Казахстан вновь может столкнуться с дефицитом ГСМ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.05.2024 |

Казахстан вновь может столкнуться с дефицитом ГСМ

В Казахстане вновь возникли проблемы с бензином и дизельным топливом. А ведь покончить с дефицитом горючего чиновники обещали еще с завершением Комплексного плана развития НПЗ на 2009-2015 годы, когда масштабная модернизация трех имеющихся НПЗ должна была с избытком обеспечить страну ГСМ отечественного производства, избавив ее от импортозависимости до 2030 года. Однако не прошло и трех лет после завершения реконструкции заводов, как вновь проявился исчезнувший было дефицит, а внутренний рынок ГСМ оказался перенасыщен лишь обещаниями чиновников.

В стране растет количество автотранспорта, увеличивается транзитный грузопоток, а производство топлива остается на старом уровне. Чиновники из министерства энергетики страны продолжают старую песню о том, что во всем виноват происходящий в летний период повышенный спрос на топливо. Правда, в этот раз ситуация усугубилась поломкой в июле теплообменника на НПЗ в Чимкенте (поставку из Китая нового ожидают зимой) и перебоями с электроэнергией на заводе в Атырау. Первый как минимум до января-февраля 2024 года способен производить лишь половину выпускаемого до аварии объема Аи-95, второй с 1 октября по 3 ноября остановлен на плановый капитальный ремонт.

Напомним, что в республике общее производство бензина АИ 95 оценивается в 120 тыс. литров в месяц. По словам вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова, при запланированном потреблении 80 тыс. тонн в октябре в Казахстане производство бензина АИ-95 составит около 65 тыс. тонн. Однако в энергетическом ведомстве уверяют, что дефицит топлива не прогнозируется. Он будет закрыт накопленными запасами и традиционным импортом из России, с которой у Казахстана подписан индикативный баланс на поставку 40 тыс. тонн бензина и ведутся переговоры об увеличении этого баланса на 70 тыс. тонн (то есть до 110 тыс. тонн). Введенный Москвой запрет на экспорт топлива на Казахстан не распространяется.

В министерстве также заверили, что и роста цен на топливо ожидать не нужно. Но это не относится к российским поставкам. Стоимость бензина марки АИ-95 в России выше, чем в Казахстане, поэтому в случае увеличения поставок топливо в республике может подорожать. Тем более что предельная розничная цена на бензин АИ-95 государством не регулируется, и, следовательно, его стоимость может меняться в зависимости от ситуации на рынке.

 Предельные розничные цены на Аи-92 были 12 апреля текущего года повышены до 205 тенге за литр (до этого они составляли 182–187 тенге в зависимости от региона), дизтопливо – до 295 тенге (ранее 230–260 тенге). Кроме того, 15 июля в Казахстане еще на полгода продлили запрет на вывоз дизельного топлива и других видов нефтепродуктов. Однако эта мера не снизила розничные цены.

Минэнерго выделило 426 тыс. тонн дизтоплива на осенне-полевые работы, которые проводятся с июля по ноябрь. Казахстанские аграрии недовольны механизмом ценообразования на ГСМ, поскольку повышение стоимости дизтоплива делает для них выращивание, к примеру, зерновых нерентабельным. В частности, если весной отпускная цена на ГСМ была 207 тенге/литр, то сегодня фермеры вынуждены приобретать льготное дизтопливо по цене 265 тенге. Как сообщили в министерстве энергетики, конечную цену на горючее определяют региональные операторы по поставкам, которые стоимость доставки дизтоплива от НПЗ до фермеров определяет самостоятельно.

Представители нефтедобывающих организаций (НДО) полагают, что розничные цены на бензин марки Аи-92 и дизтопливо с 2024 года надо повысить до 230 и 345 тенге за литр с 205 и 295 тенге соответственно, а стоимость сырой нефти при поставках на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы – до 135–145 тыс. тенге за тонну с 95–105 тыс. тенге.

Отметим, что после апрельского повышения розничных цен на Аи-92 и дизтопливо в Казахстане рентабельность НДО осталась неизменной, рентабельность НПЗ снизилась с 15% до 5%, а рентабельность АЗС выросла до 11% с 3%. При этом валовый доход на АЗС по дизтопливу увеличился с 7,5 тыс. до 30 тыс. тенге с тонны, по Аи-92 – с 10,6 тыс. до 23,3 тыс. тенге с тонны.

О том, что «на рубеже 2023 года по бензину и дизельному топливу мы будем испытывать нехватку» даже с учетом модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов, эксперты предупреждали еще в начале 2018 года и рекомендовали озаботиться строительством 4-го НПЗ. Причиной назывался увеличивающийся (5-6% в год) спрос на топливо, особенно дизельное.

При сложившейся ситуации цены так или иначе будут расти. Безусловно, создание общего рынка нефтепродуктов Евразийского экономического союза подтянет розничные цены на них до уровня российских. Как это скажется на беднеющем населении при провалившейся программе повышения доходов населения и «дорожной карты занятости» (которые исполнены только на бумаге), власти, похоже, не задумываются.

Однако договор ЕВЭС здесь не является первопричиной. На казахстанском рынке растет потребление нефтепродуктов, а переработка топлива находится на пределе производственных мощностей отечественных НПЗ. Остается только импорт из России (где цены на треть выше) и ограничения на экспорт. Решает ли это проблемы отрасли и рынка? Нет, не решает, потому что установленные в стране цены на топливо убыточны для недропользователей и переработчиков. Административное давление на владельцев бензоколонок заставляет их держать относительно низкий уровень цен или закрывать убыточный бизнес.

Растущий спрос на нефтепродукты в Казахстане, сопровождаемый сезонными перебоями и дефицитом, ставит вопрос о расширении производственных мощностей. По оценкам экспертов, спрос только на дизельное топливо к 2030 году вырастет вдвое, не говоря уж об авиакеросине и других светлых нефтепродуктах. Однако, несмотря на неоднократно принимаемые решения о разработке ТЭО 4-го НПЗ, власти как могут открещиваются от его строительства.

Важно отметить, что наряду с финансированием одним из ключевых факторов в вопросе расширения является ресурсная обеспеченность завода сырой нефтью. На внутренний рынок для переработки недропользователями страны поставляется около 15% добываемой в республике нефти.

Поскольку основные месторождения республики разрабатываются по СРП, ориентированы на экспорт и не обязаны поставлять нефть на внутренний рынок, то обеспечение сырьем лежит на основном игроке внутреннего рынка - «КазМунайГазе», имеющем ряд активов в сегменте up-stream. Правда, эти месторождения уже прошли пик добычи и значительно истощены.

Сегодня ставка в обеспечении страны нефтепродуктами делается на проект расширения мощности Чимкентского завода до 3 млн тонн на первой очереди (ныне годовой объем переработки в 6 млн тонн, обеспечивающий 30-40% потребностей страны). Но это путь долгий (сейчас проект на этапе предварительного ТЭО отправлен на изучение акционерам завода – «КазМунайГазу» и CNPC), и, учитывая опыт предыдущей, завершившейся в 2018 году модернизации, может занять 5 и более лет. И не факт, что это закроет будущий дефицит в топливе на внутреннем рынке, и тогда критические ситуации с обеспечением страны собственными нефтепродуктами обречены бесконечно повторять День сурка.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3051
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика