В Кыргызстане планируют создать 250 тысяч рабочих мест, но кто на них будет работать? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

В Кыргызстане планируют создать 250 тысяч рабочих мест, но кто на них будет работать?

Создание новых рабочих мест должно стать одним из ключевых направлений деятельности правительства Кыргызской Республики в 2024 году. Такую задачу государственным ведомствам поставил председатель Кабинета министров КР Акылбек Жапаров. По его словам, ускорить реализацию обозначенных целей позволит запуск новых производств и проектов в горнорудной промышленности, развитие сельскохозяйственного сектора, начало строительства железной дороги и крупных гидроэнергетических объектов.

Между тем очевидно, что запуск новых предприятий и создание новых рабочих мест потребует решения целого ряда задач, касающихся, прежде всего, наличия и качества трудовых ресурсов.

Как отметила в беседе с «Ритмом Евразии» эксперт по гуманитарным вопросам, в прошлом заместитель министра образования КР Умутхан Тыналиева, грандиозные планы Кабинета министров по запуску 100 промышленных предприятий и созданию 250 тыс. рабочих мест обострят проблему недостатка специалистов рабочих профессий – на технологически сложных участках новых промышленных объектов несомненно будет дефицит ремонтников оборудования и техники, технологов, механиков и т. д.

«В данной ситуации нужно кардинально изменить подход к обучению молодежи, т. к. в противном случае вряд ли удастся решить проблему нехватки квалифицированных трудовых ресурсов. Сегодня большинство популярных специальностей в вузах республики связаны с маркетингом, юридическими, бухгалтерскими и другими подобными направлениями, но только не с инженерными и прикладными специальностями, в представителях которых нуждаются промышленные предприятия», – отметила эксперт.

Не менее важную роль в развитии индустриализации республики должно играть среднее профессиональное образование, но для того, чтобы профлицеи могли готовить необходимые кадры, необходимо провести их реструктуризацию. «Программы должны быть направлены на подготовку квалифицированных и компетентных специалистов. Сейчас подготовка специалистов среднего звена в нашей республике осуществляется примерно по 110 направлениям. Из них экономические специальности – 45, медицина – 13, энергетика – 8, право – 20, автоматизация и информатика – 11, химическая инженерия – 16, педагогика – 14. Однако такая картина не совсем отвечает потребностям страны. Поэтому первостепенной задачей должно стать устранение разрыва между структурой программ СПО и требованиями рынка труда. Необходимо расширение спектра образовательных программ по подготовке специалистов с учётом потребностей реального сектора экономики, а также установление регулярного сотрудничества техникумов и СПО с промышленным сектором», – поделилась мнением У. Тыналиева.

По ее словам, в решении данных задач можно и нужно использовать опыт других стран, например Китая, где на сегодняшний день создана крупнейшая в мире система профессионального образования, насчитывающая около 12 тыс. профессиональных училищ, в которых обучаются более 29 млн человек.

«Ведущие вузы Китая путём взаимного выбора учебных дисциплин и взаимного признания учебных баллов смогли интегрироваться со средними профессиональными училищами. Кроме того, активно осуществляется интеграция промышленности и образования – профессиональные училища и действующие предприятия совместно создали около 25 тыс. производственных баз для прохождения студентами практики и стажировки. На мой взгляд, в целях адаптации к реструктуризации экономики и  модернизации предприятий в Кыргызстане необходимо провести обновление специальностей профессионального образования. В том же Китае за 10 лет из системы профобразования было выведено больше 100 специальностей, как  утративших актуальность. При этом более 1000 дополнены и модернизированы с учётом востребованности на рынке труда», – пояснила собеседница «Ритма Евразии».

Она также добавила, что Кыргызстан обладает и человеческими ресурсами, и хорошим потенциалом системы образования, а это значит, что при их грамотном использовании со стороны государства планы кабмина вполне реализуемы.

Согласно данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции КР, на 1 декабря 2023 г. уровень общей безработицы по республике составил 4,9%, официальной – 2,6%. При этом количество заявленных в службы занятости вакантных рабочих мест составило 22488. На конец года невостребованными остались около 6,5 тысячи рабочих мест.

Как сообщили в ведомстве, дефицит кадров наблюдается во многих сферах и на разных уровнях, но в нескольких областях дефицит квалифицированной рабочей силы стоит наиболее остро. «С ростом цифровой экономики и технологической зависимости существует постоянная потребность в высококвалифицированных специалистах в области программирования, разработки программного обеспечения, анализа данных и т.д. Как и многие страны, Кыргызстан сталкивается с дефицитом инженеров, физиков, химиков и других научных специалистов. Это связано с высокими требованиями к образованию и специализированными навыками. В республике также не хватает квалифицированных врачей, медсестер, технического персонала и других специалистов в сфере здравоохранения. Дефицит квалифицированных рабочих наблюдается в строительной и легкопромышленной отраслях, прежде всего, это касается швейного производства», – рассказали «Ритму Евразии» в Минтруда КР.

В целях компенсации дефицита кадров Кыргызстан сегодня привлекает иностранную рабочую силу. Однако привлечение иностранных специалистов может быть лишь временным решением для устранения дефицита кадров и поддержания экономического роста, подчеркнули в ведомстве.

По словам члена Совета по миграции при спикере ЖК КР, директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игоря Шестакова, нынешняя ситуация на рынке труда Кыргызстана сложилась во многом из-за санкций Запада против России: «Например, с уходом с российского рынка западных брендов той же одежды у кыргызских производителей швейной продукции появилось намного больше заказов, в связи с чем в республике стала ощущаться нехватка рабочих рук. Сейчас для работы в швейных цехах в нашу страну привозят работников из Бангладеш. При этом возросли и зарплаты, наши швейники в среднем зарабатывают около 60 тыс. сомов (58,8 тыс. рублей) в месяц, а бангладешские граждане – в среднем 40 тысяч сомов (39,2 тыс. рублей) в месяц. Это, наверное, один из таких важных моментов – теперь Кыргызстан, который всегда воспринимался как страна миграции, завозит рабочую силу из иностранных государств, чтобы выполнять заказы, прежде всего, для российских компаний, в том числе для маркетплейсов Wildberries и Ozon».  

Эксперт уверен, что с приходом других российских компаний и созданием новых совместных предприятий, прежде всего, в сфере легкой промышленности Кыргызстану будет проще решать вопросы с созданием новых рабочих мест. «Поэтому я думаю, что заявление кыргызского правительства о том, что в обозримом будущем в нашей стране появится 250 тыс. рабочих мест, вполне реально. Другое дело, что потребуются соответствующие инвестиции и технологии, но вполне вероятно, что это будут как раз инвесторы из России, которые будут расширять здесь свое присутствие. Соответственно, нужно будет меньше рабочих завозить в Россию, и кыргызстанцы будут работать у себя на родине».  

Между тем стоит отметить, что за последние несколько лет в республике были созданы тысячи новых рабочих мест, однако уровень трудовой миграции в зарубежные страны, прежде всего в Россию по-прежнему остается значительным. По данным Национального статистического комитета КР, число трудовых мигрантов составляет около 16% от общей численности постоянного населения страны (6 млн 936,2 тыс. человек), или 28% от числа граждан в трудоспособном возрасте.

Чиновники называют несколько факторов, объясняющих данную ситуацию: «Экономические условия  и различия в заработной плате могут быть фактором, мотивирующим граждан на поиск работы за границей. Зачастую работа в других странах, особенно с сильными экономиками, позволяет гражданам Кыргызстана получать доход в более стабильной иностранной валюте, что может считаться привлекательным с финансовой точки зрения».

Кроме того, если трудовая миграция стала традиционной практикой в обществе, говорят в ведомстве, семьи могут продолжать отправлять своих членов за границу, даже если внутренние условия улучшаются. Кроме того, граждане могут видеть в зарубежных государствах больше возможностей для карьерного и профессионального роста, особенно если там предоставляются более квалифицированные рабочие места или более высокооплачиваемые должности. В целом множество факторов: экономические, социальные, культурные и личные влияют на решение граждан о трудовой миграции. Расширение возможностей трудоустройства на родине – это лишь один из них.

Вместе с тем, прогнозируя возможные изменения в картине трудовой миграции в ответ на создание новых рабочих мест, в ведомстве отметили, что это может повлечь за собой:

во-первых, снижение давления на трудовой рынок: «Если создание новых рабочих мест приведет к снижению безработицы и повышению занятости внутри страны, то это может снизить давление на граждан выезжать за границу в поисках работы»;

во-вторых, увеличение возможностей для трудовой занятости: «Новые рабочие места могут создаваться в различных отраслях, что увеличит возможности для разнообразной трудовой занятости. Это может предоставить гражданам больше выбора и стимулировать их оставаться в республике»;

в-третьих, улучшение экономической ситуации: «Если создание новых рабочих мест сопровождается улучшением экономической ситуации в стране, это может уменьшить потребность в миграции».

При этом было подчеркнуто, что трудовая миграция зависит не только от внутренней экономической ситуации, но и от многих других обстоятельств, таких как политическая стабильность, социальные условия, образование, уровень доходов и т. д. Также граждане могут решать выезжать за границу не столько из-за отсутствия дома рабочих мест, сколько из-за желания улучшить свои условия жизни, получить новый опыт и т. д.

«Эффективное управление трудовой миграцией включает в себя разносторонний подход, в том числе сочетание создания новых рабочих мест, поддержки предпринимательства, образовательных программ и других мер, направленных на улучшение условий жизни для граждан внутри страны», – добавили в Минтруда.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1094
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика