Казахстан зазывает инвесторов из КНР в расчете на модернизацию и диверсификацию - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Казахстан зазывает инвесторов из КНР в расчете на модернизацию и диверсификацию

Сырьевая основа казахстанского экспорта давно и небезосновательно беспокоит руководство Казахстана. За три с лишним десятилетия постсоветская республика не смогла справиться с этой хронической проблемой, притом что прилагались большие усилия с опорой на считавшиеся самыми прогрессивными либеральные методики.

Правительство РК не скрывает, что до сих пор основу национального экспорта составляют сырьевые товары – почти ¾ от общего объёма экспорта. При этом добыча сырья и производство полуфабрикатов является отнюдь не примитивным промыслом вроде охоты и собирательства. Добыча нефти – основного экспортного товара Казахстана, является высокотехнологичной сферой, вот только доминируют в ней компании из Италии и США. Самостоятельно разработать и внедрить инновации вроде широко известного гидроразрыва пласта в постсоветской республике не смогли.

Такое положение дел не является казахстанской спецификой, эта ситуация типична для постсоветских среднеазиатских республик, а также большинства стран Латинской Америки и Африки. Стремление привлечь инвесторов с их передовыми технологиями и товаропроводящими сетями тоже не является казахстанской уникальностью. Даже в отнюдь не либеральном СССР практиковались концессии, хотя и не столь долго и не столь масштабно.

В ноябрьском выступлении на VI Китайской международной импортной выставке в Шанхае премьер-министр Алихан Смаилов в очередной раз обратился к китайским компаниям с призывом инвестировать в его страну. В экономической кооперации постсоветского Казахстана и коммунистического Китая чиновник увидел «колоссальные возможности».

А. Смаилов отметил, что за 10 лет товарооборот КНР со странами, расположенными вдоль «Одного пояса, одного пути», достиг $19,5 трлн, а совокупный объем инвестиций – $380 млрд. При этом объём торговли Китая с Центрально-Азиатским регионом за 2022 год достиг $70 млрд, из которых 45% приходится на Казахстан.

Основные страны-партнеры Казахстана в экспорте (слева) и импорте (справа)

Глава правительства РК обстоятельно изложил направления приложения китайских инвестиций. Среди них – логистика со строительством бондовых складов на казахстанской территории. Также были названы крупные инфраструктурные проекты. Отмечены международный автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», логистический центр в порту Ляньюньган, международный центр приграничной торговли «Хоргос», совместный сухой порт в зоне «Хоргос – Восточные ворота», новый ж/д коридор «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» и другие.

Строятся казахстанские терминалы в китайском городе Сиань и грузинском порту Поти. Намечено строительство третьего ж/д пункта пропуска на казахстанско-китайской границе, «сухих портов» на переходах «Бахты» и «Калжат», контейнерного хаба в Актау, а также расширение портовых мощностей на Чёрном море вдоль Среднего коридора. 

«Для дальнейшего увеличения контейнерных перевозок по маршруту “Китай – Европа” мы предлагаем активнее задействовать Транскаспийский международный транспортный маршрут. Он позволит сократить время перевозки товаров почти вдвое», – отметил А. Смаилов. 

Обращает на себя внимание, что названные высокопоставленным казахстанским чиновником инфраструктурные проекты и логистические схемы стимулируют международную торговлю или в обход России, или по таким маршрутам, где российское влияние минимизировано.

Широкую известность получило заявление на брифинге 28 сентября, которое сделал казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев по итогам переговоров с германским канцлером Олафом Шольцем: «Казахстан однозначно заявил о том, что будет следовать санкционному режиму. Мы имеем контакты с соответствующими организациями по соблюдению санкционного режима. И каких-либо опасений немецкой стороны в отношении возможных действий, направленных на то, чтобы обойти санкционный режим, мне кажется, не должно быть».

В октябре вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев заявил о запрете поставлять в Россию 106 товаров из-за «войны России и Украины». Казахстанский чиновник уточнил: «106 различных продуктов. Мы полностью ограничили их экспорт. Это товары военного назначения. Например, дроны и их компоненты. Специализированная электроника, чипы и аналогичная продукция».

Россия пока не придает этому большого значения. Так или иначе, Владимир Путин во время переговоров с казахстанским лидером в ходе своего недавнего визита в РК заявил: «Россия и Казахстан являются союзниками. Хотел бы подчеркнуть, что во всяком случае мы так в России на это смотрим: мы не просто союзники, мы наиболее близкие союзники».

       

Уже поступившие в Казахстан инвестиции, о которых говорили К.-Ж. Токаев и А. Смаилов, в значительной своей части имеют интересную природу. Часть номинально российских инвестиций в казахстанскую экономику является реинвестициями казахстанских бизнесменов и так называемых «семей», аффилированных с госаппаратом. Часть инвестиций из Нидерландов и других западных стран в экономику Казахстана лишь номинально являются таковыми, так как российским компаниям по разным причинам выгоднее заходить в среднеазиатскую республику через западные «прокладочные» структуры.

Казахстанский премьер в своём выступлении перед шанхайской аудиторией сделал акцент на торговле и услугах. Сопоставление заявленных им цифр симптоматично. Однако не менее интересно то, что в сентябрьском послании к народу К.-Ж. Токаев подчеркнул: «На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Поэтому основной упор нужно сделать на ускоренном развитии обрабатывающего сектора».

«Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела», – уточнил К.-Ж. Токаев.

Таким образом, президент и премьер-министр по-разному сфокусировали внимание на точке приложения иностранных инвестиций. При этом, как ни парадоксально, оба они исходят из реалий казахстанской экономики.

Доля товаров высокого передела в казахстанском экспорте за январь-август 2022 года оценивалась правительством в 7,4%, или $4,2 млрд. За оставшуюся часть года, с удивлением отмечали казахстанские аналитики, этот показатель удалось почти удвоить ($8 млрд).

Попытки западных аналитиков усмотреть в казахстанской внешней торговле реэкспорт «санкционки» были столь же безуспешными, как и ранее их российских коллег в ситуации белорусского реэкспорта западной сельхозпродукции. Белорусские яблоки отличалась от польских разве что ценой. Казахстанский газ ничем не отличается от российского. С белорусскими креветками и казахстанскими чипами ситуация не столь однозначна, однако и здесь есть решения.

Китай не спешит взращивать себе конкурента, сдерживая трансфер технологий. Он предоставляет «связанные» кредиты, которые некоторые склонны рассматривать как инвестиции. Приходят эти инвестиции преимущественно в те сектора, которые помогают китайским компаниям обеспечить большую прибыль, способствовать сбыту китайских товаров и услуг, в том числе в третьи страны, а также обеспечивать стабильный доступ к дешёвым ресурсам. Такой же подход в казахстанских проектах практикуют и западные компании, которыми Астана пытается уравновесить российских инвесторов в рамках заявленной диверсификации, имеющей также идеологическое и политическое измерение.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1004
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика