На днях завершился визит Владимира Путина в самую необычную страну Центральной Азии – Туркменистан. Это единственное государство региона, которое провозгласило нейтралитет национальной идеей. Ашхабад не подписал даже Устав СНГ в 1993 году, не говоря уже о более тесных интеграционных проектах на территории бывшего СССР – Евразийском экономическом союзе или ОДКБ. Поэтому носит статус не полноценного, а ассоциированного члена Содружества. Тем не менее это не мешает республике оставаться стратегическим партнером Москвы и выстраивать с Россией доверительные и взаимовыгодные отношения.
Нынешний визит российского лидера также прошел полностью в конструктивном русле – стороны построили общие планы на будущее. Но обо всем по порядку.
С чем стороны подошли к встрече
Отношения Туркменистана с Россией на протяжении всего постсоветского времени складываются в русле политической традиции республики: спокойно и без резких движений. Это тот случай, когда стабильность превыше потрясений и гонки за результатами. Нейтральность и взаимное уважение суверенитетов.
Наиболее впечатляющим направлением в отношениях двух стран стоит отметить торгово-экономическое взаимодействие. Оно основывается на межправительственных соглашениях о свободной торговле (11 ноября 1992 года) и о торгово-экономическом сотрудничестве (30 августа 2008 года).
Россия входит в число ключевых внешнеторговых партнёров Туркменистана. Так, годовой объём взаимной торговли превышает 1,6 миллиарда долларов США. При этом в первом полугодии текущего года товарооборот продемонстрировал значительный рост, увеличившись на 58%. Совокупный объём двусторонней торговли с 1991 года преодолел отметку в 60 миллиардов долларов США.
Наиболее показательным эпизодом, демонстрирующим уважительное и партнерское отношение Ашхабада к Москве, можно назвать поддержку России во время проведения СВО путем усиления бизнес-сотрудничества. Так, в январе 2023 года премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин выступил с инициативой пригласить туркменские компании к освоению ниш на российском рынке, которые освободились после ухода западных производителей. Ашхабад на это отреагировал с энтузиазмом, и уже спустя считаные недели представители деловых кругов двух стран заключили свыше 50 двусторонних соглашений.
В топливно-энергетической сфере стоит отметить, что крупнейшим совместным российско-туркменским проектом является освоение 21 нефтяного месторождения на участке Каспийского моря, принадлежащего Ашхабаду. Договор о разделе продукции по данному проекту был подписан 13 сентября 2009 года между ОАО «НГК ИТЕРА» и Государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана.
Отдельно стоит отметить любопытные данные о миграционном взаимодействии между странами. Как известно, основная доля мигрантов в России – из Центрально-Азиатского региона. Но Туркменистан – очень яркое исключение. Хотя цифры идут на десятки тысяч въезжающих в Россию туркменов ежегодно, на постоянное место жительства остается меньшинство. Это единственное государство региона, с которым у России действует визовый режим. Согласно последней переписи населения, которая была в 2021 году, в России в общей сложности проживало всего 41 338 туркменов.
Московско-ашхабадская симфония
Нынешний визит В. Путина в Ашхабад состоялся в рамках участия российского лидера в форуме, посвященном Международному году мира и доверия, Международному дню нейтралитета и 30-летию постоянного нейтралитета Туркменистана.
Заседание международного форума
Мероприятие вышло звучным, торжественным. Тем не менее оно не затмило центральное событие рабочего визита президента РФ – его двустороннюю встречу с туркменским коллегой Сердаром Бердымухамедовым. В ходе этого мероприятия глава Российского государства отметил, что межгосударственные отношения развиваются в духе дружбы и добрососедства, выразив уверенность в дальнейшем укреплении сотрудничества и достижении новых позитивных результатов.
«Российские компании настроены на осуществление все новых инвестиционных проектов на туркменистанском рынке. Крепнет сотрудничество в энергетике, транспорте, в других отраслях. При активном участии России и Туркменистана реализуются масштабные многосторонние экономические инициативы, в том числе на Каспии и в Центральной Азии. Ведется прокладка магистрального транспортного коридора Север – Юг», – сказал В. Путин.
Со своей стороны С. Бердымухамедов охарактеризовал визит российского лидера как честь и привилегию, подчеркнув, что его участие в форуме является подтверждением приверженности укреплению мира, доверия и взаимопонимания.
В ходе переговоров президенты обсудили вопросы делового сотрудничества, культурного взаимодействия и политической повестки. Президент России отметил высокий уровень доверия в двусторонних отношениях и пригласил главу Туркменистана принять участие в форуме стран СНГ, который состоится нынешним месяцем в Санкт-Петербурге.
Москва остаётся одним из ключевых торгово-экономических партнёров Ашхабада. К концу 2025 года объём взаимной торговли существенно увеличился по сравнению с предыдущим годом. В Туркменистане действует порядка 200 компаний с российским капиталом, открыты филиалы российских государственных корпораций. Кроме того, Россия активно участвует в инвестировании экономики республики, где реализуются несколько сотен проектов с российским участием.
Туркменистан является одним из ключевых государств Центральной Азии, обладающим значительными запасами углеводородных ресурсов, что делает его важным партнёром в сфере энергетики и способствует укреплению энергетической безопасности и координации на региональных рынках. Сотрудничество в нефтегазовой отрасли открывает для российских компаний доступ к разработке месторождений, участию в инвестиционных проектах и расширению присутствия в Каспийском регионе.
Кроме этого, важную роль Туркменистан играет и в транспортно-логистическом измерении. Его географическое положение позволяет развивать транзитные маршруты между Россией, странами Южной Азии, Ближнего Востока и Каспийского региона.
В связи с этим трудно переоценивать взаимную выгоду Москвы и Ашхабада от укрепления сотрудничества.
Переговоры с лидерами других стран
В условиях продолжающейся нестабильности на Ближнем Востоке довольно ожидаемой была встреча Владимира Путина с президентом Ирана Масудом Пезешкианом.
Президент России поддерживает регулярные контакты с коллегой, который возглавил Исламскую Республику менее полутора лет назад. Несмотря на смену руководства в ИРИ, отношения между Москвой и Тегераном остались стабильными, этот момент отметил и российский президент. Он напомнил, что в начале года не только встречался с иранским коллегой, но и подписал с ним важное всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве.
Стороны констатировали, что сотрудничество между странами активно развивается. По словам президента России, в прошлом году двусторонний товарооборот увеличился на 13%, а в текущем году, по состоянию на третий квартал, прирост составил еще 8%.
«Мы продолжаем работать по ключевым нашим большим, крупным проектам. Это касается и "Бушер" (АЭС. – Ред.), это касается развития инфраструктуры, включая маршрут Север – Юг. Мы обсуждаем возможность сотрудничества в области газа, электроэнергии. Продолжается большая работа в области сельского хозяйства. И конечно, мы в плотном контакте по всем ключевым международным вопросам, включая все вопросы, связанные с иранской ядерной программой», – подытожил встречу В. Путин.
Он также подробно обсудил вопросы двустороннего сотрудничества и глобальной повестки с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Любопытно, что, являясь членом НАТО, Анкара проводит во многом сбалансированную внешнюю политику и остается открытой к взаимодействию с другими странами и блоками. Турцию и Венгрию сегодня можно назвать странами, с которыми у России лучшее взаимопонимание в Североатлантическом альянсе.
Переговоры Москвы с Анкарой начались в расширенном составе – с участием делегаций и продолжались 40 минут в закрытом формате, после чего перешли в формат переговоров президентов. Было подчеркнуто, что отношения между Россией и Турцией продолжают углубляться, охватывая все сферы сотрудничества. Многогранность и диверсификация двусторонних связей, особенно в торгово-экономической области, помогают обеим странам эффективно справляться с международными вызовами и давлением со стороны третьих стран.
В центре внимания Москвы и Анкары остаются крупные совместные проекты, прежде всего строительство АЭС «Аккую». Этот проект был запущен в 2018 году при участии Путина и Эрдогана.
Также обсудили активизировавшиеся попытки европейцев изъять российские активы. «Президент России дал соответствующую – хорошо всем известную – оценку. Стороны сошлись на том, что подобные необдуманные действия всех стран и европейцев фактически приведут к слому Бреттон-Вудской системы и принципов международной финансовой системы», – рассказали в Кремле по итогам мероприятия.
Ашхабадская декларация
По итогам мероприятия все участники форума (помимо перечисленных выше государств, в нём принимали участие также лидеры Пакистана, государств Центральной Азии, Армении, Ирака, Мьянмы и ряда других государств) приняли Ашхабадскую декларацию, призванную закрепить достигнутые договоренности. Так, в документе закреплено, что страны-участницы встречи привержены ключевым принципам международных отношений, закрепленным в уставе ООН, и будут выстраивать отношения на основании уважения суверенитетов, традиций и национальных интересов всех сторон.
Принципы Ашхабадской декларации отлично вписываются в тактику международных отношений России. Москва неоднократно подвергала критике постоянное вмешательство США и ЕС во внутренние дела государств мира и их навязывание своей модели устройства общества без учета местных политических и культурных традиций.
Международная площадка в Ашхабаде стала еще одной формой объединения государств, несогласных с однополярным диктатом коллективного Запада. Это вполне вписывается в нынешний тренд движения мира к формированию более справедливого устройства и международного баланса.
____________________________________
Фото: http://www.kremlin.ru





