Франция хочет вытеснить Россию из Средней Азии, но не получается - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.09.2024 |

Франция хочет вытеснить Россию из Средней Азии, но не получается

В начале февраля в Париже под эгидой французского парламента состоялся круглый стол, на котором уважаемые дипломаты и специалисты по международным отношениям призывали к повышению роли Франции в Центральной Азии. Интересно, что участвовавшие в мероприятии эксперты усиленно продвигали тезисы о том, что страны региона дистанцируются от России и опасаются за свой суверенитет и безопасность, на основании чего Франции необходимо защищать их от «страшного северного соседа».

Не очень понятно, на основании чего сделаны такие выводы. Если у стран региона и есть повод опасаться за безопасность и суверенитет, то эта опасность исходит от Запада, что ярко появилось в прошлом январе в Казахстане, на помощь которому пришли Россия и ОДКБ в целом. Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются членами ОДКБ, и пока этот статус сохранятся, за свою безопасность им можно сильно не беспокоиться.

Так что все озвученные французскими экспертами тезисы можно было бы счесть заблуждением и незнанием реальной геополитической обстановки в регионе. Однако есть основания подозревать, что они  отнюдь не заблуждение, их специально навязывают бывшим советским республикам с целью ослабить влияние России в регионе.

Начнем с того, что Франция далеко не сегодня обратила свое внимание на Центрально-Азиатский регион. В дальнейшем я все же буду употреблять термин «Средняя Азия» – более привычный российскому читателю, в отличии от навязанного Западом термина «Центральная Азия», который, помимо собственно наших бывших республик, включает еще части Афганистана, Ирана, Пакистана и Китая. В любом случае, говоря об интересах Франции, обсуждавшихся на вышеупомянутом мероприятии, речь идет именно о постсоветском пространстве: Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и Таджикистане.

Так вот, интерес к ним возник не сегодня. Напомню, в ноябре прошлого года сразу двух среднеазиатских лидеров – Шавката Мирзиёева и Касым-Жомарта Токаева зазвали в Париж с официальным визитом.

Наиболее продуктивным, наверное, был визит Ш. Мирзиёева, который не только провел переговоры с Эммануэлем Макроном, но и встретился с представителями ряда крупнейших французских компаний – Airbus, Alstom, Électricité de France, Orano, Suez, Total Eren, которым узбекский лидер предложил активнее инвестировать в его страну, создавать совместные предприятия. В ходе переговоров договорились об инвестициях на сумму в 6 миллиардов евро.

В частности, крупнейшая французская атомная компания Orano заключила соглашение о стратегическом партнерстве с узбекистанским производителем урана «Навоиуран», подразумевающее совместный поиск и освоение месторождений. Как заявил в ходе состоявшегося ранее бизнес-форума вице-премьер, министр инвестиций и внешней торговли Узбекистана Жамшид Ходжаев, Ташкент готов выделить отдельную индустриальную зону исключительно для французских компаний с обеспечением всей необходимой производственной инфраструктурой. Он предложил французам сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, автомобилестроение, фармацевтика, банковский сектор, а также пищевая промышленность.

Стороны также заключили 14 договоров, направленных на развитие двусторонних отношений, в том числе программу сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами на 2023-2024 годы, а также подписали ряд документов в сфере борьбы с коррупцией, повышения квалификации судей, обучения французскому языку, а также соглашение о стратегическом сотрудничестве между Ташкентом и Французским агентством развития (ФАР), которое готово вложить в проекты в Узбекистане 1 миллиард евро к 2025 году.

На последнее целесообразно обратить особое внимание: это уже никак не бизнес, ФАР – это аналог американского USAID, т. е. структуры, исполняющей функции агента влияния.

Что касается визита К.-Ж. Токаева, то по его итогам были подписаны 35 документов, среди которых – межправительственное соглашение о строительстве ветроэлектростанции мощностью 1 ГВт в Жамбылской области стоимостью 1,9 млрд евро.

Стоит отметить, что для казахстанского лидера это был второй зарубежный визит после переизбрания. Первый был в Москву, откуда глава РК и отправился в Париж. Это тоже важный политический штрих.

Так что же интересует Макрона в Средней Азии? Понятное дело, что инвестиции абы куда не идут, да и едва ли экономики бывших советских республик являются особо привлекательным местом для инвестирования.

Если все же говорить об экономике, то это в первую очередь уран, необходимый для АЭС, – Франция является лидером Европы по атомной генерации. А Казахстан – мировой лидер по производству природного урана, располагает 26% всех разведанных мировых урановых ресурсов в низкой ценовой категории (до 80 долларов за 1 кг) и обеспечивает более 40% от всех мировых поставок. Уже сегодня совместное французско-казахстанское предприятие «КАТКО» обрабатывает 15% добываемого в стране урана, но, очевидно, Франции этого мало: к 2030 году планируется увеличить производство в два раза и как раз при поддержке Парижа.

Франция хочет не только забирать уран, но и зарабатывать на строительстве АЭС. И если еще недавно в Средней Азии единственной компанией, претендующей на такие подряды, был российский «Росатом», то сегодня в Астане говорят, что российское предложение слишком дорогое, и, как заявил руководитель государственного инвестиционного холдинга «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев, подряд на строительство получат несколько компаний. Отмечу, что в ходе ноябрьского визита Токаева в Париж Electricite de France и Orano активно продвигали свои предложения.

Кстати, в начале ноября исполнительный директор Electricite de France ездил в Киргизию, где встречался с президентом Садыром Жапаровым, объявив о «заинтересованности французского предприятия в инвестировании в сферу гидроэнергетики Киргизии». По итогам встречи был подписан меморандум о взаимопонимании.

Понятно, что Париж был бы не прочь потеснить в регионе «Росатом» – своего извечного конкурента, заодно наложив руки на местный уран. Но тут есть и важная геополитическая составляющая – Макрон явно хочет отомстить России за собственные провалы в Африке, куда на смену отступающей Франции приходит Россия.

Совсем недавно правительство Буркина-Фасо денонсировало соглашение о присутствии французских войск и потребовало вывести их: Париж не смог справиться с исламскими экстремистами и провалившаяся антитеррористическая операция «Бархан» была прекращена, на этом фоне население требовало немедленного ухода французов и приглашения российских военных.

Чуть раньше французские войска «попросили» из Мали и Центральноафриканской Республики. Эти страны, выставив французов, пригласили к себе Россию для обеспечения безопасности. Самое интересное, что, уйдя из Мали, французские военные переместились в Нигер, но и там сегодня начались массовые демонстрации под лозунгами «Франция – вон!», «Да здравствуют Путин и Россия!», так что можно предположить, что и эта страна скоро укажет Макрону на дверь.

Разумеется, это не может не выводить его из себя, Макрон неоднократно обвинял Москву в «хищническом проникновении в Африку», французские СМИ развернули активную пропагандистскую кампанию с лейтмотивом: группа «Вагнер» по заданию Кремля дестабилизирует регион. В реальности все в точности до наоборот: российские военные потихоньку наводят порядок там, где Франция десять лет не могла справиться с хаосом.

Не могла или не хотела? Или целью присутствия ее в регионе были только ресурсы? В центральноафриканском Бакуме, к примеру, расположено месторождение урана на 20 тыс. тонн, запасы Нигера составляют 404 тыс. тонн, а Мали, по приблизительным оценкам, может обладать запасами аж в 4,7 млн тонн.

Всего этого Франция лишилась, и рассчитывает частично компенсировать в Средней Азии, заодно отомстив своему «обидчику» – России.

Помимо Средней Азии, Париж активно лезет и в Закавказье, однако тут его руки несколько связаны односторонней ставкой на Армению и плохими отношениями с Турцией, а значит и с Азербайджаном. Тем не менее именно Франция активнее других стран Европы пытается снизить влияние Москвы в Закавказье в целом и в Армении в частности, и нельзя сказать, что безуспешно. Дрейф Еревана в сторону Запада в последнее время все более очевиден, несмотря на то что страна остается членом ОДКБ и ЕАЭС.

Очевидно, что по мере роста напряженности в отношениях между Россией и Китаем, с одной стороны, и коллективным Западом – с другой, будет нарастать противостояние на всем постсоветском пространстве, включая Среднюю Азию. И Франция будет пытаться играть в этом активную роль.

Однако не следует забывать, что Средняя Азия – особый регион, находящийся на стыке важнейших международных торговых путей и являющийся объектом пристального внимания сверхдержав: России, США и Китая, которые много лет ведут за него конкуренцию. Плюс в регион в последние годы всячески пытается приткнуться Турция, которая находится к нему намного ближе Франции и имеет тут исторические интересы, в отличии от сиюминутных у Парижа.

При всей сложности геополитических раскладов в регионе местные элиты все годы независимости пытались с относительным успехом лавировать между Москвой, Вашингтоном и Пекином, демонстрируя слишком «расширенную многовекторность». Это я к тому, что сидящие на нескольких прочных стульях политики вряд ли захотят лишиться одного из них, так что все разговоры о необходимости вытеснить из региона одного из крупнейших игроков (Россию) – это или пропаганда, или непонимание ситуации.

Стоит напомнить, что совсем недавно страны региона посещал глава Госдепа США Энтони Блинкен, который на пресс-конференции по итогам переговоров с казахстанским коллегой больше 10 раз обвинил Россию в агрессии по отношению к Украине, заверил Казахстан в том, что США неизменно поддерживают суверенитет и территориальную целостность республики, ее свободное определение будущего на фоне «полномасштабного вторжения РФ на Украине», толсто намекая на готовность защитить от «российской агрессии» и Казахстан.

В ответ глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил, что его страна «не ощущает рисков или угроз со стороны России» и состоит с ней в различных альянсах.

Блинкен даже предлагал странам региона компенсировать потери, если те введут санкции против Москвы. Впрочем, и это не возымело воздействия: страны региона четко дали понять, что они не собираются рвать отношения с Россией ни за какие коврижки.

Это касается и политики, и экономики. 23 февраля казахское правительство одобрило передачу российской «Ураниум Уан Групп» доли в трех урановых предприятиях. С вытеснением России из региона у американцев и французов явно не складывается. Местные элиты с удовольствием примут французские инвестиции, но не пожертвуют за них ни пядью суверенитета, который в том числе относится к праву продолжать политику «расширенной многовекторности». Класть все яйца в одну или даже две корзины тут не принято.

Франции можно только посоветовать не тратить время и деньги попросту. Макрону следует вообще прекратить играть в мирового арбитра и не лезть во все геополитические «щели», а заняться проблемами своей страны, в которой продолжает расти массовый протест против пенсионной реформы, миграционной политики и многих других действий, личную ответственность за которые несет именно Макрон.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2453
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика