В Кыргызстане пытаются вывести из тени оборот алкоголя - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 01.03.2024 |

В Кыргызстане пытаются вывести из тени оборот алкоголя

Теневая экономика в Кыргызстане всегда была огромной, в том числе производство алкогольной продукции. Похоже, что власти наконец-то всерьез вознамерились навести здесь порядок и заставить бизнесменов платить налоги. Новая, более сильная президентская власть будет пытаться вытрясти из олигархов недостающие финансы в госбюджет.

В конце минувшего года президент Кыргызстана Садыр Жапаров на заседании Совета безопасности сообщил ошеломляющие цифры о размерах теневой экономики. По словам главы государства, доля неучтенной экономики в структуре ВВП в 2020 году составила 23,6% (по подсчетам отечественных статистиков). А по данным международных исследований, уровень теневой экономики в Кыргызстане еще больше и может достигать от 30 до 39% ВВП.

В особенности С. Жапарова возмутила ситуация с наглым уходом в тень производство алкоголя. «С 2010 года объем легального производства водки снизился почти в четыре раза, а к 2020 году он снизился с 1 миллиона 307 тысяч декалитров до 340 тысяч декалитров. Это не означает, что мы слишком мало пьем, это свидетельствует о том, что алкогольная промышленность все больше уходит в тень. Несмотря на государственный контроль над алкогольной промышленностью, благодаря человеческому фактору доля „теневого“ оборота алкогольной продукции неуклонно растет и, по разным оценкам, составляет от 40 до 80%», – сообщил президент.

Спустя три недели заместитель председателя Кабинета министров Эдиль Байсалов пояснил, для чего власти решили взяться за подпольную промышленность. По словам вице-премьера, размер госбюджета в 2022 году планируется увеличить до 400 млрд сомов, а в 2024 году – до 560 млрд. Пути достижения этой немыслимой задачи состоят в борьбе с коррупцией и теневой экономикой.

«По сути речь идет об удвоении объема госбюджета в два раза за три года. И как это мы собираемся делать? Мы должны об этом честно говорить: речь идет прежде всего о повышении эффективности госуправления. Борьба с коррупцией может состоять из того, чтобы сажать людей и закрывать их. По-другому борьба с коррупцией может быть еще в ее полном прекращении и перенаправлении всех этих теневых потоков таможенных и налоговых в госбюджет. Эта амбициозная задача поставлена», – поделился оптимизмом Э. Байсалов.

Теневая экономика, в особенности производство алкоголя (поскольку является очень прибыльным делом), всегда была острой проблемой в Кыргызстане. Ведь, помимо неуплаты налогов, недобросовестные предприниматели коррумпировали налоговые и другие проверяющие органы. Огромному числу чиновников становилось лично невыгодно бороться с подпольным производством. Так что разорвать порочный круг будет непросто.

Экономист Нургуль Акимова в интервью «Ритму Евразии» рассказала о сложностях контроля за оборотом алкогольной продукции в Кыргызстане. «Алкогольная продукция относится к акцизным товарам, для того чтобы учет был корректным, необходимо маркировать продукцию, – говорит Н. Акимова. – Это требование налоговикам следует ставить перед всеми фигурантами, как производителями, так и реализаторами алкогольной продукции. Только тогда можно будет за каждую единицу товара взимать налоги. И тогда же не будет расходиться статистика налоговых поборов и фактического наличия алкогольной продукции на рынке.

Обычно при производстве алкогольной продукции они считают её декалитрами, но маркировка, сам акциз клеится на каждую единицу тары (бутылку). Поэтому только на уровне розничной или оптовой продажи можно посчитать всё правильно. Этим должны заниматься налоговые инспекторы, поскольку они ответственны за контроль налоговых органов, и соответственно обязаны следить за работой налогоплательщиков в лице продавцов, производителей и импортеров алкоголя.

Вопрос порядка и дисциплины – всегда компромиссный, и как показывает практика, в этой сфере не так уж много прозрачности. Если производители в основном это не публичные организации, то, соответственно, публичной отчетности у них нет. Поэтому остается только догадываться, что, возможно, там есть коррупция.

Конечно, прямой корреляции нет, и мы пока не можем измерить реакцию покупателей. Можно даже предположить, что по итогу налоговые сборы не возрастут, поскольку мы не знаем, какая маржа у продавцов непосредственно с прилавков. Размер прибылей может быть самым разным, и если в уже сложившейся конструкции что-то поменять, то неизвестно как отреагирует вся цепочка от производителей до потребителей», – резюмирует Н. Акимова.

Борьба с олигархами

Политолог из Бишкека Денис Бердаков в интервью «Ритму Евразии» также рассказал о сложностях борьбы с теневым производством в Кыргызстане.

– Ситуация, которая сложилась в Кыргызстане с алкоголем в последние годы, действительно аномальная. Якобы на несколько сотен процентов упало производство алкогольной продукции. Такого стремительного падения история почти не знает, подобное было в Иране после исламской революции. У нас же в последние годы не было таких предпосылок, идет рост населения и, соответственно, потребителей.

Даже если просто посмотреть на прилавки в магазинах, там алкоголя меньше не стало. И в целом нет тенденции к уменьшению продажи водки и других крепких напитков отечественного производства. Особенно в крупных городах кыргызская водка и коньяк хорошо продаются. Это, кстати, один из немногих видов товаров, объемы поставок которого за рубеж только растут.

В борьбе с теневым производством алкоголя пока были только медийные заявления. Однако теперь, я думаю, будут открыты крупные уголовные дела, ведь на кону стоят миллиарды сомов, которые пока идут мимо дефицитного бюджета. А без ощутимого увеличения доходов бюджета невозможно будет решить социальные проблемы, от которых зависит общественная стабильность.

– Почему же государству до сих пор не удалось заставить бизнес платить налоги?

– Кыргызстанскому бюджету, конечно же, нужны деньги, но не стоит забывать, что на момент позднего периода Аскара Акаева (свергнут в 2005 году. – Ред.), да и на момент 2020 года Кыргызстан являлся олигархическим государством, в котором были монополизированы выгодные доходоприносящие сферы. Вот как раз из них государство недополучало огромные деньги. Это не только водка, но и энергетика, производство и оборот медикаментов, транспорт и многое другое.

Поэтому у Кыргызстана всегда был такой маленький бюджет, примерно 2,2 млрд долларов. Для сравнения можно привести Грузию. Она схожа по размеру с Кыргызстаном, такая же горная страна, но бюджет там в 4-5 раз больше при населении 3,7 млн человек (в Кыргызстане население 6,5 млн). Такая ситуация сложилась не потому, что у нас такая уж слабая экономика, нет, через Кыргызстан проходят огромные товарные потоки на десятки миллиардов долларов. Швейное производство у нас хорошо развито, различных предприятий не так уж мало.

Речь скорее идет о том, что у нас слабое государство, которое не собирало налоги. Наши олигархи, средний класс в принципе жили в такой безналоговой зоне. В результате государство хирело, ослабевало, недополучало деньги на здравоохранение, образование, медицину и т. д. Сейчас президент абсолютно верно поднимает этот вопрос решительной борьбы с теневой экономикой.

В 2021 году некоторые предприятия «вдруг» получили в два раза больше прибыли, хотя раньше некоторые из них были абсолютно бесприбыльны или даже убыточны, а тут сразу дали по миллиарду прибыли. С чем это связано? Возможно, с тем, что к ним наконец-то пришли требовательные налоговики.

Полагаю, что теперь государство начинается меняться и заставляет платить налоги тех, которые их не платили десятилетиями. Идет борьба с монополизацией, то есть началось позитивное усиление роли государства в экономике. В ближайшие несколько лет бюджет попытаются кардинально увеличить за счет налогов и таможенных сборов, посмотрим, как это получится.

– Разве крупный бизнес так легко расстанется со своими миллиардами?

– Конечно, олигархическим группам, которые контролировали ту или иную сферу деятельности, будь то производство алкоголя или другое прибыльное направление, это не понравилось. Но надо понимать, что наивысшей точкой такого недовольства могли быть парламентские выборы, которые прошли в ноябре. Но они прошли максимально спокойно, никто не рискнул сорвать их.

Сами выборы прошли интересно, было максимальное противодействие использованию административного ресурса и подкупа, в силу чего явка получилась крайне низкая, но зато реалистичная. В итоге не было предлога для вывода людей на улицы. Да и, честно говоря, силовая смена власти в 2020 году была финальной точкой полураспада именно той коррупционно-олигархической системы, которая образовалась в Кыргызстане с начала 90-х годов.

Соответственно, мы можем уверенно говорить, что государственная система меняется. Этим фактом кто-то доволен, кто-то недоволен, но идет трансформация, которая во многом была обусловлена тем социально-экономическим дном, которое мы получили в 2020 году после пандемии.

***

О решимости бороться с теневой экономикой заявил недавно и председатель Кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров, который во время заседания правительства приравнял уход от налогов к госизмене: «Все налоговые поступления должны идти в государственный бюджет, сокрытие налогов будет восприниматься как государственная измена».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
6725
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика