Тело Ленина не обязательно предавать земле, ибо положить в мавзолей и так означает захоронить. Похожий способ похорон использовал Киев для Минских соглашений – они объявлены «вечно живыми», и к ним «на поклон» дважды в месяц стекаются приверженцы, настоящие и ложные. Правда, Украина нагло делает шаги, прямо противоположные мирному урегулированию конфликта, а ее кураторы хитро предлагают перезахоронить переговорный процесс в другой евразийской столице. Но увеличиваются ли от этого шансы тех, кто пытается добиться капитуляции республик Донбасса?
Обмену заложников – «да», отводу вооружений – «чтоб да, так нет»
18 января, пока в украинской столице Верховная рада принимала закон, по существу похоронивший Минские соглашения, в белорусской столице как ни в чем не бывало прошло очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе. Представители Л/ДНР потребовали объяснений по поводу свежепринятого документа, представители Украины ушли от ответа – ранее подобное на переговорах в Минске происходило не раз.
В то же время назвать первое в текущем году заседание бесполезным нельзя, ибо участники гуманитарной подгруппы согласовали списки удерживаемых лиц в преддверии нового обмена пленными (вернее, обмена пленных боевиков «АТО» на заложников государства-террориста. – А.Н.), который, как позже рассказала на брифинге омбудсмен ДНР Дарья Морозова, запланирован на 18 февраля.
Не беремся предугадать, состоится ли обмен или он будет использован украинской стороной для вооруженной провокации и сорван, но очевидно, что киевские политики охотно продолжают пиариться на «возвращении украинцев домой». Не зря Петр Порошенко встретился с главой УПЦ митрополитом Онуфрием, чтобы озвучить: «Я буду очень приветствовать помощь Церкви в освобождении политических заключенных, находящихся на территории России». В свою очередь вице-спикер Рады Ирина Геращенко, гневно критикуя в Facebook заявление генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда о необходимости вернуть делегацию России в ПАСЕ, бездоказательно заявила, «что [осужденных граждан Украины] Панова, Сенцова, Афанасьева, Клыха, Карпюка, Кольченко пытали и пытают в российских тюрьмах».
Другим положительным результатом переговоров стало заявление сторон о готовности осуществить 21 января разведение сил и средств на участке линии соприкосновения в районе Станицы Луганской. Что, напомним, предусмотрено рамочным соглашением, подписанным в Минске еще 21 сентября 2016 года. К сожалению, эта договоренность украинской стороной уже сорвана, как и более 70 раз ранее, причем Луганск обвинил противника в провокации с целью дискредитировать республики «в ходе работы первого замглавы СММ ОБСЕ Александра Хуга».
Расстрел гражданского автобуса – лишь «первая ласточка»
На следующий день после срыва разведения у Станицы, т. е. 22 января, каратели «АТО» устроили еще одну провокацию «в честь» А. Хуга. Только уже в зоне ответственности ВС ДНР и кровавую. Речь об обстреле из 120-мм минометов и вооружения БМП города Докучаевска, при котором были ранены пять мирных жителей.
«ВСУ в очередной раз безуспешно попытались спровоцировать нас на открытие ответного огня с дальнейшей его фиксацией миссией ОБСЕ. Противник вел огонь с позиций 93-й отдельной механизированной бригады под командованием военного преступника Клочкова в то время, когда вся Украина отмечала День соборности. Приказ на открытие огня отдавал лично командующий «АТО» Забродский», – заявил на брифинге замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин.
А накануне, 21 января, «атошники» расстреляли из стрелкового оружия гражданский автобус в районе н.п. Еленовка, в результате чего получил ранение один человек и один погиб. Примечательно, что прибывший на место преступления глава ДНР Александр Захарченко назвал его «первой ласточкой закона о деоккупации», имея в виду вышеупомянутый документ Верховной рады. «У них руки развязаны теперь полностью. Уже, не стесняясь, стреляют по гражданским. Это первый случай, когда стреляли чисто по автобусу. Целенаправленно по нему били. Чего мы ждем от этого закона? Войны мы ждем», – сказал А. Захарченко.
Как раз когда на Украине отмечали день «соборности», в столице ДНР прошел траурный митинг памяти жертв обстрела остановки общественного транспорта «Донецкгормаш» в жилмассиве Боссе Ленинского района Донецка 22 января 2015 года. В тот день погибло 15 мирных граждан, ранения получили несколько десятков. А прибывшие на место трагедии представители ОБСЕ и Human Rights Watch так и не определились с виновником преступления. Это позволяет предполагать, что нота в адрес СММ ОБСЕ и координаторов переговорного процесса «с полной информацией о произошедшем (21 января с.г. в районе н.п. Еленовка. – А.Н.) и требованием проведения тщательного расследования этой трагедии и наказания виновных», о направлении которой заявил полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин, не возымеет реального эффекта.
Назарбаев в роли директора похоронного бюро?
Четверг 18 января, кроме заседания ТКГ и принятия закона о «реинтеграции», или «деоккупации» Донбасса, запомнился также реакцией Нурсултана Назарбаева на предложение Дональда Трампа, поскольку, мол, «"Минск-1" застопорился, в тупике, нужен "Минск-2"», перенести переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе в другое место.
«Он (Д. Трамп. – Ред.) говорит: "Давай в другом месте (проведем. – Ред.)". Я говорю: "Давайте"», – сказал Н. Назарбаев на пресс-конференции в Нью-Йорке 18 января. «Вообще это первоначально должно было быть в Казахстане. Я поездки делал, чтобы собрать всех, чтобы встретились там. Так договорились, что в этом направлении будем работать», – добавил он.
По мнению главы Казахстана, «минские договоренности зашли в тупик». Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что предложенный им вариант выхода из тупика диаметрально противоположен предлагаемому союзником Казахстана – Москвой. «Сейчас миротворцев надо вводить в Донбасс и Луганск, чтобы они определили границу. Надо сближать их позиции как-то, подходить к взаимопониманию. Этого взаимопонимания сегодня нет», – заявил Н. Назарбаев.
Однако не только в Минске, не желающем терять статус места переговоров, но и в Донецке, Луганске и Москве к данной инициативе отнеслись неодобрительно. В частности, представитель ЛНР в политподгруппе ТКГ Родион Мирошник констатировал, что эффект был бы, если бы США оказали давление на Киев как главный тормоз переговорного процесса. В противном случае же уместно вспомнить басню И. Крылова «Квартет»: как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Еще жестче намерения сменить переговорную площадку раскритиковал председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам Константин Косачев: «Это предложение лишено с содержательной точки зрения какого-либо смысла. Успех переговоров зависит не от их места, а от настроя участников – либо договариваться, либо ссориться». Сенатор добавил, что если уж искать замену Минску как месту переговоров, то только по общему согласию, а для этого нужны три «да» – из Киева, Донецка и Луганска.
В свою очередь, политолог Кирилл Коктыш отметил, что перенос переговоров может стать «достаточно скверным пиаром» для Казахстана, ибо в случае военной эскалации Астана «будет ассоциироваться не с успешным регулированием сирийских проблем, а с развалом Минского формата».
Думается, Н. Назарбаев не столь наивен, чтобы этого не понимать, и не прельщается ролью директора похоронного бюро. А инициативу Д. Трампа поддержал лишь на словах, чтобы не прогневить лишний раз дядю Сэма. Предугадав при этом, что «скверный пиар» Астане все равно не грозит, поскольку Москва, Донецк и Луганск точно не согласятся на перенос.
Судя по всему, лидер Казахстана не ошибся. «Минский процесс не будет перенесен в Астану или какой-либо другой город. Это контрпродуктивно. Минские соглашения – безальтернативны, и это единственный сценарий урегулирования конфликта. Изменение формата или места проведения станет дополнительным ударом по договоренностям, которые Киев и так всячески пытается нарушить», – сказал «Известиям» высокопоставленный в российских дипломатических кругах собеседник.
Даже глава подконтрольного посольству США МИД Украины Павел Климкин заметил, что место заседаний ТКГ по Донбассу не имеет значения.
Новые санкции и мартышкин труд
Тем временем в The Wall Street Journal вышла статья, где со ссылкой на опрошенных западных дипломатов говорится, что для США «является ключевым перезапуск мирного процесса на Украине», а если соглашение с Россией по этому вопросу не будет достигнуто в ближайшие месяцы, то «Вашингтон вместе со своими союзниками планирует увеличить давление на Москву с помощью новых санкций».
Напомним: как показали все предыдущие раунды переговоров по Донбассу представителей РФ и США, Вашингтон добивается не компромисса и мирного урегулирования, а полной капитуляции Москвы с народными республиками и «восстановления территориальной целостности Украины» любым способом вплоть до пресловутого «хорватского сценария».
В то же время здравомыслящим жителям Л/ДНР предельно ясно, что если бы даже Россия согласилась уступить США и прекратила поддержку непокорных республик, ни ввести на их территорию миротворцев без согласования с Донецком и Луганском, ни вернуть ее под контроль Киеву иначе как силовым путем невозможно.
Трудно судить, в самом ли деле этого не понимают в Вашингтоне или просто делают вид, чтобы продолжать «давление на Москву». Разнятся мнения экспертов и по поводу полномасштабного наступления ВСУ на позиции защитников Л/ДНР – следует его ждать в преддверии президентских выборов в России или П. Порошенко не решится отдать такой приказ, а поменять его на другую марионетку Вашингтон не успеет, либо даже не сможет.
Известно одно: на 31 января назначено следующее заседание ТКГ в Минске. Порошенко уже заявил, что новоиспеченный (и пока не подписанный. – А.Н.) закон по Донбассу не противоречит взятым на себя Украиной обязательствам, а в Кремле Минские соглашения тем более называют «безальтернативным документом для урегулирования конфликта на востоке Украины». Мавзолей, в котором «захоронен» переговорный процесс, настолько крепок, что заставляет вспомнить древнюю пословицу: «Все боится времени, но время боится пирамид». Во всяком случае, кровавыми, но примитивными провокациями украинской стороны «Минск» не разрушить.