
Министры иностранных дел Эстонии и Латвии Урмас Рейнсалу и Дзинтарс Расначс в совместном заявлении указали на сохраняющуюся возможность потребовать от России, как правопреемницы Советского Союза, компенсации за «советскую оккупацию» Прибалтики.
Комментируя эту политическую выходку, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила: «Мы не приемлем само понятие «советской оккупации», через которое в подобном ключе пытаются интерпретировать освобождение европейских народов от фашистского порабощения. Соответственно, отвергаем и искусственно выдвигаемые к России юридически ничтожные претензии».
Это очевидно, что действия Рейнсалу и Расначса – пропагандистский ход, рассчитанный на внешний идеологический эффект. 28 сентября 1939 г. Эстония, а 5 октября того же года и Латвия заключили с Советским Союзом договоры о сотрудничестве. В соответствии с ними, а не по самовольному решению Сталина советские войска были введены в Латвию и Эстонию, поскольку договорами была предусмотрена военная помощь СССР этим странам в случае нападения на них другой европейской державы. Рейнсалу и Расначсу об этом неизвестно?
В 1919 г. Латвия, Литва и Эстония подписали соглашения о взаимопомощи. Этот союз получил название Балтийской Антанты, но представлял собой маловлиятельное политическое объединение. Причина его создания – страх прибалтов перед германской агрессией. Когда немцы в 1939 г. отобрали у Литвы Клайпедский край, в Таллине и Риге поняли, что оккупация немцами всей Прибалтики неизбежна. И решили опереться на Советский Союз – единственную державу, способную дать Германии отпор.
Из СССР в Прибалтику потоком шли поставки различных товаров и сырья по льготным ценам. Этим Москва компенсировала прибалтам возможные убытки от сокращения торговых связей с Западом из-за дружбы с Советским Союзом. В 1940 г. к власти в Латвии и Эстонии пришли прокоммунистические силы, что закончилось присоединением республик к СССР. Таким образом, и ввод советских войск в Прибалтику, и её вхождение в состав Советского Союза осуществлялись на основе взаимных договорённостей и в полном соответствии с международными нормами того времени.
В годы Великой Отечественной войны национальные подразделения эстонцев и латышей мужественно сражались с фашистами за свободу своей родины. Навсегда останутся в памяти потомков подвиг военнослужащих 130-го Латышского стрелкового корпуса, латышского полка ночных бомбардировщиков, эстонского 221-го отдельного танкового полка, 8-го Эстонского стрелкового корпуса и т.д.
Латвийский историк Эрик Жагарс, ребёнком видевший освобождение республики от нацистов, вспоминал, какая радость царила среди латышей. Он напоминает, что вместе с Брестом, который первым принял удары врага, практически одновременно подвергся нападению латвийский город Либава. Причём, Либава сражалась даже после падения Риги.
В Эстонии сдерживали наступление гитлеровцев дольше, чем в остальной Прибалтике. Для солдат 8-го Эстонского корпуса, переименованного позже в Таллинский гвардейский, война продлилась до 12 мая 1945 г., когда была окончательно разгромлена немецкая группировка в Курляндии.
Если министры Рейсналу и Расначс этого не знают, значит, они невежды. Если знают, но продолжают фантазировать про «советскую оккупацию», значит, они – лжецы.
Наш корр.