Переговорный формат по Приднестровью: получится ли у Кишинева его разрушить? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Переговорный формат по Приднестровью: получится ли у Кишинева его разрушить?

Власти Республики Молдова, похоже, прорабатывают вариант, предполагающий окончательный демонтаж переговорного формата «5+2» по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. Напомним, что этот формат был создан в 2002 году и сейчас включает в себя Россию, Украину и ОБСЕ как посредников, США и ЕС как наблюдателей и, наконец, сами стороны конфликта – Молдову и Приднестровье. Сегодня это – главная международная площадка для ведения переговоров между Кишиневом и Тирасполем.

В последнее время формат «5+2» все чаще подвергается атакам со стороны первых лиц в Кишиневе. Так, в сентябре спикер парламента РМ Игорь Гросу заявил, что переговорная площадка нефункциональна и что ее «необходимо переосмыслить». В основу нового подхода, по словам Гросу, должны быть положены совместные действия Молдовы и Украины для «быстрого урегулирования ситуации вокруг Приднестровья». То есть, говоря простыми словами, Приднестровью предлагается объявить ультиматум.

В октябре тему продолжила уже президент Молдовы Майя Санду. Сначала она представила проект новой стратегии национальной безопасности РМ, сказав, что «решение конфликта на Днестре должно быть достигнуто при активном участии Европейского союза». Затем президент РМ вслед за Гросу объявила формат «5+2» недееспособным, заявив, что «страна-агрессор» (по мнению Санду, это Россия) «не может выступать посредником в конфликте». И подытожила: в новом формате урегулирования ЕС должен играть гораздо более важную роль. Само собой, этот новый формат должен быть уже без Москвы.

В ноябре И. Гросу вновь вернулся к молдавско-приднестровской теме, добавив, что «о реанимации формата «5+2» не может быть и речи, он устаревший и контрпродуктивный».   

Со стороны отдельных политических аналитиков, симпатизирующих власти, звучат предложения ввести в процесс молдавско-приднестровского урегулирования Румынию с той идеей, чтобы через нее косвенно вошло и НАТО в целом. «Такой новый формат (Молдова, Украина, Румыния) не устроит лидеров Приднестровья, но это их проблема», – заявил, например, недавно экс-советник президента Петра Лучинского Анатол Цэрану.

Отметим, что вся эта риторика со стороны молдавских правых, тесно связанных с Бухарестом, с точки зрения содержания не нова. В 2022 году и президент Санду, и вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян тоже время от времени утверждали, что формат «5+2», дескать, «устал», что его придется пересматривать и так далее. Эти разговоры поутихли после того, как в январе нынешнего года послы РФ и США в Молдове Олег Васнецов и Кент Логсдон практически одновременно заявили о необходимости сохранения и активного использования формата «5+2» для мирного разрешения конфликта на Днестре.

Однако сейчас мы видим новую волну, с новыми акцентами: риторика властей в Кишиневе становится жестче, они выступают не только против существующего механизма переговоров, но и с призывами «избавиться от сепаратистского режима, который много лет поддерживает Москва». Стремясь демонтировать формат «5+2», Кишинев прямо говорит о своих целях: исключить тем самым Россию из числа посредников в процессе урегулирования, а Приднестровье лишить той политической субъектности, которую дает ему переговорный формат, и сделать его безгласным «объектом урегулирования».  Все это происходит на фоне продолжающихся совместных военных учений Национальной армии Молдовы с подразделениями НАТО и США, в том числе и элитными.

       

***

Говоря о том, что формат «5+2» нефункционален, молдавское руководство ссылается на то, что Россия и Украина находятся в состоянии военного конфликта и потому их трудно сейчас представить за одним переговорным столом. Но здесь оно лукавит. Справедливости ради надо отметить, что формат не действовал и до начала специальной военной операции на Украине, еще с конца 2019 года. И тормозила его работу именно молдавская сторона.

Началось все с того, что в октябре 2019 года тогдашний вице-премьер РМ по реинтеграции Василий Шова сорвал подписание итогового протокола Братиславского раунда совещания в формате «5+2». А затем переговорная площадка просто не собиралась: в сентябре 2020-го и в октябре 2021 года Кишинев без особых объяснений потребовал заседания перенести, и в результате они так и не состоялись. То есть встречу формата «5+2» не удавалось организовать даже раз в год, хотя 11 лет назад, когда на бумаге были закреплены принципы и процедуры ведения переговоров, все стороны согласились с тем, что заседания должны проводиться не менее шести раз в год.

При этом эрозия тех соглашений, которых удалось достичь в формате «5+2», началась тоже еще до СВО и тоже по вине молдавской стороны. Так, в сентябре 2021 года возникла транспортная блокада, когда Украина перестала пропускать через свою границу автомобили с приднестровскими номерами. Этот шаг стал следствием договоренностей, достигнутых президентами Молдовы и Украины Майей Санду и Владимиром Зеленским. До этого, в 2019 году, у приднестровских предприятий появились серьезные сложности с открытием счетов и проведением расчетов в молдавских банках.

То есть отнюдь не российско-украинские боевые действия были причиной того, что формат «5+2» перестал работать. Кишинев подрывал формат и раньше, сейчас же он пытается воспользоваться ситуацией, чтобы форсировать этот процесс.

С начала 2022 года ситуация в отношениях между РМ и ПМР, в том числе и с исполнением ранее подписанных договоренностей, только ухудшается. В ноябре 2022 года Молдова вышла из соглашения по телекоммуникациям, которое могло бы позволить сторонам наконец восстановить прямую стационарную и мобильную телефонную связь. За пять лет это соглашение, ставшее одним из результатов, в том числе и работы в формате «5+2», так и не было реализовано.

С февраля прошлого года для Приднестровья начали создаваться новые проблемы. Молдова препятствовала и препятствует ввозу в ПМР некоторых категорий импортных товаров. Среди них – лекарства и медоборудование.

А с августа нынешнего года, когда, видимо, в Кишиневе было решено начать новый этап слома переговорного процесса, сложности возникли уже и для приднестровского экспорта, в частности для поставок машиностроительной продукции. Для предприятий из ПМР вернули плату за таможенное оформление экспорта и импорта в Молдове, а также молдавские экологические сборы. Это нарушение договоренности, которая была достигнута еще в 2014 году. 

На фоне таких шагов и звучат декларации президента РМ Санду и спикера парламента Гросу о том, что формат «5+2» «устаревший». Очевидно, тактической целью Кишинева может быть следующее: разрушить все конкретные договоренности в этом формате, а затем объявить, что он полностью потерял свое содержание.

***

Рассуждения молдавских властей о необходимости какого-то нового механизма урегулирования, без России и Приднестровья, базируются на одной предпосылке. Такой механизм, по их мнению, может появиться в определенном геополитическом контексте, а именно после «победы Украины в войне с Россией».

Однако эта предпосылка становится все более шаткой. Практически всем очевидно (даже в Киеве), что никакой «победы Украины» быть не может. Запад не только начал уставать от Украины, но уже и не стесняется об этом говорить открыто. Даже в США перед надвигающимися президентскими выборами все сильнее голоса тех, кто призывает сократить или закрыть украинский кейс и вообще нелестно отзывается об этой стране.  

Сегодня трудно точно предполагать, как и чем в итоге окончится специальная военная операция России на Украине. Но время все больше работает на Москву, и примерно через год Кишинев, скорее всего, увидит, что никакого «нового геополитического контекста», о котором мечтают нынешние власти, не существует. Возможно, тогда и посол США в РМ вновь заявит, что альтернативы формату «5+2» нет.

Некоторые молдавские аналитики, которых не заподозришь в симпатиях к Приднестровью и России, предвидят нечто подобное. Экс-вице-премьер РМ по реинтеграции Александр Фленкя, например, прямо говорит, что «через год, когда Россия решит экзистенциальные для себя задачи, без нее уже никак не найти долгосрочного решения приднестровского конфликта». 

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1521
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика