Металлическое сердце Донбасса: в чьих интересах оно бьётся? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Металлическое сердце Донбасса: в чьих интересах оно бьётся?

Писать о любых экономических реалиях ДНР и ЛНР архисложно. В первую очередь в связи с информационной политикой республик, согласно которой абсолютно любая статистическая информация является государственной тайной (вероятно, именно по этой причине республики до сих пор не выполнили обещание опубликовать результаты переписи населения, проведённой ещё в 2019 г.).

Ещё сложнее писать о промышленности. С 2014 по март 2017 г. флагманы донецкой и луганской промышленности, будучи «национализированы» Л/ДНР, оставались под контролем украинских собственников (это нонсенс, но предприятия платили налоги Украине, в том числе военный сбор), так что узнать что-то об их успехах редко представлялось возможным. В марте 2017 г. они оказались под внешним управлением ЗАО «Внешторгсервис», но в том, что касается прозрачности, «ВТС» даже превзошёл украинских предшественников – структура, которую в СМИ часто связывают с украинским олигархом Сергеем Курченко, крайне редко предоставляет какую-то информацию. В итоге каждую цифру приходится буквально откапывать из официальных сообщений республиканских СМИ, сопоставляя с сообщениями прежних лет, и т. д.

Вторая сложность: официальные источники в Л/ДНР ненавидят говорить о проблемах. Этим активно пользуются внутренние и внешние враги республик. Например, раздувающие реально существующие проблемы с простоями предприятий, с долгами по зарплатам и т. д. до масштабов глобальной катастрофы. В итоге получить актуальную информацию можно разве что от самих сотрудников предприятий или остается пытаться почерпнуть её из выступлений официальных лиц.

Правда, удаётся не всегда. Так, например, 8 апреля госинспектор труда Сергей Чернобривец сообщил, что за I квартал 2021 г. в ходе проверок Гоструда было выплачено более 45 млн руб.  задолженности по зарплате. В то же время указанные чиновником выплаты почему-то обошли стороной сотрудников металлургических предприятий. Так, согласно информации донецкого издания «Новороссия», задолженность на Макеевском коксохиме составляет уже более 6 месяцев. По имеющейся информации, аналогичная ситуация сложилась и на других металлургических предприятиях – еженедельно выплачивают около 15% от месячного оклада, в результате чего сумма задолженности неуклонно растёт.

Сегодня сверхрентабельные металлургические предприятия, работающие на собственном угле и электроэнергии, находятся в упадке. Металлическое сердце Донбасса вот-вот остановится…  да и сейчас бьётся как будто совсем не в унисон с интересами республик.

При этом металлургия была и остаётся важнейшей статьёй экспорта и жизненно важна для Л/ДНР. Научный сотрудник донецкого Института экономических исследований Р. Голоднюк в статье «Промышленность ДНР: состояние, тенденции, направления развития» приводит следующие данные: «Основную долю в промышленности ДНР составляет металлургия. В 2013 г. в Донецкой области выплавили 12,9 млн т чугуна и 13,3 млн т стали, 7,5 млн т готового проката, металлических труб – 407,4 тыс. т. Чёрные металлы были основным экспортируемым товаром в Донецкой области – 55,6% от областного экспорта. В 2013 г. за пределы Украины поставили черных металлов на сумму в 6,9 млрд долл. Половина поставок – полуфабрикаты из углеродистой стали. В регионе существовал единый процесс производства металлопродукции, в который входили: 7 коксохимических производств, 3 флюсодобывающих и 6 огнеупорных предприятий. Цветная металлургия Донецкой области была представлена предприятиями по производству свинца, проката цветных металлов на основе меди и ее сплавов, ртути. С началом боевых действий многие предприятия получили повреждения, произошел отток кадров, были разорваны производственные цепочки. Объемы производства в металлургической отрасли сократились почти в два раза».

Неопределенный статус, транспортная и экономическая блокада со стороны Украины, дипломатическая изоляция и прочие факторы привели к потере привычных товарных и сырьевых рынков и разрыву кооперационных цепочек. Причём если найти рынки сбыта с горем пополам удалось – металлургическую продукцию отгружают в Россию и страны ЕАЭС, а также в ряд стран Азии, то вот с поставками сырья ситуация так и не выправилась. Металлургические предприятия ДНР, а также промышленный монстр ЛНР Алчевский металлургический комбинат регулярно простаивают (по имеющейся информации в данный момент комбинат практически полностью остановлен, задолженность по зарплате составляет около трёх месяцев).  

В статье «Направления инновационного развития промышленности ДНР в постпандемичный период» кандидата экономических наук, доцента О.  Курносовой и ведущего инженера-программиста Н. Белоброва, также являющихся сотрудниками донецкого Института экономических исследований, приводится следующая неутешительная статистика: «…объём производства металлопродукции в 2019 г. составил 86,43 млрд руб., что на 13,8% меньше, чем в 2018 г., также отмечается падение объёма реализации металлопродукции на 10,5% по сравнению с предыдущим годом… Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. объём производства чугуна сократился на 29%, что связано с отсутствием железорудного сырья…  Объём производства кокса сократился на 37%, что связано с сокращением потребности в нём ввиду отсутствия производственного процесса…  Объём производства проволоки, фибры и сетки снизился на 52%, что связано с остановкой производства в июле-октябре 2019 г. на «Харцызском сталепроволочном канатном заводе «Силур» и остановкой основного производства на ГП «Донбасс-Либерти» из-за отсутствия основного сырья – катанки; объем производства труб из стали снизился на 62%, что обусловлено нестабильной работой «Харцызского трубного завода» «Внешторгсервис» (в течение года производство осуществлялось только в марте, августе и сентябре)».

Если взглянуть на статистику, опубликованную Министерством промышленности и торговли ДНР и приведённую в виде таблицы в вышеуказанной статье, можно убедиться, что снижение объёмов производства – перманентное явление. Примечательны в данных цифрах, кстати, не только колебания объёмов производства в связи с поставками сырья и рыночной конъюнктурой, но и приведённые министерством показатели средней зарплаты, которая в 2019 г. составила 14,87 тыс. рублей (её с недавнего времени ещё и задерживают).

Учитывая такой уровень оплаты труда, не будет ничего удивительного, если в обозримом будущем на предприятиях останутся лишь граждане, ожидающие скорой пенсии и ИТР, а остальные разъедутся по российским заводам. Увы, но всё к тому идёт, а порой кажется, что многое для этого делается намеренно.

В 2020 г. ситуация значительно ухудшилась. Так, по данным Министерства доходов и сборов ДНР, с января по ноябрь 2020 года сумма экспорта республики составила почти 50 млрд рублей – на 26,6% ниже показателей аналогичного периода 2019 г. Причём металлургия просела на 40%. Это очень чувствительно для республики, учитывая, что «в структуре экспорта основной удельный вес приходится как раз на продукцию черной металлургии (прокат круглый, квадратная заготовка, угловые профили) – 37,32% от общего объема, кокса – чуть более 10%, угля – 9,35%, чугуна – 4,86%».

В ЛНР ситуация также тревожная. В  январе 2019 г. министр промышленности и торговли ЛНР Дмитрий Божич на совещании с начальством сообщил об успехах отрасли: «По итогам в 2018 году объёмы реализации металлургической продукции выросли в 17,5 раза, отмечен прирост производства на предприятиях «Лугмаш», «Стахановский вагоностроительный вагон», запущен филиал «Стахановского завода ферросплавов», который выпустил с июня по декабрь 2018 года 8,9 тысячи тонн продукции. Объём реализованной промышленной продукции предприятиями перерабатывающей отрасли в 2018 году увеличился в 3,6 раза в сравнении с 2017 годом».

В январе 2020 г. в ходе брифинга в столичной администрации начальник управления экономики Игорь Гурский заявил, что «традиционные для Луганска машиностроение и металлургия по прогнозам специалистов в наступившем году продолжат поступательное движение и увеличат объемы производства по сравнению с 2019 годом на 8-13%». Однако уже в июле чиновник был значительно менее конкретен, сообщив, что «в целом пройденный за 4 года металлургическими предприятиями города путь по поиску новых рынков сбыта, выстраиванию новых интеграционных каналов с российскими потребителями и поставщиками позволил увеличить объемы реализации в 5,5 раза».

Учитывая, что в 2016 г. Алчевский металлургический комбинат простаивал 6 месяцев, а в оставшиеся полгода просел в среднем на 60%, в 2017 г. завод вновь остановился и заработал лишь в декабре, а в 2020-м якобы была остановлена единственная работающая доменная печь № 5, озвученные И. Гурским темпы роста объёмов производства выглядят несколько сомнительными. 

Стахановский завод ферросплавов – ещё один флагман металлургии ЛНР, возобновивший работу в середине 2018 г., также полностью зависит от поставок сырья из РФ. Работа предприятия тесно связана с функционированием Алчевского металлургического комбината, так что любые проблемы на АМК тут же сказываются на объёмах производства. Ранее сообщалось, что на заводе существуют проблемы с выплатой зарплаты, что логично, так как это предприятие, как и все остальные, находится под контролем всё той же ЗАО «Внешторгсервис».

Каких-либо актуальных и чётких показателей производительности Стахановского завода феррославов найти не удалось – в ЛНР статистику любят даже меньше, чем в Донецке. Однако беседуя с местными жителями, можно убедиться, что ситуация на предприятии не лучше, чем в среднем по Л/ДНР – долги по зарплате, разбегающиеся кадры и опасения, что Стахановский завод ферросплавов повторит судьбу Стахановского вагонного завода, который уже много лет перебивается мелким ремонтом подвижного состава и «высокотехнологичным» изготовлением мусорных баков и т. д.  

Сложившуюся ситуацию можно было бы попытаться объяснить трудностями реализации продукции, непризнанным статусом республик, рыночной конъюнктурой, пандемией и т. д. Тем не менее всеми этими факторами нельзя объяснить главного: почему ЗАО «Внешторгсервис», которое так и не смогло наладить нормальных поставок сырья, по многочисленным свидетельствам ни копейки не вкладывала за эти годы в модернизацию предприятий и по сей день отгружает продукцию, но не выплачивает своевременно сотрудникам их смешные зарплаты, всё ещё осуществляет внешнее управление металлургическими (и не только) предприятиями в Л/ДНР?

Вопрос, разумеется, риторический – задать его в республиках некому, так как «ВТС» ни в чём не подчиняется Луганску и Донецку. В связи с чем, кстати, в городах Донбасса копятся многочисленные судебные иски бывших сотрудников, пытающихся получить свои кровные – выиграть дело им удалось без проблем, вот только взыскать долги ЛНР и ДНР не могут. Откуда вообще взялась эта дивная организация и кому на самом деле служит – тема сугубо конспирологическая, так что и разбираться в ней не хочется. По крайней мере, налог на войну Украине не платит, и на том спасибо. Хотя шахтёры и металлурги, конечно, были бы рады получать стабильную зарплату, пусть и в гривнах. 

В марте стало известно, что ДМЗ (Юзовский металлургический завод), печи которого погасли ещё в 2019-м, уже в апреле вновь начнёт набирать персонал и даже выплатит долги по зарплатам, накопленные «ВТС». Хорошая новость, лишь бы она воплотилась в реальность. Хочется верить, что подобные известия будут поступать также и в отношении остальных предприятий, остающихся под контролем ЗАО «Внешторгсервис».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4682
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика