Все в одной лодке: медицина и наука призывают к интеграции - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Все в одной лодке: медицина и наука призывают к интеграции

«В вопросах евразийского взаимодействия большинство публичных мероприятий ушло в режим онлайн и формат видеоконференций, – заявил, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Медицина в условиях новой реальности: интеграция и приоритеты сотрудничества», казахстанский политолог Аскар Нурша. – С одной стороны, это позволяет государствам экономить деньги. С другой стороны, отсутствие личных встреч обычно ограничивает результативность. Год борьбы с пандемией оставил много отложенных решений на перспективу, когда удастся встретиться лично. Со временем можно будет проверить, какая из различных форм интеграции эффективно проявила себя, показала оперативность. Если договориться получилось, значит, есть мандат доверия на дальнейшее развитие».

Казахстанские эксперты в своих оценках были едины в том, что в борьбе с пандемией COVID-19, представляющей собой беспрецедентную проблему для обществ, государств, здравоохранения, политики, экономики, продовольственной системы и сферы труда, возможности противостояния будут определяться решениями в области здравоохранения, гуманитарной и социально-экономической политикой, прежде всего, основанными на солидарности. Как гласит метафора, которую часто использовал в минувшем году председатель КНР Си Цзиньпин, «все мы – в одной лодке».

«Самое главное сейчас – это совместные меры в научно-исследовательской деятельности, – считает профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби директор центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева. Но мало имеется исследований внутри постсоветского пространства. Например, наши казахстанские ученые в большей степени сотрудничают с западными или с китайскими, южнокорейскими коллегами. Еще есть проблема у российских ученых. Для них возможности получения зарубежных грантов, совместных научных проектов снизились. Причины – санкции, ограничения по работе с зарубежными партнерами, в результате чего сами как российские, так и зарубежные специалисты и исследовательские институты, которые имели давние, прочные научные контакты, ныне неохотно идут на сотрудничество и совместные проекты».

«Действительно, мои друзья и знакомые доктора наук, которые проводят исследования в области медицины, работают с коллегами из дальнего зарубежья. Никто из них мне не смог привести примеры исследовательских проектов в рамках ЕАЭС. Сейчас вполне рационально было бы, допустим, создание некоего единого консорциума для производства вакцины и исследований в этой сфере. Мы же получаем пока трансфер технологий, когда Россия предоставила возможность для розлива вакцины «Спутник V» в Беларуси и Казахстане. Даже в нынешнее критическое время только возникают идеи создания совместных проектов, начала исследовательской деятельности в сфере медицины», – заявила сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии профессор Ирина Черных.

Безусловно, нынешняя пандемия коронавируса COVID-19 вызвала перегрузку систем здравоохранения, им сейчас не до интеграции. Тем не менее при развитии сотрудничества у мирового сообщества есть шанс выйти из этой пандемийной ситуации подготовленным, с более устойчивой медициной. Уже как минимум год звучат призывы о необходимости поддержки международных научных коллабораций для борьбы с коронавирусной инфекцией. Особенно сложная ситуация возникает в странах, где научный потенциал находится на низком уровне.

«Но есть ли сотрудничество между западными странами, перед развитой медициной которых мы недавно испытывали благоговение? – задался вопросом заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов. Вовсе нет, более того, имеются серьезные разногласия, споры, упреки вплоть до политических кризисов. Кто-то не хочет признавать российскую вакцину, кто-то категорически отрицает китайскую. Да хоть какая вакцина будет – ведь речь идет о здоровье людей. Тем не менее серьезные политики продолжают активно заниматься популизмом даже в нынешние лихие времена».

Как заявил недавно генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле, «пандемия COVID-19 заставляет нас осознать важную роль науки как для исследований, так и для международного сотрудничества». Однако, стремясь преодолеть разрушительные последствия вируса, государства прибегли к беспрецедентным мерам, в том числе к закрытию границ. В результате конфликтогенность между рядом стран выросла, а ученые попали в дискомфортную ситуацию. Сильнее всего из-за пандемии пострадали партнерские международные проекты: не состоялись запланированные поездки, не удалось выполнить многие междисциплинарные исследования, отменено большинство конференций и экспедиций.

«Страны могли активизировать внешние контакты, но, к сожалению, выбрали локализацию, – уверен профессор казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев. – Безусловно, влияет введение карантина. Однако никто не был готов менять ситуацию с самого начала пандемии. Я надеялся, что за год сформируется понимание того, что без фундаментальной системной работы в области научных исследований серьезных результатов ожидать не стоит. Невозможно взять и на пустом месте начать развивать высокоуровневую медицину. Надо самим выступать инициаторами международного сотрудничества, поднимая и поддерживая науку. Пандемия показала, что она понадобилась любому государству. Без нее приходится находиться в ситуации догоняющих, в зависимости от более продвинутых государств».

Еще в сентябре прошлого года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что пандемия стала испытанием эффективности международного сотрудничества, испытанием, которое страны не выдержали. «Вирус вышел из-под контроля, – подчеркнул он. – Это произошло из-за того, что мир не был готов проявить сотрудничество, единство и солидарность».

Впрочем, в период пандемии сотрудничество стран ЕАЭС показало лучшую устойчивость. Как сказал председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, «благодаря консолидации усилий, взаимодополняемости страны ЕАЭС преодолевают вызовы со стороны других государств, а также последствия COVID-19». «Мы нацелены продолжать оказывать необходимое содействие друг другу, укреплять системы здравоохранения, проводить совместные научные исследования в области разработки средств профилактики, диагностики и лечения инфекций, совершенствовать алгоритмы взаимодействия при реагировании на эпидемии, – было отмечено в апреле прошлого года в совместном заявлении членов Высшего Евразийского экономического совета. – Мы твердо уверены в том, что преимущества интеграции помогут нашим странам и народам достойно справиться с этим испытанием».

В настоящее время в рамках ЕАЭС идет разработка и реализация документов, призванных способствовать развитию сфер здравоохранения, обеспечению лекарственной безопасности, в том числе созданию совместных производств вакцин. К финансированию ряда проектов подключается Евразийский банк развития. «Конечно, хотелось бы, чтобы взаимодействие в рамках ЕАЭС было более глубоким и разнообразным, плодотворным и эффективным, – пожелал журналист Сергей Козлов. – Но скажите, разве первоочередные поставки российской вакцины «Спутник V» в страны ЕАЭС – это не эффективное сотрудничество? Обратился президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев с просьбой о дополнительных поставках вакцин, Россия сразу же откликнулась положительно на самом высоком уровне».

Заметны и отдельные инициативы стран, направленные на расширение партнерства. К примеру, в Казахстане появилась новая должность спецпредставителя по международному сотрудничеству в структуре Администрации президента РК, а среди главных приоритетов его деятельности будет тесная координация с зарубежными партнерами по преодолению тяжелых последствий пандемии.

«В одном из докладов, который делался еще в 2015 году ЕЭК, речь шла о том, чтобы выявить такие сферы экономики, которые обладают интеграционным потенциалом для стран-членов ЕАЭС, – вспоминает Ирина Черных. – Медицина и здравоохранение были признаны одной из данных сфер. Шесть лет тому назад мы и не думали о пандемии, сегодня же серьезная ситуация с COVID-19 завела механизм, но еще не стала важным интегрирующим фактором. Нерешенных проблем здесь пока намного больше, чем факторов, которые могут способствовать сближению. Например, программы обучения в медицинских вузах государств ЕАЭС все больше отходят друг от друга, взять хотя бы разное количество часов на изучение той или иной дисциплины. В странах Союза юридически зафиксирована норма, которая позволяет их гражданам работать в каждом из государств без установленной национальным законодательством процедуры признания документов об образовании. Однако исключение составляет работа в медицинской, фармацевтической и некоторых других сферах деятельности. Там нострификация диплома является обязательной процедурой, особенно в случаях поступления на работу в государственные и муниципальные учреждения, а также в коммерческие организации. При этом во всех странах наблюдается нехватка медицинских кадров».

В свою очередь, политолог Замир Каражанов подчеркнул, что сегодня у науки и медицины точек соприкосновения для международного сотрудничества много, но серьезной активизации деятельности не замечено. Российская вакцина «Спутник V» и казахстанская QazVac, например, создавались отдельно друг от друга, вне кооперации, усилиями ученых каждой из стран. «Интересная история международного сотрудничества Минздрава РК, который в разные годы заключал договора с соответствующими ведомствами других государств, – уведомил спикер. – Документы подписывались до пандемии и затрагивали стандартные процедуры: обмен опытом, повышение квалификации врачей и т. д. В качестве приоритетных направлений рассматривались лечение сердечно-сосудистых заболеваний, трансплантология и т. д. На тот момент никто не ожидал вспышки коронавируса. Поэтому соглашения не отражали ту реальность, в которую сегодня мы погрузились. Получается, что прежние документы нуждаются в корректировках и поправках с учетом коронавируса. Но проблема не только в характере соглашений, но и в их работоспособности. Складывается впечатление, что подчас соглашения заключаются ради соглашений».

При этом сейчас очень важны кооперация и сотрудничество, иначе страны не смогут преодолеть последствия кризиса. «Мы наблюдаем значимую фазу деглобализации, которая началась еще до пандемии, – заметил экономист Айдархан Кусаинов. – ЕАЭС в результате получил дополнительный толчок и стимул для развития. То есть пришло осознание, что наши страны пошли правильной дорогой, так как все равно традиционные мировые экономические связи разваливаются. Остывают стремления встроиться в какие-то там вертикально интегрированные глобальные логистические цепочки. В этой связи нам нужны ближайшие рынки и взаимодействие с соседями. Тем более что наверняка появятся другие штаммы коронавируса и история с пандемией продолжится. Поэтому необходимо продолжать настаивать на евразийской интеграции, в том числе в сфере здравоохранения».

«Эффективным видится сотрудничество в рамках региональных организаций, – уверена профессор Галия Мовкебаева. – Государства ЕАЭС могут использовать международный опыт при нахождении баланса между темпами роста количества заболевших и масштабом действия ограничительных мер. Следует также обозначить внешние и внутренние риски, которые пандемия несет для ЕАЭС. К внешним рискам можно отнести: ухудшение внешнеполитической ситуации (введение политических и экономических санкций против России и ответных мер с ее стороны), что создает реальные угрозы многим отраслям экономики, научным проектам, инновационному развитию не только для России, но и ее партнерам по ЕАЭС; снижение спроса на сырьевые товары, которое в первую очередь скажется на России и Казахстане; замедленный рост экономики Китая, что сильно повлияет на внешнюю торговлю стран ЕАЭС. К внутренним рискам, влияющим на ЕАЭС, можно отнести следующие: ухудшение экономической ситуации; миграционный кризис со всеми вытекающими последствиями; проблема соответствия введения ограничительных мер в рамках Союза и его правовой базы».

По мнению эксперта, важными задачами государств ЕАЭС должны стать новые совместные меры по предупреждению и предотвращению распространения короновируса, по содействию экономическому развитию в условиях пандемии. Необходимо разработать в Союзе долгосрочные устойчивые стратегии для решения проблем, стоящих перед медициной (укрепление систем здравоохранения, проведение совместных научных исследований, совершенствование алгоритмов взаимодействия при реагировании на эпидемии).

«Предположу, что угрозы и риски пандемии приведут не к обособлению стран-участниц ЕАЭС, а к росту их взаимосвязи, взаимозависимости, к более тесному сотрудничеству», – подчеркнула Галия Мовкебаева.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3978
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика