В Киргизии политическая жизнь продолжает бурлить, несмотря на то что в октябре был избран новый президент, внимание которого, как и правительства, будет больше обращено на экономику. Казалось, этот политический тренд подхватят и другие политические силы. Однако лидирующая в парламенте партия – социал-демократическая (СДПК), к которой принадлежат прошлый глава государства и нынешний, собирается провести съезд, на котором, возможно, будет принято решение об инициировании роспуска парламента. Соответственно, это станет причиной назначения досрочных выборов, которые, согласно Конституции, должны состояться, правда, лишь в 2020 г.
Весь прошлый год в Киргизии прошел под знаком президентских выборов. В то время, когда до последнего не было понятно, кто выиграет, правительство, чиновники, политическая элита застыли в ожидании, оставит ли новый президент аппаратчиков на их местах или начнет «чистку» и будет расставлять своих людей. Соответственно, активность властей в решении социально-экономических вопросов была низкой, что не могло не сказаться на итогах года.
Победил Сооронбай Жээнбеков, преемник Алмазбека Атамбаева и одновременно его выдвиженец. Однако, вопреки ожиданиям, смены правительства не произошло, да и в целом кадровые перестановки пока не кардинальны. Но при этом в СДПК вдруг заговорили о том, что нынешний состав парламента не отвечает требованиям времени и необходимо его распустить. Для этого парламентская фракция может сдать свои мандаты, что автоматически вызовет кризис и придется назначать новые выборы.
Однако принять такое решение можно только на съезде партии, сроки которой переносятся и переносятся. Изначально речь шла о декабре 2017 г., теперь заговорили об апреле и даже сентябре нынешнего года. Кроме всего прочего, на съезде, согласно партийным источникам, должен быть избран главой бывший президент А. Атамбаев.
Сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» («Мнение») Игорь Шестаков полагает: «Я думаю, что основная интрига с постоянным переносом съезда СДПК, который изначально планировался еще в середине декабря прошлого года, заключаются во внутрипартийных процессах, которые демонстрируют, что у главной партии страны нет единого политического центра принятия решений. В этой связи нужно вспомнить предвыборную ситуацию. Ведь одной из главных сенсаций прошедших президентских выборов стало самостоятельное выдвижение экс-спикера парламента и одного из ключевых политиков – социал-демократов Чыныбая Турсунбекова. И хотя в итоге Турсунбеков снял свою кандидатуру, в любом случае это был прецедент, который показал, что единства в СДПК нет даже по такому суперполитическому вопросу, а есть политические группы, которые действуют исходя из собственных интересов».
Иными словами, СДПК ожидает, судя по всему, чистка рядов, партийцы во главе с Атамбаевым хотят избавиться от колеблющихся, прежде всего тех, кто поддерживал Ч. Турсунбекова. В парламентской фракции тоже есть те, кого не устраивает нынешнее положение вещей. Их тоже попытаются «отвести» в сторону.
«Несомненно, последние шесть-семь лет Алмазбек Атамбаев был политическим центром СДПК, который являлся гарантом успешной деятельности партии. Но после президентских выборов этого центра не стало, – продолжает И. Шестаков. – Какую конкретно роль сейчас экс-президент играет в деятельности партии, можно лишь догадываться. Понятно, что в стране сложилась ситуация, когда и президент, и премьер-министр являются политическими центрами, но формально в рамках одной партии. Но вопрос в том, как лидеры Кыргызстана взаимодействуют в рамках СДПК? С учетом того, что в парламентской фракции социал-демократов все чаще и громче звучит критика правительства Сапара Исакова, можно предположить, что в феврале или марте в коридорах власти могут произойти знаковые события, которые укрепят либо позиции президента, либо премьера. И тогда СДПК будет проще выстраивать свою дальнейшую стратегию с учетом того, что в стране появится единый политический центр принятия решений».
Новый, внеочередной съезд партии социал-демократов, возможный роспуск парламента и правительства не могут привнести нужную стабильность в политику, тем более в экономику. У Киргизии проблемы растут как снежный ком: внешний долг дорос до рекордных 4,5 млрд. долларов, сотрудничество в рамках ЕАЭС, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Соответственно, перед президентом и премьером стоит задача не допустить скатывание страны в экономическую пропасть, но, получается, на это у них нет времени и возможностей.
«Думаю, что новые выборы никакой реальной пользы стране не принесут, – полагает Александр Никсдорф, журналист и директор общественного фонда «Мы – соотечественники». – Нынешний парламент отработал только половину срока. Если, как нам намекают, новые выборы нужны только для приведения в парламент бывшего президента, которого его партия опять выдвигает в лидеры, так можно вспомнить, что в свое время Атамбаев заявлял, что после окончания президентского срока он не будет претендовать ни на пост спикера Жогорку Кенеша, ни на пост премьер-министра. Правда, он говорил, что и преемника у него не будет».
Сегодня парламент вполне управляем, партии, находившиеся в оппозиции до выборов, теперь фактически растеряли свой протестный потенциал и не могут влиять на принятие решений правящей СДПК. «Можно обратить внимание на то, что за последнее время три фракции из шести лишились своих лидеров. Двое – в заключении, третий выехал из страны из-за угрозы тоже оказаться за решеткой. В таких условиях голос оппозиции практически уже не слышен. Поэтому для принятия тех или иных решений, инициируемых президентом или правительством, есть все условия – депутаты практически не возражают. Новые же выборы опять накалят обстановку в обществе, приведут к новым многомиллионным финансовым затратам, которые при дефиците бюджета совсем не нужны. Власти, надеюсь, это понимают», – полагает А. Никсдорф.
Тем временем в стране случилось несколько происшествий, которые лишний раз подчеркивают необходимость уделить внимание в первую очередь экономике, социальной сфере, состоянию инфраструктуры. Тут, прямо скажем, не до выборов и роспуска парламента.
В январе на единственной в Бишкеке ТЭЦ произошла крупная авария, столица осталась без тепла. Быстро ликвидировать последствия не получилось, почти миллионный город, кроме частного сектора, замерзал несколько дней. А ведь всего лишь прошлым летом была завершена модернизация ТЭЦ, на открытии которой присутствовал нынешний президент, который тогда был премьером и всячески восхвалял достижение киргизских энергетиков. Все работы выполняла китайская компания на средства китайского же кредита и с участие китайских специалистов в размере почти 400 млн. долларов. Учитывая, что в столицах соседних стран построены аналогичные ТЭЦ за меньшую сумму и действуют они безотказно, авария вызвала у жителей столицы и прессы много вопросов к правительству, парламенту, руководству компании.
Тепло в квартиры дали, но скандал все еще не утихает. Вдобавок к этому в те же дни на центральном Ошском рынке столицы произошел крупный пожар, сгорело 118 торговых точек, площадь возгорания составила 3,5 тыс. квадратных метров. Если сюда прибавить акции протеста в регионах против иностранных горнодобывающих компаний, то январь для властей выдался довольно жарким.
«Люди очень недовольны партией СДПК, лично Атамбаевым. Социал-демократам очень невыгодны теперь новые выборы, – полагает политолог Марс Сариев. – Найти стрелочников, кого-то снять, обвинить в халатности можно, но это не вернет голоса избирателей. Возможно, социал-демократы теперь поменяют премьера, правительство. Но на большее рассчитывать нет смысла. Скорей всего, съезд СДПК состоится до лета, допустим, в апреле. Но там, возможно, будет принято лишь решение о назначении Атамбаева лидером партии. И всё».