
Для всё большего числа стран Азии российская нефть становится безальтернативной. Это обусловлено гибкой ценовой политикой российской стороны, очевидным географическим фактором и военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива, как и в целом на Ближнем Востоке. Соответственно, в РФ реализуются проекты, в том числе совместно с Казахстаном, по увеличению мощности нефтеэкспортных портов, примыкающих к ним трубопроводов и других артерий.
По зарубежным оценкам, спрос на российскую нефть в азиатском зарубежье к 2025 г. увеличится минимум на 20% в сравнении с 2022 г. Что, естественно, требует надлежащей экспортной инфраструктуры в РФ. В этой связи вице-премьер РФ Александр Новак в начале ноября с. г. уточнил, что к середине 2020-х мощности нефтепроводов к порту Приморск (Ленинградская область) будут расширены на 10 млн тонн, а в направлении к порту Новороссийск – на 15 млн тонн. По оценке вице-премьера, это требуется для «диверсификации поставок: раньше около половины от всего объема энергоресурсов уходило в Европу, теперь нужно переориентироваться на Азию». Что, в свою очередь, требует «развития портовой и трубопроводной инфраструктуры».
Схожая информация недавно озвучена Николаем Токаревым, главой госкомпании «Транснефть»: предстоит увеличение пропускной способности «более 500 км трубопроводов в направлении Новороссийска. Это крупный инвестпроект стоимостью около 130 млрд руб. Те же работы будут проведены в направлении к Приморску». Плюс к тому к 2026 году планируется нарастить до 7 млн тонн ежегодно отгрузки нефти с железнодорожной станции Мегет в Иркутской области в восточном направлении, то есть на КНР, Монголию, страны Юго-Восточной Азии. Причем данный проект, скорее всего, уже реализован в большей своей части, так как, по словам Н. Токарева, это направление «почти в готовом состоянии»,
Тем временем нефтеэкспортный разворот РФ на Восток – уже стратегическая тенденция. По итогам 2022 года Россия увеличила экспорт нефти в дружественные страны на 76%, а наибольшая часть этого объема пришлась на Индию и Китай. Точнее поставки из РФ в Индию выросли рекордно: нефти – в 19 раз в сравнении с 2021-м до 41 млн тонн, нефтепродуктов – вдвое, до 6,2 млн тонн. Российский нефтеэкспорт в КНР вырос почти на треть – до 89 млн тонн. Кроме того, с западных рынков на восточные в прошлом году Россией было перенаправлено почти 40 млн тонн нефти и нефтепродуктов, ещё не менее 30 млн тонн будет переориентировано за 2023-й – 1-й квартал 2024 г.
Параллельно развивается и афро-азиатское направление. По данным ОПЕК и профильного агентства Argus (РФ), российские нефтекомпании на фоне сокращения поставок в Европу с весны 2022 г. возвращаются на рынки, откуда по разным причинам пришлось ранее уйти. Так, в 2022-м из РФ было поставлено по 200 тыс. тонн нефти в Египет, Шри-Ланку, около 300 тыс. тонн – в ОАЭ, 500 тыс. т – на Кубу. В текущем году общий объем поставок в эти страны превысит уровень 2022 г. не менее чем на 15%. Вдобавок почти 100 тыс. т нефти в 2023-м было поставлено в Бразилию после двухлетнего перерыва. Причем данный объем – максимальный по российским поставкам в Бразилию за истекшие 13 лет. До 85% объема нефтеэкспорта по означенным направлениям осуществляется из нефтепортов Новороссийск и в Ленинградской области (Приморск, Высоцк).
Рост спроса зарубежного коллективного Востока-Юга на российскую нефть связан не в последнюю очередь с планами США и Великобритании усилить военный контроль за нефтепоставками из бассейна Персидского залива. И как считают в НАТО, с возможной блокадой Ираном Ормузского пролива (между этим заливом и Индийским океаном) при усилении антииранской политики Запада. Но переориентация этих потоков на отправку с портов Саудовской Аравии в Красноморском бассейне, что частично происходит, удлиняет на 30-35% маршрут предэкспортной транспортировки. И соответственно, сопряжено с удорожанием не менее чем на треть всего нефтемаршрута Красное море–Индийский океан–Южная Азия–КНР.
В этой связи российские поставки более конкурентоспособны не только по ценам, но и по экспортным расстояниям в сравнении с поставками почти из всех стран Персидского залива (кроме Омана: нефть вывозится из оманских портов, расположенных на побережье Индийского океана).
Китайское же направление остаётся и, похоже, останется основным в этих поставках ввиду растущего спроса в КНР и стремления китайской стороны к устранению военно-политических рисков в импорте энергоносителей. Напомним в этой связи, что еще в феврале 2009 г. китайская нефтегазовая компания CNPC и Банк развития Китая предоставили «Транснефти» и «Роснефти» кредит в 25 млрд долл. с его оплатой поставками нефти в течение 20 лет. Уже 28 декабря 2009 г. была запущена первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1) до Сковородино (Амурская область) и далее к китайской границе. А в 2012-м ввели в строй ВСТО-2 до нефтеналивного порта Козьмино (Приморский край). К началу 2020-х мощность портово-трубопроводной системы ВСТО превысила 100 млн тонн в год.
К настоящему времени по этой системе не меньше 30 млн тонн перекачиваются для нужд CNPC; еще 50-60 млн тонн доходят через ВСТО в порты Находка, Владивосток и Козьмино. По имеющимся оценкам, ко второй половине 2020-х доля КНР в российском нефтеэкспорте в страны Азии (за пределами ЕАЭС) наверняка превысит 75%.
В данной сфере развивается сотрудничество с Казахстаном, налаженное с середины 2010-х. В ходе ПМЭФ-2023 (в середине июня с. г.) глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов сообщил СМИ, что с казахстанскими коллегами «принято решение о продлении договоренностей (соглашение 2013 г. - Ред.) по транзиту нефти через Казахстан в КНР с увеличением объема до 10 млн т/год до 2033 г. включительно». То есть этот объем будет и впредь перекачиваться по трубопроводу Туймазы–Челябинск–Омск(РФ)–Павлодар–Атасу (Казахстан)–Алашанькоу–Карамай (Китай). До ноября 2022-го включительно объем перекачки здесь был на 35% ниже – 7 млн тонн ежегодно.
Словом, вполне можно согласиться с прогнозом Института экономики и организации промышленного производства РФ: в результате диверсификации внешних рынков «в рамках поворота на Восток и на Глобальный Юг российский ТЭК может достичь полного суверенитета». Что наряду с закреплением на дружественных рынках придаст «дополнительный импульс развитию химпрома, нефтехимии, авто- и авиатранспорта в обширном Сибирско-Дальневосточном регионе».
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram