
Украинская власть обрушилась с новыми репрессиями на венгерское меньшинство на Закарпатье. Данный регион является местом компактного проживания 156-тысячной венгерской ирриденты, с которой Киев за все три десятка лет самостийности не может найти общий язык.
В этот раз СБУ нагрянула с обыском к лидеру Партии венгров Украины Василию (Ласло) Брензовичу. Одновременно прошли обыски в помещении венгерского фонда «Эгана Эде» в Ужгороде. Брензовича подозревают в сотрудничестве с фондом и содействии Будапешту во вмешательстве в политические процессы на Украине. Имеются в виду местные выборы, состоявшиеся 25 октября, когда венгерские политики открытым текстом призывали жителей Закарпатья голосовать за Партию венгров Украины. Благодаря такой поддержке партия заняла на выборах четвёртое место, получив 11,6% голосов.
Фонд «Эгана Эде» учреждён для помощи закарпатским предпринимателям венгерской национальности. Киев явно проигрывает Будапешту в борьбе за души и сердца закарпатцев с экономической точки зрения. У Киева попросту нет столько денег, сколько есть у Венгрии, для поддержки закарпатского бизнеса. Соответственно закарпатские венгры, ничего не получая от украинских властей, с удовольствием пользуются услугами «Эгана Эде».
Посол Украины в Венгрии Любовь Непоп вызвана в МИД Венгрии для дачи разъяснений о том, на каком основании СБУ обыскивает венгерские партии и учреждения на Закарпатье. Номинально Партия венгров Украины – это украинская политсила, зарегистрированная минюстом Украины. По факту же эта партия представляет интересы этнических венгров и закарпатских русинов провенгерской ориентации.
Киев сам создал клубок проблем, который не может никак распутать. Сначала обрушился прессом украинизации на русинов и венгров, а затем, понимая малую эффективность такого подхода, приступил к давлению на русинских активистов, возбуждая уголовные дела за дискуссии о русинах как отдельном народе.
Украинские пропагандисты придумали никогда не существовавший в истории народ «украинцы-русины», чтобы внушить закарпатским русинам, будто они тоже украинцы. Венгрия поступила мудрее – выступила в поддержку русинской идентичности и открыла на своей территории обучающие лагеря для русинской молодёжи и курсы изучения русинского языка. Провенгерские настроения всегда были свойственны части русинов, теперь же для многих из них Венгрия – как вторая мать. И денег даст, и язык и культуру защитит.
Закарпатские старожилы ещё помнят времена, когда на Закарпатье не существовало украинцев, а были русины и венгры. Нынешнее поколение закарпатских украинцев – это украинизированные русины. Но если украинизировать русинов Киеву удаётся, то украинизировать венгров – нет. Венгерский язык – один из самых сложных в Европе, он совершенно не соприкасается по своему внутреннему строю со славянскими языками, и потому венгры – самая трудно ассимилирующаяся группа нацменьшинств на Украине.
Наш корр.