Коррупция в Казахстане – борьба нанайских мальчиков? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.03.2024 |

Коррупция в Казахстане – борьба нанайских мальчиков?

Проблема коррупции, которая определяется как злоупотребление должностными обязанностями с целью собственной выгоды, в независимом Казахстане с каждым годом становится все более острой. Безусловно, как явление она существовала и в Казахской ССР, но имела куда более скромные масштабы. С переходом республики к «рыночным» отношениям государственная служба превратилась, пожалуй, в самый прибыльный вид бизнеса, и коррупция обрела невиданный ранее размах.

Казахстан, традиционно находящийся на нижних строчках «Индекса восприятия коррупции» (CPI), по данным международной организации Transparency International, в 2021 году ухудшил своё и без того печальное положение, опустившись за один год сразу на восемь позиций. В итоге страна заняла 102-е место среди 180 стран мира. Компанию Казахстану по этому показателю составили такие страны, как Индонезия, Кения, Уганда, Нигерия, Эфиопия, Шри-Ланка, Гана, Судан, Танзания.

По оценке Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, ежегодные потенциальные потери экономики Казахстана от коррупции составляют около 10% годового бюджета страны. По данным агентства, в республике за 2021 год зарегистрировано свыше 15 тыс. коррупционных преступлений. Лидируют города Нур-Султан, Алма-Ата и Чимкент, а также Туркестанская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская области. Наиболее коррумпированные сферы – сельское хозяйство, образование, ЖКХ, социальное обеспечение, здравоохранение.

В частности, в сельскохозяйственной отрасли, где происходит львиная доля хищений, выявлены злоупотребления при субсидировании фермеров, фиктивные поставки оборудования и в разы завышение его стоимости. Особенно это касается выделенных на поддержку аграриев субсидий (за последние 5 лет – свыше 2 трлн тенге). Итог – на внутреннем рынке доминирует импортная сельхозпродукция.

Все эти годы Минсельхоз торжественно проваливал множество государственных программ. Можно вспомнить «продовольственные пояса» вокруг крупных городов (на создании которых были «освоены» миллиарды тенге, но «поясов» так никто и не увидел) или крах «великого мясного прорыва» (в котором также исчезли миллиарды государственных средств).

На чиновников регулярно возбуждались уголовные дела. Однако нормативно-правовая база бюджетных субсидий сельским товаропроизводителям была написана так, что фермеру ее сложно понять, а функциональные обязанности изложены таким образом, что практически уводят от ответственности высших должностных лиц. Ответственность перекладывается на средних и рядовых специалистов. Механизм предоставления субсидий не прозрачен и является одной из наиболее коррумпированных сфер, поскольку насквозь пронизан коррупционными рисками. Контроля за целевым использованием субсидий нет.

Подобные подходы создают просто идеальные условия для хищений и коррупции. При этом никто не задумывался над тем, что нужно сельчанам. Так, из 800 млрд тенге, выделенных на обводнение пастбищ, половина была потрачена не по целевому назначению. В некоторых регионах крестьянам в качестве субсидий выдавали… солнечные панели, причем низкого качества и по завышенным ценам. Нередки случаи, когда их вообще не устанавливали и получали деньги по фиктивным актам. Аналогичная картина с колодцами, где составлялись акты приемки на непробуренные метры.

Всевозможные законы, государственные программы и антикоррупционные кампании почти не дают практического эффекта. И это понятно. «Рыночные» отношения изменили критерии отбора кадров на государственную службу: в приоритете оказались не профессионализм и моральные качества, а личная преданность и непотизм (семейственность, кумовство).

Трудно не заметить связь между усилением «казахскости» в этническом составе управленцев и нарастанием непотизма. Отсутствие социальных лифтов, объективного отбора кадров привело к тотальной коррупции, которая обрела системный характер, и её игнорирование стало одной из основных причин «январских событий».

Однако остроту кадрового вопроса не любящий рисковать президент К.-Ж. Токаев снимает выдвижением на первые роли фигур второго эшелона, что ставит под вопрос возможность и строительства обещанного им «нового Казахстана», и радикальной борьбы с коррупцией.

В исследовании международной организации Transparency International говорится, что обвинения в коррупции в адрес членов семьи экс-президента Н. Назарбаева оставались без внимания, несмотря на многочисленные публикации о сомнительных активах его родственников. И только теперь «вдруг» выяснилось, что в Казахстане за годы независимости сформировался узкий круг миллиардеров и всего 162 человека владеют 55% богатств страны (об этом глава государства заявил 21 января на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса).

В основном это члены семьи Назарбаева и его ближайшее окружение. Безусловно, начать расследования мешает закон «О Первом Президенте Республики Казахстан», который гарантирует ему и его семье полную личностную и имущественную неприкосновенность. Никто из нынешних руководителей РК по своей воле не станет отменять этот закон, поскольку тогда может рухнуть вся выстроенная Назарбаевым в интересах правящей элиты политическая и экономическая архитектура. Таким образом, вопрос о том, что станет с находящимися под контролем различных назарбаевских фондов многомиллиардными активами, остается.

Власти заявляют, что придают приоритетное значение борьбе с коррупцией. Однако эта ведущаяся уже три десятка лет борьба слабо отражается на ситуации в стране. Сингапуру, Японии, Южной Корее хватило 5-10 лет, чтобы если не искоренить, то резко снизить уровень коррупции. В Казахстане же борьба с коррупцией зачастую больше похожа на разборки властных группировок между собой и напоминает борьбу нанайских мальчиков. В обществе сложилось стойкое мнение, что причины «посадки» того или иного чиновника – отнюдь не в факте совершения им правонарушения, а в том, что он просто кому-то «перешел дорогу» или не поделился «доходами».

Все эти годы борьба с коррупцией сводилась к поимке взяточников с поличным, а причины и условия, из-за которых процветала коррупция, никого особо не интересовали. С таким подходом никогда с этим злом не справиться. Необходимо устранять условия, при которых она появляется.

Борьба с коррупцией будет эффективной, если деятельность госорганов и чиновников будет подотчетна населению. До последнего времени к уголовной ответственности за коррупцию в большинстве своем привлекались управленцы среднего звена, высокопоставленных чиновников обычно или, разваливая дела, уводили от уголовной ответственности, или амнистировали, или освобождали по УДО. Так, именно по УДО вышел из тюрьмы бывший министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, который в 2018 году получил 10 лет по обвинению в коррупции.

С таким подходом никогда с коррупцией не справиться. Нужно ужесточить наказания за такого рода преступления. Никаких условных сроков или штрафов, только реальное лишение свободы, причем без возможности после освобождения устраиваться в национальные компании, холдинги, крупные предприятия, снова управляя финансовыми потоками и активами государства.

В последнее время ситуация меняется. Приняты меры для качественного функционирования судов. В частности, за три года уволены либо понижены в должности 174 судьи. Введен запрет на условно-досрочное освобождение осужденных по тяжким и особо тяжким коррупционным преступлениям.

Однако кардинальных изменений это не принесло. Вооружившись прежними, неработающими методами, новый Кабинет министров начал очередной виток борьбы и с ростом цен, и с коррупцией. Какие бы сегодня антикоррупционные требования суровым голосом с высоких трибун Акорды ни озвучивались, до реального исполнения дело вряд ли дойдет. Требуется переформатирование всей системы и управления, и антикоррупционных мер.

При этом парламент не должен в едином порыве одобрять все инициативы президента в проведении реформ, а стать одновременно их источником и контролером исполнения. Для этого необходимо переписать законодательство о выборах, чтобы за депутатские места боролись действительно реально конкурирующие, а не созданные властью псевдопартии.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4465
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика