Страны Центральной Азии намерены вывести интеграцию региона на новый уровень - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Страны Центральной Азии намерены вывести интеграцию региона на новый уровень

19 августа «Ритм Евразии» опубликовал статью, в которой высказан глубокий скепсис в отношении ближайших перспектив интеграции стран Центральной Азии. Не вступая с автором статьи в прямую полемику, хотел бы высказать свои соображения относительно поднятой проблемы.

В последние годы процессы интеграции на просторах ЦА стали приобретать самый отчетливый характер. Страны региона активно сотрудничают в самых различных сферах, начиная с вопросов водоснабжения и заканчивая сферой безопасности. Причем очевидно, что каждая из центральноазиатских стран, старясь действовать в собственных национальных интересах, прекрасно осознает, что добиться каких-либо существенных результатов возможно только в рамках совместных действий, особенно сегодня, когда регион превращается в важный связующий элемент коммуникации между Востоком и Западом. Очередным доказательством этому стало утверждение в августе на VI Консультативной встрече лидеров стран ЦА стратегии развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040».

Известно, что первые попытки интеграции в ЦА были предприняты еще в 1990-х годах. Однако из-за больших разногласий стороны долгое время не могли выйти на достаточно высокий уровень даже в сфере экономики, не говоря уже о более серьёзных вопросах. Новый этап сближения начался только в 2016 году, когда на фоне происходящих изменений на мировой арене, в том числе в связи с санкционным давлением Запада на Россию, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил активизировать диалог и сотрудничество в регионе. После этого в 2018 году в Нурсултане (ныне Астана) прошла первая консультативная встреча лидеров стран ЦА, а в августе текущего года – уже шестая, которую многие назвали знаковой.

Последнее связано с тем, что именно на ней был подписан ряд документов, свидетельствующих не только о значительных результатах нынешнего взаимодействия центральноазиатских государств, но и их решимости и дальше идти по пути интеграции. Причем названия соглашений говорят сами за себя: «Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2025−2027 годы», «План действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии на 2025−2027 годы», «Меморандум о взаимопонимании по развитию транспортно-логистических центров в государствах Центральной Азии» и, конечно, Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040», разработанная Казахстаном. Причем Концепция является, по сути, инструкцией по дальнейшему развитию интеграции в ЦА, которая должна обеспечить больше, чем просто свободный рынок.

В частности, согласно идее президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, которую он озвучил еще до проведения VI Консультативной встречи, дальнейшая интеграция должна идти сразу по нескольким направлениям. Речь идет о «развитии экономического потенциала и углубление кооперационных связей», превращении региона «в один из важнейших транспортно-логистических и транзитных хабов», выработке «общих подходов к обеспечению водной, энергетической и продовольственной безопасности», развитии сотрудничества в сфере молодежной политики, совместном обеспечении региональной безопасности, а также «формировании цивилизационной идентичности наших стран на основе гармонизации культурно-гуманитарных связей братских народов».

В этой связи дальнейшее развитие регионального сотрудничества предполагает расширение торговых и инвестиционных связей, совместные инфраструктурные проекты в самых различных сферах, устранение торговых барьеров, а также создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Одновременно планируется повысить качество жизни населения за счет совместных программ в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Кроме того, в сфере безопасности предполагается наращивание совместных усилий по борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональными угрозами, а также координацию действий правоохранительных органов и специальных служб. Одновременно предусматриваются меры по повышению роли и влияния Центральной Азии, а также совершенствованию институционального сотрудничества как на региональном, так и мировом уровнях. И все эти планы стран ЦА выросли не на пустом месте, так как последние несколько лет процессы интеграции в регионе действительно продемонстрировали как количественный, так и качественный скачок.

Стоит напомнить, что еще около десятка лет назад границы стран региона были практически полностью закрыты, а между государствами происходили различные конфликты. Более того, даже споры по во­просам использования водных ресурсов или доступа к пастбищам грозили, а порой и переходили в открытое противостояние. Однако за последнее десятилетие ситуация значительно изменилась, и между странами ЦА был налажен серьезный политический диалог, в том числе и на высшем уровне. Кроме того, были разблокированы некоторые транспортные коммуникации, началось активное сотрудничество по важным для региона вопросам совместного использования водно-энергетических ресурсов и продовольственной безопасности.

В данном случае следует упомянуть о знаковом подписании в 2023 году Узбекистаном, Киргизией и Казахстаном дорожной карты по совместному строительству Камбаратинской ГЭС-1, а также договоренности вместе решать вопрос о сбросах воды из Токтогульского водохранилища в летний вегетационный период. Одновременно эти три страны уже достигли согласия по режиму работы Кайраккумского водохранилища, что позволило обеспечить необходимую подачу воды в среднем течении реки Сырдарьи.

В регионе также активизировалась и ранее приостановленная работа по делимитации и демаркации границ. Например, уже согласовано более 90% общей протяженности рубежей между Таджикистаном и Киргизией. Процесс развития политического сотрудничества даже привел к тому, что в июле 2022 года на IV Консультативной встрече президенты Киргизии, Казахстана и Узбекистана подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. О подобном еще десять лет назад не велось даже и речи.

Параллельно с развитием политического сотрудничества страны региона заметно активизировались в социогуманитарной сфере. Это привело к тому, что сегодня в странах ЦА на регулярной основе проводятся перекрестные годы культуры, дни кино, различные совместные выставки и спортивные меро­приятия. Одновременно резко увеличился объем внутрирегионального туризма, который уже достиг около 80% от всех туристических направлений, предпочитаемых жителями центральноазиатских республик. Этому в том числе способствовало введение безвизового режима и создание условий для свободного перемещения граждан, культурных и туристических обменов. Все это и многое другое стало возможно лишь благодаря осознанию лидерами стран ЦА необходимости отказаться от большинства взаимных претензий и начать двигаться в направлении всеобъемлющей интеграции.

Вместе с тем наиболее важным элементом в интеграционных процессах в ЦА, конечно, является экономика, которая влияет на все остальные сферы сотрудничества. В данном случае странам региона также есть чем похвастаться, особенно на фоне того, что происходило в ЦА еще десятилетие назад. Так, за последние пять лет объем торговли внутри пятерки вырос в два раза – с $5,7 млрд до $11 млрд, а с момента начала проведения консультативных встреч экономика региона выросла на 6,3% и составила около $450 млрд. Правда, из-за скромных финансовых возможностей центральноазиатские страны все еще не готовы к самостоятельным масштабным инвестициям в экономики друг друга, хотя и в данном направлении также наметились определенные сдвиги.

Например, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан создали ряд инвестиционных фондов для финансирования крупных совместных проектов, в рамках которых планируется развивать кооперацию в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности и сельском хозяйстве. Так, в Казахстане открылось совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей, а в Таджикистане – завод по выпуску бытовой техники. Кроме того, Киргизия и Казахстан на территории Иссык-Кульской области создали совмест­ное предприятие по строительству солнечных электростанций. Всего же, по данным статистки, количество совмест­ных предприятий в регионе за последние несколько лет выросло в 5 раз, а объемы взаимных инвестиций – почти в 2 раза. Это уже дало основание говорить о создании зоны свободной торговли в ЦА.

Нельзя забывать и о, пожалуй, самом важном элементе развития экономической интеграции стран ЦА – сотрудничестве в сфере транспортной логистики. Принято считать, что самым серьезным прорывом в деле диверсификации транспортно-транзитных направлений для ЦА стало заключение соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Китай – Киргизия – Узбеки­стан, призванной связать регион с европейской сетью железных дорог. Кроме того, все центральноазиатские страны считают важным совместное участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте, коридоре «Север – Юг», а также китайской инициативе «Один пояс, один путь». Это уже привело к интеграции транспортных коммуникации государств региона, что позволило в 2023 году довести объем международных перевозок через ЦА железнодорожным транспортом до 23,46 млн тонн, автомобильным – до 2,1 млн, воздушным – до 90 тыс. Помимо этого, на повестке дня уже находятся планы по дальнейшему развитию транспортной системы региона. Например, Казахстан планирует до 2030 года модернизировать 11 тыс. км и построить более 5 тыс. км новых железных дорог.

Серьезные подвижки наметились и в развитии сети торгово-логистических и промышленных хабов в приграничных районах. В настоящее время в регионе повсеместно запущен механизм формирования зон приграничной торговли. Примером такого сотрудничества может служить подписание в ноябре 2023 года между Казахстаном и Узбекистаном соглашения о регулировании деятельности Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия», создаваемого на границе двух стран. Данный объект должен включать в себя не только склады для хранения товаров и оборудования, а также транспортную инфраструктуру, но и производственные площадки. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику. Подобные проекты в будущем планируется запустить и в иных регионах ЦА, что создаст дополнительный стимул к развитию как транспортно-логистической сферы, так и производственной кооперации центральноазиатской пятерки.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что региональная интеграция в ЦА не просто развивается, но и постепенно выходит на качественно новый уровень. Казавшееся еще десятилетие назад невозможным сотрудничество между странами региона по многим направлениям сегодня выглядит абсолютно органичным и закономерным процессом. Как показывают последние события, в том числе и принятие Концепции «Центральная Азия – 2040», государства ЦА не планируют останавливаться на достигнутом, так как рассматривают интеграцию не только в качестве инструмента решения внутрирегиональных проблем, но и возможности усиления своих общих позиций на мировой арене.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
941
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика