В Китай ведут сразу три дороги. Не минуя Монголию - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.05.2024 |

В Китай ведут сразу три дороги. Не минуя Монголию

«Сила Сибири – 2» может стать ещё одним глобальным транспортным коридором в Китай. Решение о том, чтобы дополнить традиционный газопровод железнодорожной и автомобильной магистралями, назревало давно, а в реальную плоскость этот коридор начинает переходить сейчас.

До сих пор самыми перспективными среди масштабных проектов третьего тысячелетия считались два. Во-первых, китайская инициатива «Один пояс - один путь», по сути, – трансконтинентальный маршрут Восток-Запад, а во-вторых, коридор Север-Юг, за участие в котором тоже идёт нешуточная борьба. Но если они уже давно на слуху, то проект «Сила Сибири – 2» до сих пор считался сугубо отраслевым. Теперь же к данному проекту, помимо «Газпрома», удалось подтянуть заинтересованных партнёров.

Как известно, большая игра по крупным транзитным проектам с «Одного пояса» только начиналась. Однако экономические амбиции и напор чиновников от экономики Китая достаточно оперативно перевели в реальную плоскость не только проект «Север-Юг». Вслед за ним дело дошло и до транзитного коридора в несколько тысяч км, который доходит уже до берегов Северного Ледовитого океана, а значит и до Северного морского пути.

Китайская логика в данном случае весьма проста: «Сила Сибири – 2» в своём ограниченном газовом варианте была фактически улицей с односторонним движением. Вариантов какого-то востребованного реверса не могло быть по определению, хотя возможности раздачи газа по регионам России никто не исключал. А вот выход к Севморпути в самой его середине для китайской экономики – слишком заманчивая цель. Китайский корабль не так давно преодолел СМП за одну навигацию, и хотя новость об этом иначе как сенсационной назвать нельзя, её почти не тиражировали ни российские, ни мировые СМИ. Тем не менее такого рода походы – это всё-таки и крайне сложно, и слишком дорого. А ведь даже с учётом всех сложностей строительства на Севере возведение на полуострове Ямал, поблизости от завода и терминала сжиженного газа новых складов, портов, предприятий, а также города, точнее сразу нескольких городов, это вполне на уровне тех самых амбиций, которые характерны для современного Китая.

При этом и сама по себе прокладка вдоль «Силы Сибири – 2» традиционных транспортных магистралей открывает поистине уникальные перспективы. Причём не только с точки зрения транзита из Китая и в Китай, но и в плане масштабного развития регионов России. Три магистрали сразу помогут заодно на годы вперёд снять в т. ч. проблему пресловутого северного завоза, станут стимулом к освоению недоступных и труднодоступных территорий.

К сожалению, время для перевода проекта трёх фактически единых магистралей в реальную плоскость выпало, хотя и при заметном снижении напряжённости в Новороссии, на период обострения в регионе Ближнего Востока. Это ещё один традиционный торговый перекрёсток, который веками служил перевалочным пунктом для товаров как в ту, так и в иную сторону, точнее во все четыре, стороны света. В глобальном плане сопряжение с маршрутами Восток-Запад, Север-Юг, а потом и с новыми сибирско-китайскими трассами может вернуть Средний и Ближний Восток из зоны непрекращающихся конфликтов в сферу созидательной работы с выгодой практически для всех.

На прошедшем недавно совещании по вопросам социально-экономического развития Красноярского края Владимир Путин поручил проработать возможность создания Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай. Сформирован уже и соответствующий перечень поручений по итогам совещания, опубликованный на официальном сайте Кремля. «Рассмотреть вопрос о формировании Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай и представить предложения о возможных мероприятиях по его формированию», – говорится в тексте. Ответственным назначен премьер-министр РФ Михаил Мишустин, его доклад президент ожидает до 15 февраля 2024 года.

Строительство Сибирской, особенно северной части глобального маршрута – дело, скорее всего, не самого ближайшего будущего. А вот монгольскую часть, которая наверняка будет востребована ещё до полного пуска глобального транзитного пути, по всей видимости, могут построить уже в ближайшие несколько лет. Руководство Монголии уже объявило о планах строительства сразу пяти автодорожных и трёх железнодорожных коридоров из России в Китай через свою территорию. Обнародовать такие планы на Восточном экономическом форуме довелось руководителю департамента политики и планирования Министерства развития дорог и транспорта Монголии Болор-Эрдэнэ Басанжаву.

В планах Монголии значатся строительство железной дороги, соединяющей город Эрдэнэт с российской границей, и новых железных дорог по западной и восточной части Монголии. Кроме того, проектируются также восточные железные дороги, чтобы выйти к портам Дальнего Востока России через территорию Китая, и прокладка скоростной железнодорожной магистрали по маршруту Москва – Пекин через Монголию.

Выступая на сессии ВЭФ «Россия – Монголия» Болор-Эрдэнэ Басанжаву отметил, что «в будущем у нас амбициозные планы: на уровне правительства мы планируем строить пять автодорожных коридоров, соединяющих Россию с Китаем через Монголию, три железнодорожных коридора, также соединяющих Россию с Китаем». По словам монгольского чиновника, транспортный сектор является самым активным в отношениях между Россией и Монголией и в связи с увеличением транзитного потенциала из России через Монголию в Китай и из Китая в Европу «необходимо увеличить в трехстороннем порядке транспортный поток через Монголию, из Монголии и в Монголию».

В настоящее время на границах России и Монголии условия для транзита трудно назвать благоприятными. Так, завышены сроки перевалки на сухопутных пунктах пропуска между КНР и Россией, КНР и Казахстаном, а также КНР и Монголией. Прохождение погранперехода нередко занимает недопустимо много времени.

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша обращает внимание на то, что проблемы с транзитом не только снижают прибыли производителей, торговых компаний и перевозчиков. Они также «нивелируют главный из имеющихся плюсов прямого железнодорожного сервиса из КНР в РФ – короткое транзитное время. Однако само по себе создание дополнительного коридора не решит проблему дефицита железнодорожных платформ, поэтому потребуются капитальные вложения и в инфраструктуру, и в подвижной состав».

Интерес к новому проекту за короткое время после его представления уже успели проявить многие страны и ряд бизнес-структур. Так, о готовности участвовать в нём уже заявили представители компании «Нортерн Рейлвейс», работающей над проектом строительства железной дороги по маршруту Эрдэнэт - Овоот, российской компании «Сибур», которая заинтересована в строительстве терминала для приёма и передачи сжиженного газа на пограничных пунктах Замын-Ууд-Эрлянь. О желании заняться проектами, связывающими перспективные магистрали со Средней Азией, уже заявили в экономических ведомствах Узбекистана и Таджикистана.

Советник министра дорожно-транспортного развития Монголии Ё. Манлайбаяр, выступая еще в 2016 г. в Улан-Баторе на трёхстороннем заседании по транзитному коридору Россия – Монголия – Китай, отметил, что «Монголия – самый короткий путь, соединяющий Россию и Китай», и добавил: «Транзитные железнодорожные грузоперевозки имеют несколько преимуществ, например, если объём транзитных грузоперевозок, осуществляемых через Уланбаторские железные дороги достигнет до 80-90 млн тонн, то нужно понять, что мы получим ещё один Оюу толгой», имея в виду перегруженный донельзя рудник.

Судя по всему, в КНР продолжают оценивать не только и не столько риски того, что трансмонгольские проекты могут оказаться чрезмерно дорогими. Важнее другое: не затормозятся ли из-за них бесперебойные и масштабные поставки голубого топлива – главного товара, необходимого экономике Поднебесной.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3275
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика