Казахстан: новый этап подъема села за счет государственных инвестиций - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.05.2024 |

Казахстан: новый этап подъема села за счет государственных инвестиций

В Казахстане приступили к реализации Концепции развития сельских территорий, рассчитанной на 2023-2027 годы. Основной акцент в ней делается на комплексную модернизацию 3,5 тыс. сел с высоким потенциалом развития, где проживает примерно 90% всего сельского населения республики.

В документ интегрирован проект «Ауыл – Ел бесігі» по улучшению качества жизни на селе за счет модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, строительства социальных, культурных и спортивных объектов и дорог местного значения, а также снабжения сельских населенных пунктов водой, газом и электроэнергией.

Как сообщил на заседании правительства РК министр национальной экономики Алибек Куантыров, развитие инфраструктуры сел в рамках данного проекта осуществляется в приоритетном порядке. Так, в 2019-2022 годах на эти цели из республиканского бюджета выделено 326 млрд тенге, благодаря чему реализовано более 3,7 тыс. проектов по строительству и ремонту объектов в жилищно-коммунальной, социальной и транспортно-инфраструктурной сферах. «В текущем году выделено 218 млрд тенге для реализации 1,8 тыс. проектов в 771 сельском населенном пункте», – проинформировал чиновник.  

В правительстве отметили, что с момента начала реализации программы «Ауыл – Ел бесігі» объем ее финансирования из республиканского бюджета увеличился почти в семь раз.

«Безусловно, за последние четыре года объем финансирования сельских местностей значительно увеличился, – рассказал в беседе с «Ритмом Евразии» казахстанский политолог Максим Казначеев. – Но при этом нужно учесть и тот факт, что темпы инфляции в Казахстане измеряются десятками процентов, т. е. на самом деле говорить об опережающем финансировании значимых для сельских населенных пунктов проектов пока не приходится. Их количество по-прежнему остается достаточно большим».  

Эксперт напомнил, что Концепция развития сельских территорий не является уникальной, поскольку различные программы, направленные на развитие сельской местности, правительство Казахстана реализует уже давно: «Тот документ, о котором сейчас идет речь, по сути, является продолжением и базируется на программах, которые реализовывались в республике на протяжении 15-20 лет». Вместе с тем он подчеркнул, что документ позитивно воспринимается населением, т. к. имеет большое значение практически для 40% жителей республики, определяя социально-экономические параметры их жизни.

«По большому счету, кроме данной концепции, сельским жителям больше не на что рассчитывать в плане получения бюджетных денежных потоков и каких-то дотаций. Надо признать, что большая часть сельских населенных пунктов с точки зрения инвестиций являются абсолютно непривлекательными, т. е. не могут получить какие-то финансовые вливания вне рамок бюджетного планирования», – отметил спикер.

Он пояснил, что те средства и те цифры финансирования, о которых идет речь, это исключительно государственные инвестиции, т. к. частный капитал в сельскую местность идет очень плохо. По большому счету там нет сколько-нибудь серьезных и экономически значимых проектов, которые могли бы быть интересны крупному бизнесу. «Инвестиции благодаря успешным проектам в аграрном секторе получают не более 10% сельских населенных пунктов, остальные 90% вынуждены выживать исключительно с расчетом на государственное финансирование», – добавил М. Казначеев.  

Несколько иную точку зрения высказала ассоциированный профессор Международного университета Астаны (Казахстан) Таисия Мармонтова. Она пояснила, что государственное финансирование, о котором говорится в Концепции, подразумевает диверсифицированную поддержку сельских населенных пунктов. «Синергия данной программы предполагает, что улучшение жизни жителей села положительно повлияет на развитие регионов в целом. Я думаю, что ее реализация даст импульс к привлечению инвестиций в СНП, особенно в те, которые по ряду индикаторов планируется переводить в разряд городов».

Эксперт дала позитивную оценку Концепции, отметив, что данный документ направлен не только на решение жилищно-коммунальных проблем, но и на региональное развитие, на уменьшение диспропорций, на улучшение жизни на селе и по своим итогам предполагает, во-первых, снижение уровня бедности сельского населения, во-вторых, долгосрочный эффект своей реализации.

«Это очень важно для  Казахстана в связи с диверсификацией экономики, прежде всего, связанной с развитием сельскохозяйственного сектора. Для нашей республики вопрос продовольственной безопасности очень важен. Конечно, голод нам не грозит, но собственная сельхозпродукция у нас недостаточно широко представлена в торговых сетях. Местные сельхозпроизводители зачастую проигрывают зарубежным по большому комплексу показателей. Но у нас есть достаточно территорий, где сельское хозяйство может и должно развиваться, принося хороший доход. Это, например, Алма-Атинский и Жамбыльский регионы, Акмолинская, Петропавловская и Северо-Казахстанская области. Согласно концепции, эти зоны как раз и входят в ту часть программы, где будут применяться специализированные меры, направленные на развитие данных территорий. Хотя предусматривается помощь и тем регионам, где сельское хозяйство в силу климата сложнее развивать – те же Актюбинская и Мангистауская области», – отметила собеседница «Ритма Евразии».   

По ее словам, оценивать эффективность Концепции пока преждевременно, потому что ее осуществление рассчитано на период до 2027 года. Однако поставленные в ней цели внушают надежду на улучшение жизни на селе, в том числе на увеличение продолжительности жизни населения, на расширение инфраструктуры – школ, больниц, объектов быта, а также на снижение уровня бедности сельского населения, что является актуальной для Казахстана проблемой, связанной с социальной ситуацией. «Пока еще рано говорить о том, как программа будет восприниматься населением. Здесь нужны конкретные исследования, чтобы понимать, как изменяется ситуация. В любом случае, я думаю, региональное развитие – это всегда полезно, поскольку способствует сглаживанию диспропорций и развитию страны в целом», – добавила Т. Мармонтова.

Стоит отметить, что, по мнению экспертов, Концепция развития сельских территорий Казахстана вполне отвечает нынешней социально-экономической ситуации в республике, однако ее вряд ли следует расценивать, как реакцию властей на события, произошедшие в стране в январе 2022 года.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1199
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика