В ходе посещения 24 января ПАО «Объединённая двигателестроительная корпорация – Уфимское моторостроительное производственное объединение» Владимир Путин провёл совещание по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.
Откровенно говоря, неожиданная повестка дня. Казалось бы, совсем не время думать об этом, когда в той же новой американской ядерной программе Россия (наряду с Китаем, КНДР и Ираном) причисляется к государствам, несущим США возросшую внешнюю угрозу.
Но, оказывается, этот вопрос поставлен своевременно. Как предупредил производственников глава государства, объёмы гособоронзаказа после 2020 г., в связи с прохождением пика заказов со стороны Минобороны, будут неизбежно сокращаться. И высокоорганизованное производство не должно простаивать в будущем, нужно добиться перехода на гражданскую продукцию, во всяком случае, в значительной части, обеспечив при этом её качество и конкурентоспособность.
Если умело подойти к делу, максимальное задействование потенциала ОПК для выпуска высокотехнологичной гражданской продукции положительно скажется и на общем состоянии оборонного комплекса, и на выпуске военной продукции.
На последнем вначале и остановимся. Благодаря ОПК, уровень оснащенности российских вооруженных сил современным вооружением по сравнению с 2012 годом удалось повысить почти в 4 раза. Набранные темпы, по информации министра обороны генерала армии Сергея Шойгу, позволят гарантированно выполнить задачу по выходу к 2020 г. на 70-процентный уровень оснащенности войск современными образцами вооружения и техники (на конец прошлого года он составлял 58,9%).
На результат работает целый ряд факторов: прежде всего, сбалансированный военный бюджет, синхронизированный с планами строительства и развития вооруженных сил, а также с Государственной программой вооружения, и усовершенствованная система контроля за использованием бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа.
Эффективность такой работы признают даже за океаном. «Когда мы думаем о России, то мы думаем об их действиях за последние несколько лет, а потом мы смотрим на вложения, которые за последние десять лет сделали россияне. Нет ни одной составляющей российских вооруженных сил, которая в той или иной степени не была бы модернизирована за последнее десятилетие», – заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд в ходе беседы с журналистами 16 января.
Вот лишь несколько цифр и фактов, свидетельствующих о вкладе отечественного ОПК в модернизацию российских армии и флота за последние пять лет. В целом на вооружение принято более 300 новых образцов вооружения и военной техники. Ракетные войска стратегического назначения получили более 80 межконтинентальных баллистических ракет. На ракетные комплексы нового поколения «Ярс» перевооружено 12 ракетных полков. В боевой состав морских СЯС начали поступать ракетные подводные лодки стратегического назначения нового поколения «Борей». Для их оснащения поставлено 102 баллистические ракеты. В стадии строительства находятся пять атомных подводных крейсеров «Борей-А».
Серьезное обновление переживает стратегическая авиация. Ракетоносцы Ту-160М и Ту-95МС оснащаются более мощными двигателями, бортовое радиоэлектронное оборудование переводится на отечественную элементную базу. Организовано восстановление производства самолетов Ту-160М. В результате количество самолетов, способных применять новые крылатые ракеты, увеличилось более чем в 11 раз.
Высокими темпами развиваются силы неядерного сдерживания. Налажены серийные поставки оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», подводных и надводных кораблей с ракетным комплексом «Калибр». Осуществляется модернизация самолетов дальней авиации под применение новой крылатой ракеты Х-101.
В рамках совершенствования системы предупреждения о ракетном нападении удалось ликвидировать разрывы радиолокационного поля на севере и юге страны и обеспечить перекрытие зон обзора воздушного пространства. Этого удалось достичь благодаря введению в эксплуатацию нескольких современных РЛС типа «Воронеж» и модернизации действующих станций «Дарьял», «Днепр» и «Волга».
Совершенствуется состав ВМФ, серьезно пополнившийся более 150 кораблями и судами. В их числе – свыше 60 боевых кораблей, среди которых 15 носителей высокоточных ракет «Калибр».
На оснащение Сухопутных войск поставлено за пять лет более 10 тыс. современных образцов вооружения и техники, в т.ч. 3 тыс. единиц танков и боевых бронированных машин. 10 ракетных бригад перевооружены на новый оперативно-тактический комплекс «Искандер-М», который способен осуществлять пуски как баллистических, так и крылатых ракет.
В целом переоснащение российских ВС современным вооружением и боевой техникой позволит им уже к 2020 г. выйти на новый качественный уровень, позволяющий гарантированно обеспечить военную безопасность государства.
И именно эта дата – год 1920-й – будет рубежным для ОПК в плане переориентации на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Этот рубеж не за горами, потому руководство страны загодя ставит перед организациями ОПК задачу по наращиванию и диверсификации такого производства.
Как отмечено на совещании в Уфе, за последние два года в этом плане проведена большая подготовительная работа. Начала действовать информационно-аналитическая система по мониторингу закупок гражданской продукции «оборонки». Создано «НПО Конверсия», которое займётся продвижением такой продукции на рынки, причём как в нашей стране, так и за рубежом. Внешэкономбанком и Фондом развития промышленности предусмотрено льготное финансирование для поддержки диверсификации ОПК.
Ряд предприятий уже энергично включились в эту работу. Так, Московский институт теплотехники производит оборудование для водоочистки, компания «Швабе» наладила производство медицинской техники, а концерн «Калашников» – выпуск гражданских катеров, мотоциклов и беспилотных летательных аппаратов.
«Однако диверсификация производства оборонных предприятий, конечно же, не должна ограничиваться лишь отдельными успешными проектами, – подчеркнул президент РФ. – Важно поставить её на системную основу, а руководители и весь коллектив предприятий должны подходить к выпуску гражданской продукции столь же ответственно, как и к выполнению гособоронзаказа. Только так можно решить стратегическую задачу – повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего объёма продукции ОПК, а к 2030 году – до 50 процентов».
Выступившие на совещании отмечали, что на такие показатели можно выйти даже раньше. Так, генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов привел данные, из которых следует, что 30-процентный рубеж достигнут уже к началу нынешнего года, а выход на 50-процентную долю в среднем по корпорации запланирован к 2025 г. – такая амбициозная задача поставлена перед коллективом.
Добиться её решения в корпорации намерены через концентрацию ресурсов на быстро растущих мировых рынках «умных» продуктов. Среди них – электроника, информационные технологии, автоматизация, системы управления, медтехника, новые материалы, энергетика, городская среда, транспорт и другие.
К примеру, холдинг «Швабе», показавший за последний год значительный рост в части гражданской продукции, ещё в 2011 г. разработал свою стратегию в части развития медицинского оборудования и сегодня показывает пример активного роста. В 2016 г. его выручка от выпуска гражданской продукции составила более 12 млрд. рублей, в 2017 г. – уже 16,6 млрд. При этом речь идет о производстве действительно высокотехнологичного оборудования в области неонатологии, реаниматологии, онкологии, кардиологии, офтальмологии, эндопротезирования, ортопедии, а также для диагностики и лабораторных исследований.
К сожалению, такими успехами в отрасли могут похвалиться далеко не все. С учетом этого В. Путин обратил внимание участников совещания на следующие приоритеты:
- необходимость предприятиям ОПК активнее подключаться к реализуемому в стране целому ряду масштабных программ, в том числе по модернизации электроэнергетики и развитию цифровой экономики, а также по внедрению наилучших доступных технологий, оснащению медучреждений, по экологическому оздоровлению территорий, созданию индустрии переработки и утилизации отходов;
- устранение барьеров, прежде всего законодательных, которые препятствуют диверсификации оборонных производств, в том числе при госзакупках, что не позволяет заключать так называемые контракты полного жизненного цикла;
- необходимость сформировать стартовые заказы, которые помогут предприятиям более уверенно пройти начальный этап диверсификации. Особая роль здесь, безусловно, принадлежит компаниям с госучастием: вместо зарубежной продукции они должны ориентироваться на закупку существующих и создаваемых отечественных аналогов;
- поиск сбалансированной формулы, которая позволит разделить между государством и предприятиями экономические риски и затраты. Прежде всего, это важно для НИОКР, сертификации, развития сервисной поддержки и послепродажного обслуживания.
При этом глава государства предельно ясно расставил акценты. «Заранее предвижу критику… "Надо покупать не просто отечественное, надо покупать самое лучшее, что есть в мире", – заметил В. Путин. – Да, разумеется, это так, нужно покупать самое лучшее в мире, но нужно добиваться того, чтобы отечественная продукция такой и стала. Прошу Правительственную комиссию по импортозамещению заняться решением этой задачи».