Мифы и реальности внешней политики Кыргызстана в 2022 году (I) - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 01.03.2024 |

Мифы и реальности внешней политики Кыргызстана в 2022 году (I)

Кыргызстан планомерно смещает акценты в своей внешней политике. И хотя на официальном уровне власти республики декларируют сохранение традиционного внешнеполитического курса, некоторые изменения в расстановке приоритетов и ключевые ориентиры в международных отношениях Бишкека все же просматриваются.

Например, если еще два года назад прочные позиции в экономической повестке дня занимала евразийская интеграция, то сегодня это направление, несмотря на председательствование Кыргызстана в ЕАЭС в 2022 г., несколько потускнело на фоне новых трендов, в том числе турецкой инициативы по объединению тюркских государств.

Сегодня, выстраивая свои международные отношения, Бишкек опирается на внешнеполитическую концепцию 2019 г. О принятии нового документа речь пока не идет. Между тем с учетом как внутриполитических, так и региональных и геополитических процессов определенная переоценка внешнеполитических ориентиров неизбежна.

«С началом пандемии весь мир перешел в режим повышенной турбулентности, который охарактеризовался серией военных конфликтов, социальным противостоянием, торговыми войнами, а также сформировал устойчивые тренды «нового» мира. Сегодня все очевиднее кризис международного права – все чаще в противостоянии между разными государствами одна из сторон прибегает к «праву силы», когда прав тот, кто сильнее. Меняется обстановка и в нашем конкретном регионе, на нее влияет и ситуация в Афганистане, и определенные противоречия между соседними странами, и взаимоотношения на постсоветском пространстве в целом», – отметил руководитель отдела разработки политики и реализации политических и экономических реформ администрации президента КР Аскар Бешимов.

Он выступил в рамках круглого стола: «Внешнеполитические перспективы и вызовы КР в 2022 году», организованного общественным фондом «Евразийское поколение» в партнерстве с Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.

Курс на многовекторность

Представитель президентской администрации сообщил, что новые акценты во внешнеэкономических и внешнеполитических векторах, которые позволят сбалансировать отношения республики с ее партнерами и союзниками, нашли отражение в национальной стратегии развития Кыргызстана, реализация которой намечена до 2026 года.

«Нам пора переходить от разговоров, с кем дружить, а с кем нет, к реализации конкретных проектов с привлечением иностранных государств без оглядки на нашу ориентацию или зависимость от тех или иных партнеров. Понятно, что тезис о зависимой независимости сохраняет свою актуальность, но чтобы прийти к реальной независимости, нам нужно наконец-то четко сформулировать свои национальные интересы, которые до сих пор имели достаточно абстрактные очертания, и начинать действовать, исходя из осознания этих интересов», – добавил А. Бешимов.     

Поддерживает принцип многовекторности во внешней политике и эксперт по международным отношениям, экс-руководитель отдела внешней политики аппарата президента КР Данияр Сыдыков. При этом он подчеркивает, что обязательным условием успешной реализации такого курса является предсказуемость и последовательность действий страны на международном уровне. «Мы должны придерживаться честных правил игры со всеми странами, не декларативно, а практически отдавая приоритет развитию и укреплению отношений с союзниками и стратегическими партнерами, прежде всего с соседями по региону», – уверен дипломат.

ОДКБ и Таджикистан

Эксперт отметил, что после распада Советского Союза в силу наличия неурегулированных приграничных и территориальных споров, конкуренции за рынки сбыта и региональное влияние, водно-энергетических претензий и банальных амбиций глав государств, а также под воздействием геополитических процессов между странами Центрально-Азиатского региона не всегда складываются добрососедские отношения. А порой возникают и серьезные конфликты, как например, между Кыргызстаном и Таджикистаном.

«Я считаю, что любые спорные вопросы должны решаться только мирным путем за столом переговоров. Соседи всегда могут найти общий язык на двустороннем уровне без участия посредников. У нас есть хороший опыт налаживания отношений с Узбекистаном, где важную роль играла народная дипломатия. Я думаю, эту практику нужно использовать и с таджикской стороной. Необходимо развивать направления, которые будут идеологически объединять население в приграничных районах. В противном случае будет сложно решать какие-то вопросы на официальном уровне», – подчеркнул Д. Сыдыков.

Эрдоган и его Туран

Важно отметить, что масштабный конфликт с Таджикистаном в апреле прошлого года в определенной мере повлиял и на внешнеполитическую деятельность Кыргызстана, направив ее, например, в сторону реанимации сотрудничества с Турцией, которое в эпоху президента А. Атамбаева было «заморожено». Открытая поддержка Анкары стимулировала протурецкие настроения в республике.

Под влиянием информационных войн, которые модерировались третьими силами, у части кыргызского населения сформировалось мнение, что Россия якобы встала на сторону Душанбе, притом что рассматривается как ключевой партнер и центр принятия решений в ОДКБ, где состоят и Кыргызстан, и Таджикистан. Тот факт, что «враждующие» между собой столицы отказались от наблюдательной миссии Организации в урегулировании конфликта, объяснив, «что соседи разберутся сами», упорно игнорировался.   

На информационных баррикадах против ОДКБ и России в числе прочих сражалась и Анкара, которая все активнее конкурирует с Москвой за влияние в ЦА, ловко манипулируя в этих целях факторами национальной и религиозной близости. Турецкое руководство вообще не жалеет ресурсов на проведение масштабных кампаний по дискредитации действующих региональных блоков – СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.

Между тем оперативная, если не сказать, поспешная реакция турецкой стороны на кыргызско-таджикский конфликт для аналитиков послужила поводом подозревать турок даже в причастности к обострению ситуации на границе. По данным авторитетных источников, Турция «приложила руку» и к обострению армяно-азербайджанского конфликта в 2020 году, где она поддерживала Баку, и к январским событиям этого года в Казахстане, который должен был стать уже третьей после Азербайджана и Кыргызстана страной тюркского мира, «обязанной» Анкаре и Организации тюркских государств.  

«Настойчивое стремление турецкой стороны втянуть Кыргызстан в свои экономические и политические альянсы может привести к охлаждению отношений Бишкека с давними стратегическими партнерами. Анкара, конечно, мягко стелет, но она  вряд ли сможет компенсировать потери, которые понесет республика, если начнет пренебрегать выполнением обязательств, принятых в рамках интеграционных объединений. Но что еще страшнее, участие в амбициозных проектах турок может стать угрозой для суверенитета республики», – отметил политический обозреватель Александр Ильяев.

В свою очередь, эксперт по гуманитарным вопросам, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиева отметила, что Турция ведет планомерный процесс завоевания Кыргызстана уже три десятка лет через систему образования республики.

«Турция начала завоевывать рынок образования в Кыргызстане еще в 90-е годы, когда открыла свой первый «Себат», ставший со временем целой сетью учебных заведений – от детских садов до вузов. Сегодня Анкара стремится укрепить в регионе позиции своего государственного фонда «Маариф» и других гуманитарных проектов. Общей отличительной чертой всех турецких образовательных программ является внушительная религиозная и идеологическая составляющая – турецкая модель ислама и идеология, отвечающая турецким интересам. Таким образом, Анкара формирует в нашей стране протурецкую прослойку, готовую во всем на нее ориентироваться. Завоевание умов нашей молодежи – это и есть невоенное завоевание нашей страны», – подчеркнула У. Тыналиева.

На тот факт, что Турция придает большое значение втягиванию тюркских стран в сотрудничество по военной линии, обратил внимание зампредседателя ОФ «Евразийское поколение» политолог Игорь Шестаков. По его словам, апеллируя к гипотетической идее создания «единой армии Турана», Анкара по факту ищет исключительно экономическую выгоду, продавая союзникам продукцию своего военно-промышленного комплекса.  

«В отличие от России, от которой по линии ОДКБ мы получаем вооружение и оснащение на безвозмездной основе, Турция партнерам продает свою продукцию ВПК, т. е. речь не идет о поддержке, это просто бизнес. Поэтому мне кажется, что, говоря о тюркском объединении, мы не говорим о паритетном партнёрстве», – отметил эксперт.

По его мнению, реализация политических и экономических интересов руководства Турции является главной целью и задачей инициированного Анкарой «великого объединения тюркских народов», которое хоть и преподносится как высокая наднациональная идея, но фактически нацелено исключительно на реализацию негласных устремлений турецкого руководства.

«Участие Бишкека в проектах Анкары не должно осуществляться в ущерб евразийской интеграции, хотя бы потому, что ключевой внешнеполитический вектор в нашем случае формирует все-таки трудовая миграция. Денежные переводы наших граждан из России являются подушкой безопасности для экономики КР. По факту Турции, которая не может справиться с высоким уровнем безработицы и испытывает серьезные экономические трудности, нечего предложить нашей республике», – добавил И. Шестаков.

Политолог Табалды Акеров также считает, что сотрудничество стран постсоветского пространства с Турцией на двустороннем уровне или в рамках ее проектов не должно наносить ущерб их традиционным контактам.

«Бывшие советские республики не должны отдаляться от России – она должна оставаться для них стратегическим союзником и партнером, даже если они и будут в той или иной мере интегрироваться в турецкий проект. Более того, мне кажется, и сама российская сторона не видит в этом противоречий и в принципе готова присоединиться к проекту. Как сказал Дмитрий Песков (пресс-секретарь президента РФ. – Ред.), Туран не может считаться полноценной организацией без того же Алтая – исторической родины многих тюркских народов», – отметил эксперт.

(Окончание следует)

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3893
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика