МТК «Север – Юг»: новые возможности и широкие перспективы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.05.2025 |

МТК «Север – Юг»: новые возможности и широкие перспективы

Похоже, Ашхабад пытается укрепить позиции ключевого транспортно-транзитного узла в Центральной Азии. В ходе международного форума по привлечению иностранных инвестиций в экономику Туркменистана 23 апреля председатель правления государственного банка внешнеэкономической деятельности Рахимберди Джепбаров заявил о том, что в 2026 году планируется начать строительство нового участка автомагистрали Ашхабад – Туркменбаши протяжённостью около 580 км.

По его словам, сейчас обсуждается участие международных финансовых организаций в проекте модернизации железнодорожной линии Туркменабат – Мары – Ашхабад – Туркменбаши. Кроме того, Ашхабад активно развивает региональную транспортную инфраструктуру: современный международный морской порт на Каспийском побережье уже стал важным транзитным узлом.

В связи с этим руководство Туркменистана надеется, что реализация этого запланированного проекта позволит придать импульс развитию перевозок по транспортным коридорам «Север – Юг» и Транскаспийского международного транспортного маршрута или так называемого Среднего коридора.

Как недавно отметил генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Умберто де Претто, «страны, расположенные вдоль маршрута, продолжают активно инвестировать в развитие дорожной сети. В автотранспортной отрасли ценят каждый новый километр качественного пути». Однако, по мнению генсека, даже идеальные дороги не способны обеспечить необходимую эффективность перевозок и торговли, если на границах возникают задержки из-за перегруженности и бюрократических процедур.

Умберто де Претто подчёркивает, что «для полноценного раскрытия потенциала Среднего коридора важно инвестировать не только в физическую инфраструктуру, но и в модернизацию процедур, сопутствующих услуг и цифровых инструментов. Это поможет справляться с растущим потоком грузов на пограничных переходах. Ключевым направлением должна стать цифровизация процессов, что позволит ускорить торговые и транзитные операции, повысив конкурентоспособность маршрута».

Кстати, в ходе встречи в начале февраля премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе ключевое внимание было уделено как раз наращиванию транзитно­-транспортного взаимодействия посредством раскрытия потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута. Ожидается, что принимаемые меры позволят к 2027 году увеличить пропускную способность Среднего коридора до 10 млн тонн в год.

Исходя из данных Бектенова, за прошлый год объём перевозок по ТМТМ увеличился на 62%, до 4,5 млн тонн. «С целью наращивания потенциала маршрута, а также устранения "узких" мест нами проводится работа по улучшению инфраструктуры, портовых и терминальных мощностей, увеличению подвижного состава, снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для перевозчиков. Правительство Казахстана настроено продолжать многоплановую работу для обеспечения динамичного развития казахстанско-грузинского партнёрства по всем направлениям», – отметил премьер.

Между прочим, к этому деятельному процессу желают присоединиться и представители Украины. Так, 26 марта в Баку на круглом столе «Средний коридор: связь через Каспийское море» председатель правления акционерного общества «Украинские железные дороги» Александр Перцовский во всеуслышание заявил о намерении «незалежной» вновь принимать активное участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте, которое было приостановлено из-за геополитических вызовов. Причём Украина готова не только вернуться, но и усилить роль маршрута, продлив его через свою территорию до стран ЕС: «Значение этого транспортного коридора трудно переоценить. Рост объемов перевозок говорит сам за себя, и Украина видит в ТМТМ ключевой путь для восстановления экономических связей с Кавказом, Центральной Азией и Европой».

Сдаётся, эмиссар из Киева в пику Москве слишком уж переоценивает значение Транскаспийского международного транспортного маршрута, который кое-где уже прочат на роль едва ли не флагманского проекта в международных перевозках, поскольку он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, далее – в Европу, а главное – в обход России.

Вместе с тем в данный момент имеется ряд объективных факторов, которые не позволяют ТМТМ стать таковым и представлять прямую конкуренцию коридору «Север – Юг». Согласно мнению авторитетных экспертов, учитывая, что ТМТМ – коридор с морскими переправами, проблемы перевозок по данному маршруту больше всего концентрируются именно в узловых пунктах перевалки грузов ввиду неустойчивых погодных условий Каспийского моря, из-за которых грузовому судну необходимо стоять 2-3 суток на рейде в ожидании разрешения на заход в порт. Более того, ещё одним важным моментом является отсутствие официального и предсказуемого графика портовых отправок и отлаженных морских линий.

Ну и, конечно, среди минусов также отмечается недостаточная инфраструктурная проработанность портов, организация транзита через страны и прохождение таможенного контроля, что сильно сказывается на времени доставки.

И это не говоря, прежде всего, о политической подоплёке данного проекта, в основу которого коллективный Запад закладывает создание альтернативного МТК «Север – Юг» маршрута в обход России, которая, честно говоря, может потерять из-за этого ничтожное количество грузов.

Что касается коридора «Север – Юг», представляющего собой многоцелевую сеть морских, железнодорожных и автомобильных путей протяженностью 7200 км между Россией, Центральной Азией, Ираном и Индией, то он по сравнению с другими маршрутами сокращает расстояние на 40% и торговые расходы на 30%, являясь, по сути, самым безопасным, кратчайшим и дешёвым маршрутом.

По мнению большинства авторитетных специалистов, он имеет уникальное географическое положение и считается главными воротами мировой торговли и основным транспортным маршрутом, соединяющим Азию и Европу. Более того, учитывая важность Шанхайской организации сотрудничества и её стран-членов, расположенных на пути МТК «Север – Юг», маршрут предоставляет такие уникальные возможности для увеличения конвергенции между странами-членами этой организации, как развитие процессов регионализации, улучшение экономического взаимодействия, улучшение политического взаимодействия, снижение напряжённости и передача экономических и коммерческих преимуществ.

К слову, центральноазиатские руководители неоднократно подчёркивали, что не планируют «снижать обороты» в плане участия в развитии МТК «Север – Юг», поскольку ТМТМ, учитывая все вышеназванные сложности, является для них в большей степени экстренным маршрутом.

Например, ещё в прошлом году прошла информация о том, что Казахстан, Россия и Туркменистан планируют создать совместное предприятие для развития транспортного коридора «Север – Юг» в целях улучшения сервиса, снижения времени доставки грузов и предоставления услуг по принципу «единого окна».

По оценке представителей Центральной Азии, коридор «Север – Юг», в рамках которого налажена транспортировка грузов между портом Актау и северными портами Ирана, является очень перспективным направлением в развитии альтернативных торговых маршрутов. Параллельно по суше через Мангистаускую область пролегает восточная ветка коридора.

Только по итогам 2023 года объём перевезенных грузов железнодорожным транспортом по данному маршруту составил 2,1 млн тонн, что на 4% больше, чем за предыдущий год. К 2027 году транспортный потенциал коридора будет увеличен с 6 до 10 млн тонн в год.

Так что напрасно коллективный Запад пытается списывать со счетов международный транспортный коридор «Север – Юг», который является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии, стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, создавая широкие возможности для развития логистических цепочек доставки товаров между странами ЕАЭС, Европой, Азией и Ближним Востоком.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
87
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика