Регулирование рынка нефти отвечает интересам России и других экспортеров - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Регулирование рынка нефти отвечает интересам России и других экспортеров

Встреча стран-участниц ОПЕК и ОПЕК+, состоявшаяся 30 ноября в режиме видеоконференции, не только подтвердила весомую значимость России на общемировом рынке нефти. Она также фактически отвергла официальные и неофициальные попытки Запада сбить мировые цены на нефть путем увеличения добычи-экспорта в большинстве стран ОПЕК и ОПЕК+, чтобы чужими руками сократить нефтеэкспортные доходы России.

Конференция подтвердила нижеследующие сокращения до марта 2024 г. включительно добычи нефти рядом стран (в сутки), согласованные в начале-середине текущего года: Саудовская Аравия - на 1 млн барр., Ирак - 223 тыс. барр., ОАЭ - 163 тыс. барр., Кувейт - 135 тыс. барр., Казахстан - 82 тыс. барр., Алжир - 51 тыс. барр., Оман - 42 тыс. барр.

Эти сокращения будут дополнять объявленное Россией добровольное сокращение экспорта на 500 тыс. барр./сутки за тот же период. Оно будет включать 300 тыс. барр./сутки нефти и 200 тыс. барр./сутки продуктов нефтепереработки.

Кроме того, Бразилия с января 2024 года присоединится к договоренностям в рамках ОПЕК+. Напомним, что они предусматривают весьма жёсткое ограничение объёмов добычи и экспорта всеми странами ОПЕК и ОПЕК+, но главное – экспорта нефти членами ОПЕК и рядом примкнувших к ним нефтедобывающих стран. Присоединение Бразилии важно не только тем, что под плюсовое соглашение подпадут ещё как минимум 3 млн относительно свободных баррелей. В связи с бразильским фактором мировой рынок нефти будет регулироваться уже более чем на 60%.

       

С приходом Бразилии в ОПЕК+ определённую выгоду для себя в плане более мягких условий по экспортным квотам могут получить многие из тех, кто продолжает придерживаться «условий с плюсом». В первую очередь в выигрыше должны оказаться Саудовская Аравия и Россия, продолжающие добровольно и весьма значительно снижать объёмы добычи и экспорта. У этих стран должна расшириться зона, свободная для маневра как по условиям контрактов, так и по возможностям транспортировки. Недавний блиц-визит российского президента Владимира Путина в Абу-Даби и Эр-Рияд среди прочего наверняка был связан с согласованием с ОАЭ и Саудовской Аравией условий дальнейшего исполнения договорённостей ОПЕК+.

Как известно, ещё когда в начале 1960-х формировался нефтяной картель ОПЕК, его основной задачей стала работа по контролю за стабильными, но при этом необязательно завышенными ценами на нефть. Экспортёры чёрного золота не хуже покупателей понимают, что стремление максимально завысить цены на нефть может в любой момент отозваться резким падением спроса. Отнюдь не случайно ещё при создании ОПЕК в качестве главной задачи организации была обозначена не борьба за высокие цены, а «защита интересов государств-участников». Этот принцип не был напрямую транслирован в договорённости ОПЕК+, но совершенно точно подразумевается. Вероятно, для большего уровня партнерства в рамках ОПЕК+ упомянутый принцип целесообразно официально зафиксировать в этой расширенной международной структуре.

Нелишне напомнить, что изначально межминистерскую встречу ОПЕК планировалось провести в очном режиме 25-26 ноября. Однако всего за двое суток до этого, скорее всего после получения точной информации из Бразилии, секретариат ОПЕК оповестил участников о переносе встречи и проведении её в онлайн-режиме. Причины переноса встречи не уточнялись, официально говорили только о том, что представители Саудовской Аравии продолжают консультации с рядом стран Африки. Но, скорее всего, и с Бразилией.

Африканские же участники ОПЕК/ОПЕК+, можно сказать, проигнорировали сам факт бразильского подключения к ОПЕК+, опасаясь сокращения их квот «благодаря» Бразилии. Но, по оценкам экспертов, бразильский фактор как раз может помочь этим странам провести согласованную друг с другом оптимизацию своих экспортных потоков.

А Россия, как лидер среди стран, не входящих в саму ОПЕК, но присоединившихся к соглашению по квотам, регулярно согласовывает свою позицию по ценам и квотам с другим крупнейшим и, естественно, наиболее влиятельным в ОПЕК экспортёром нефти Саудовской Аравией. В этой связи, как сообщал недавно СМИ вице-премьер РФ Александр Новак, Россия планирует, что в дальнейшем для поддержания стабильности рынка эти дополнительные объёмы сокращения будут постепенно возвращены на рынок. А темпы возвращения по уточнению А. Новака будут напрямую зависеть от рыночной конъюнктуры.

Кстати, Саудовская Аравия за последние месяцы уже снизила свою экспортную квоту, причём добровольно, почти на 1,5 млн баррелей. Причем вопреки «рекомендациям» США и ряда других стран НАТО. Стало быть, меры Москвы и Эр-Рияда по стабилизации мирового рынка де-факто идентичны.

Участники расширенной ОПЕК взаимодействуют также как в организационном плане, так и в технологической сфере. Однако на практике важнее конкретные обязательства подписантов в отношении обмена и распространения информации, а также регулярный мониторинг ситуации на нефтяных рынках. Само по себе партнерство в рамках ОПЕК+ предполагает максимально оперативное реагирование практически на любые существенные перемены на рынке. Среди прочего, тщательно анализируются такие факторы, как воздействие санкций и «потолок» цен на российскую нефть, и, что весьма важно, принимаются коллективные меры к снижению негативных последствий от этих антироссийских решений Запада.

К тому же российская нефть пользуется растущим спросом во многих странах Азии (особенно в КНР), Африки и Латинской Америки, причем эта тенденция долговременная. Соответственно, данный фактор учитывают другие стран ОПЕК и ОПЕК+, регулируя свою экспортную добычу и экспортные цены в отношении столь обширных регионов. А это, в свою очередь, означает межгосударственную координацию, с участием РФ, добывающей и нефтеэкспортной политики.

Если же такая тенденция будет развиваться и впредь, тогда наверняка возникнет необходимость трансформации ОПЕК+ в организацию с более предметными регулирующими функциями. Впрочем, уже сам факт существования с ноября 2016 г. ОПЕК+ показывает, что соответствующая трансформация этой структуры неизбежна, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Вот и получается, что игнорировать весьма значимую роль России на мировом нефтяном рынке – в буквальном смысле себе дороже…

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
743
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика