Критически важные ресурсы Центральной Азии: возможности и угрозы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.02.2026 |

Критически важные ресурсы Центральной Азии: возможности и угрозы

В последнее десятилетие Центральная Азия стала одним из центров концентрации геополитической активности и ожесточающейся конкуренции между глобальными игроками. Одним из ключевых факторов, объясняющих стремление различных сил обеспечить себе влияние в регионе, находящемся в сердце Евразийского континента, является его ресурсный потенциал – центральноазиатские недра полны критически важного минерального сырья: редкоземельные металлы, уран, торий и т. д.

Складывающаяся ситуация, с одной стороны, открывает перед странами ЦА новые экономические и политические возможности, с другой стороны, создает серьезные вызовы и угрозы для их безопасности и суверенитета. К таким выводам пришли участники круглого стола «Глобальные тренды Центральной Азии: от обеспечения безопасности до добычи критически важных минералов», организованного в Бишкеке ЦЭИ «Ой Ордо».

Как отметила замдиректора центра Наталья Крек, наступивший год преподнес ряд неожиданных сюрпризов геополитического характера – захват американскими военными президента Венесуэлы, заявления Дональда Трампа и ответные заявления и действия Евросоюза по Гренландии: «Все это говорит о том, что борьба за ресурсы набирает обороты, и это становится ключевой мировой тенденцией, которая, естественно, коснется и Центральной Азии, где сосредоточены большие запасы критически важных сырьевых минералов».  

Она предложила вниманию участников выдержки из отчета рейтингового агентства S&P Global platts, подготовленного в ноябре 2025 года. В документе говорится, что в ближайшей перспективе США продолжат финансирование разведки месторождений полезных ископаемых, их добычи и переработки в ЦА. Однако превратить коммерческие обещания в долгосрочные деловые партнерства американцам будет непросто: «В отчете говорится, что для запуска многих из анонсированных в Вашингтоне горнодобывающих проектов потребуются многие годы, т. к. американские компании столкнутся с логистическими трудностями в регионе, где основное влияние на развитие транспортной инфраструктуры оказывают Россия и Китай. При этом руководство центральноазиатских стран постарается избегать шагов, способных вызвать негативную реакцию со стороны Москвы и Пекина. Тем более что завершение боевых действий на Украине позволит России вернуться к полноценному участию в экономических проектах в ЦА и потеснить позиции США в регионе».

Также аналитики S&P Global platts отмечают, что добыча и переработка КВСМ требует значительных энергетических затрат, в то время как в ЦА наблюдается хроническая нехватка электроэнергии, которая будет усугубляться по мере нарастания дефицита гидроресурсов. Кроме того, в связи с понижением уровня в Каспийском море, вызванного климатическими изменениями, сократится пропускная способность портов, а расширение их мощности потребует дорогостоящей реконструкции доков и транспортной инфраструктуры в целом.

«По оценкам авторов отчета, на сегодняшний день одной из целей Вашингтона в ЦА является создание внутрирегиональной конкуренции, особенно между экономически доминирующим Казахстаном и динамично развивающимся и густонаселенным Узбекистаном. Обе страны, по расчетам американцев, будут бороться за внимание и инвестиции США, что ослабит их стремление к взаимодействию и замедлит региональную интеграцию», – говорится в документе. В этой ситуации, по мнению Н. Крек, странам ЦА крайне важно максимально взвешенно подходить к вопросам расширения инвестиционного сотрудничества с западными странами, чтобы не попасть в расставленные последними геополитические ловушки и сохранить свой ресурсный суверенитет.

В свою очередь, экономист, системный аналитик Бактыбек Саипбаев обнажил тот факт, что сейчас, во-первых, идет борьба, прежде всего, за невозобновляемые ресурсы, и, во-вторых, – за транспортные коридоры. «Трамп решил захватить лидерство на фоне того, что провозгласил США энергетической державой, а для этого ему нужно как можно больше нефти и газа – этот вопрос частично решает Венесуэла. Кроме того, он нацелен развивать и атомную энергетику. Отсюда и все эти разговоры насчет Гренландии и прочих территорий». 

По оценкам аналитика, усиление борьбы за ресурсы будет идти между тремя основными центрами: Вашингтоном, Пекином и Москвой и их союзниками, тогда как Европейский союз из этой борьбы будет выдавлен. Возможно, выжить в этой гонке смогут лишь отдельные европейские государства, но, как геополитическое объединение, ЕС не сможет конкурировать с Китаем, США и Россией. Перед ЕС, как и перед странами ЦА, обладающими внушительным запасом ресурсов, встанет серьезный выбор между формирующимися макроэкономическими или, как их еще называют, техноэкономическими зонами.

Одной из причин, разгоняющей геополитическую конкуренцию и борьбу за ресурсы, по мнению спикера, служит приближающийся крах международной финансовой системы, перегретой за счет крена мировой экономики в сторону банковского (брокерского, дилерского) сектора: «Последние полвека Запад больше развивал услуги в основном в области финансов, не уделяя должного внимания реальному сектору экономики. Западные страны старались вывести основную часть производства за пределы своих территорий. Производственные технологии и деньги вкладывались в тот же Китай, который сегодня стал крупнейшей мастерской мира по производству товаров именно материального свойства. В итоге это стало большой проблемой для США и Европы, тем более на фоне назревающей глобальной финансовой катастрофы, в результате которой выживут только крупнейшие банки, но их гипертрофированная роль будет снижаться. Отсюда и стремление транснациональных корпораций, за которыми стоит группа сверхбогатых людей, заполучить в свое пользование земли и месторождения, т. е. реальные материальные активы».

По словам эксперта, в результате финансового кризиса многие страны окажутся в условиях, когда будет стоять вопрос их реального выживания: «Выживать мы сможем только совместно, поэтому я очень надеюсь, что национальный эгоизм отдельных стран той же Средней Азии поубавится, и начнутся реальные интеграционные процессы. Сейчас много говорят на счет союза тюркских государств. Но я там не вижу больших перспектив. Скорее всего, нам придется интегрироваться с Москвой и Пекином. Китай будет активно продвигать свою концепцию «Один пояс – один путь», а Россия – евразийскую интеграцию. На мой взгляд, ЕАЭС будет расширяться на прагматичной основе. Новые участники будут присоединяться к союзу из соображений собственной экономической выгоды».

Не менее важным трендом для Центральной Азии, по словам Саипбаева, станет энергетическая безопасность: «Нам, чтобы выжить, нужны источники энергии. На фоне того, что с каждым годом усугубляется очень тревожная тенденция к деградации ледников и нарастающим маловодиям, становится очевидным, что за счет одной только гидроэнергетики регион не выживет. На мой взгляд, Кыргызстану нужно идти по пути, который сегодня выбирают практически все наши соседи, – атомной энергетики. Ее бесспорным мировым лидером является «Росатом», который также лидирует и в производстве малых атомных электростанций, поставляемых в сборе. Они рассчитаны на такие зоны, где сложно построить большую АЭС. Сейчас такие станции Россия устанавливает в Якутии, они появятся в Монголии, Таджикистане и Узбекистане. Казахстан до этого тоже дозревает. Крупная атомная электростанция – это заманчиво, но ее строительство займет 10-12 лет, а электроэнергия при растущем населении и развитии промышленности нужна уже сейчас. И я уверен, что Кыргызстану тоже необходимо поставить хотя бы одну-две малые АЭС». 

По словам депутата ЖК КР Гули Кожокуловой, сегодня критически важные сырьевые минералы – это тема номер один в международной повестке, в связи с чем вопросы обеспечения стратегических экономических интересов стран напрямую связаны с вопросами обеспечения их безопасности и суверенитета: «С точки зрения обеспечения безопасности я бы обратила внимание на геополитические ловушки, которые существуют в сфере добычи КВСМ. В этом плане уроки Кумтора познавательны не только для Кыргызстана, но и для наших братских республик. Мы на своем горьком примере показали, как нельзя вести инвестиционную политику».  

Парламентарий также подчеркнула необходимость заняться подготовкой кадров, т. к. большинство инвесторов, которые приходят в Кыргызстан, не заинтересованы ни в экспорте технологий, ни в обучении местных специалистов, им выгоднее привезти в республику своих сотрудников: «Поэтому нам самим нужно готовить своих специалистов, отправлять их учиться за рубеж. Это должно стать частью госпрограммы, потому что только в этом случае мы сможем реализовывать крупные проекты с учетом вопросов государственной безопасности. Нельзя упускать из вида и вопросы экологического контроля. С одной стороны, вопросы защиты окружающей среды давно стали заезженным трендом. С другой – глубинного подхода к их решению не наблюдается ни в Кыргызстане, ни в других странах ЦА».

По ее словам, сегодня президент, исполнительная и законодательная власть Кыргызстана пытаются создать привлекательный инвестиционный климат в стране. Но государству необходима стратегическая программа с четко сформированными национальными интересами, с обозначением ключевых целей и задач в горнодобывающем секторе: «На сегодняшний день фактически нет секрета в том, какими ресурсами мы располагаем, но мы должны рационально воспользоваться своими запасами. Инвестиционная политика должна строиться на принципах, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Мы должны подстраховаться, приняв именно государственную стратегическую программу с учетом рекомендаций и предложений наших профессионалов, чтобы снова не попасть в ту ловушку, в которой мы в свое время оказались с Кумтором, когда государство и весь народ были обмануты определенной группой людей. А с учетом глобальной турбулентности, происходящей на фоне международной конкуренции, в том числе за доступ к ресурсам, мы просто обязаны себя обезопасить».

Аналогичное мнение высказал экс-первый замминистра обороны КР кандидат философских наук Мурат Бейшенов. По его словам, принятие ошибочных государственных решений может угрожать безопасности государства не меньше, чем терроризм или экстремизм: «Поэтому нам нужна четкая стратегия безопасности – военной, экономической, энергетической и т. д. Не просто какой-то красиво написанный документ, а конкретный план, рабочая пошаговая инструкция, как мы будем достигать поставленных целей. В прошлом у нас были допущены серьезные промахи, которые, возможно, слишком дорого обошлись нашей стране, и сейчас мы должны выстраивать свою работу, учитывая эти ошибки».

В этой связи, по мнению спикера, к обсуждению глобальных вопросов, связанных с экономической, экологической и в целом национальной безопасностью, к которым относятся и вопросы разработки недр и добычи полезных ископаемых, нужно привлекать как экономистов и геологов, так и политологов, учитывая, что данная тематика выходит за пределы только экономической плоскости. «Принятие решений в данной сфере затрагивает и социальную сферу, и защиту окружающей среды, и вопросы энергетики, и вопросы не просто политического, а геополитического плана. Критически важное минеральное сырье и доступ к его запасам – это вопрос развития новейших технологий в самых разных сферах, которое, в свою очередь, будет определять степень лидерства тех или иных центров силы в новом мировом порядке. Поэтому, естественно, крупные игроки будут серьезно конкурировать друг с другом на этом поле», – добавил М. Бейшенов.  

На признаки переформатирования глобальных экономических смыслов обратил внимание независимый эксперт в сфере экономики и госуправления Алмаз Насыров, отметив, что на форуме в Давосе обозначены обновленные индикаторы экономического развития, которые требуют переосмысления деятельности ключевых участников мирового экономического процесса. Изменение стандартов энергетического развития, переходы к зеленой, цифровой и интеллектуальной экономике ускорили повышение спроса на критические минералы.

При этом он подчеркнул, что гонка за критическими минералами в условиях цифровой интеллектуальной экономики и энергетического перехода стимулируют трансформацию ЦА из периферийного региона в одного из ключевых игроков на глобальной ресурсной карте. В этой ситуации управление стратегическими минералами становится центральным элементом национальной безопасности и экономического развития, сопряженным с рисками и возможностями усиления внешнего влияния сильных держав: «С учетом стремления к ускорению развития национальных экономик позиция стран ЦА будет направлена на то, чтобы активизировать добычу и интегрироваться в мировые экономические институты. Но, с другой стороны, возникает дилемма о сохранении суверенитета и защиты национальных интересов».

По словам спикера, в зависимости от потенциала страны, ее размеров и интегрированности в мировые сообщества, возникает потребность в переформатировании экономической политики и достижения максимальной эффективности использования ресурсов. Сегодня с точки зрения инфраструктурной проработанности, технологического опыта и условий выхода на глобальные рынки лидером среди стран ЦА по добыче критических минералов является Казахстан. Тогда как Кыргызстан, обладая значительными запасами критических минералов, ограничен с точки зрения технологий и инфраструктурных решений: «Выходит, в процессы освоения могут быть вовлечены страны, сильные в технологиях и инвестиционных возможностях, т. к. освоение критических ресурсов имеет объективные ограничения для малых стран».

Если Кыргызстан сегодня хочет интегрироваться в эти процессы, отмечает эксперт, республике требуется вхождение в различные мировые институты, разработка качественной инвестиционной модели, обновление экономической инфраструктуры и, главное, – адаптация экономической операционной модели. Недавно в КР была принята программа развития страны, она тщательно прорабатывалась, однако резкое изменение мировых геополитических тенденций требует адаптации принятых планов под новые геополитические и геоэкономические реалии, характеризующиеся кризисом международного права.

(Окончание следует)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
83
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика