрососедское, ни на партнёрское. А потому ждать с Балтийского моря погоды Беларусь не намерена. Решать проблему ожидания на границе будем цивилизованно и сами. Для начала создадим условия для водителей, которые вынуждены сутками стоять на дороге посреди леса и поля. В мае в пункте пропуска "Каменный Лог" запустят электронную очередь, а на базе транспортно-логистического центра, который расположен рядом, сделают зону ожидания на 160 мест. Впоследствии её расширят до 600 мест».

А заместитель государственного секретаря Совета безопасности РБ Владимир Арчаков язвительно высказался о властях Литвы: «Они нам рассказывают, как управлять нашей страной – а починить десять-пятнадцать компьютеров в одном пункте пропуска не могут. Это можно расценить как такие мелкие пакости с политизированным подтекстом, которые отражаются на простых людях, в частности на грузоперевозчиках...»

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5390
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика