Водные ресурсы Центральной Азии: расход большой, выгоды – минимальные - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Водные ресурсы Центральной Азии: расход большой, выгоды – минимальные

Страны Центральной Азии тратят большое количество водных ресурсов и энергии, при этом получают минимальные выгоды. Высокий уровень энергоёмкости и водоёмкости отмечается в сельском хозяйстве и промышленности. Об этом говорится в докладе Евразийского банка развития о регулировании водно-энергетического комплекса Центральной Азии.

Радость одним, горе другим

Средняя Азия относится к категории регионов, где невозможно оспорить древнее утверждение «вода – это жизнь». Ведь так здесь было на протяжении всей письменной истории человечества: тот, кто имел доступ к поливу огородов, тот бы сыт, а тот, у кого этого доступа не было, сильно ограничивал себя в потребностях, а нередко и голодал. Именно здесь сформировалась арычная система орошения, при которой даже малейший ручеёк питал влагой достаточно крупные поля. Водой, что он нёс, пользовались по очереди, строго по времени перенаправляя его в искусственные русла-арыки, охватывавшие все земельные участки поселения. А изменение русла реки превращалось в трагедию не только отдельно взятых кишлаков, но и целых стран.

Примером данного тезиса может быть история столицы государства Хорезмшахов Ургенча. После изменения русла Амударьи город, разгромленный монголами, так и не восстановил былого величия и, в отличие от многих других городов Центральной Азии, длительное время пребывал в запустении. Причём река не единожды в историческом плане меняла не только русло, но и место впадения. И в зависимости от того, куда она течёт – в Аральское море или в Сарыкамышскую впадину, менялся не только ландшафт, изменялась жизнь сотен тысяч людей.

Попытки облегчить водную проблему в районе пустынь Каракумы и Кызылкум предпринимались не единожды, но вплоть до середины 1950-х масштабы этих попыток были незначительными и/или непродолжительными по времени действия. Лишь в 1954 г. началось строительство гигантского канала, который должен был принести воду на юг Туркмении, занятый Каракумской пустыней. Строительство Каракумского канала протяжённостью более 1400 километров, вобравшего в себя часть стока Амударьи, реку Мургаб, до того терявшуюся в песках, и некоторых других небольших туркменских рек, было официально завершено в 1988 г. Этот гидрологический объект в буквальном смысле преобразил юг Туркменистана, но стал и причиной экологических проблем в соседних Узбекистане и Казахстане.

Дело в том, что с увеличением отбора воды для наполнения канала началось обмеление Аральского моря. По сути, Амударья из-за отбора воды на полив сельскохозяйственных земель (речь не только о Каракумском канале) в своём устье представляет собой сеть крошечных речушек, просто не способных наполнить это бессточное, с каждым годом мелеющее всё больше и больше озеро водой. Похожие проблемы и у второй крупной реки, питающей Арал, – Сырдарьи: с 1960 г. за счёт отбора воды на орошение её сток в устье уменьшился в 10 раз.

Клубок противоречий

Специфика водопользования Центрально-Азиатского региона заключается в том, что реки, питающие его сельское хозяйство, зачастую текут через несколько стран. К примеру, исток упомянутого выше Мургаба находится в Афганистане. Практически весь сток Сырдарьи, текущей через Узбекистан и Казахстан, через Большой Ферганский канал, питающей значительную часть Ферганской долины и Андижанской области, а через Жанадарьинский канал – Кызылординскую область Казахстана, формируется в горных районах Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Из Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Китая наполняется водой Амударья. Сток реки Или, основного источника воды для начавшего терять объём озера Балхаш, формируется в горных районах Китая.

При этом обостряются противоречия между интересами стран, расположенных в верховьях центральноазиатских рек, с интересами государств, находящихся в низовьях. Дело в том, что пиковый сток приходится на весенне-летний период, а зимой большинство указанных рек мелеет. Но при этом многие реки, помимо орошения, используются и для выработки электроэнергии. То есть для генерации электроэнергии, пик потребления которой приходится на зиму, остро требуется за весну и лето накопить запасы воды в водохранилищах ГЭС. Естественно, это происходит в ущерб тем, кому она нужна для полива сельхозугодий. До такой степени, что, например, Узбекистан вынужден сокращать посевные площади из-за нехватки полива. В то же время для Кыргызстана и Таджикистана экспорт электроэнергии – важнейшая статья дохода. И они не могут не создавать запасы воды в водохранилищах, иначе придется сокращать выработку электричества.

Особая ситуация в Казахстане. Казалось бы, по его территории протекают крупные реки Тобол, Урал, Сырдарья и та же самая Или. Но и на его территории огромные пространства занимают пустыни и полупустыни, для обводнения которых воды из указанных рек просто не хватает. В последние годы наметилась огромнейшая проблема с опустыниванием окрестностей Балхаша, вызванная сокращением стока реки Или: питающие её реки протекают в Китае, где их воды всё более активно используются для орошения всё расширяющихся посевов хлопчатника. И переговоры с КНР о сокращении их не привели ни к каким результатам.

Дальше будет только хуже

Естественно, специалисты Евразийского банка развития оценивали ситуацию с эффективностью водопользования сквозь призму стоимости кубометра воды. Отсюда и получилось, что кубометр её оказался наиболее дешёвым у Киргизии (0,842 долл./м3), богатой горными реками, а самым дорогим – у Казахстана (7,2 долл./м3) с его огромными пространствами, для орошения которых необходима серьёзная, весьма затратная инфраструктура. Ситуация осложняется тем, что в низовьях рек, питающих Казахстан, Узбекистан и Туркмению, требуются сложные системы водоочистки для той части воды, что идёт на пищевые нужды.

Разумеется, в этом вопросе важна и сама система ирригации, которая в Центральной Азии, мягко говоря, далека от совершенства. Что ни говори, а значительная часть средств по доставке воды конечному потребителю расходуется вхолостую. Зачастую это всё та же «проверенная тысячелетиями» арычная сеть, в которой вода попросту без пользы впитывается в землю и испаряется с поверхности земли. Эксперты в один голос говорят об отсталости сельского хозяйства региона, об изношенности систем обеспечения населения питьевой водой. Высоки потери обветшавших систем централизованного водоснабжения.

Ситуация ухудшается ещё и за счёт того, что неконтролируемый водозабор привёл к снижению грунтовых вод и обмелению водоёмов. А использование удобрений и пестицидов, а также заражение грунта промышленными отходами существенно ухудшает качество даже имеющихся водных ресурсов, ведёт к необратимым экологическим проблемам. И при сохранении существующих систем водопользования ситуация со временем будет лишь ухудшаться.

Что делать?

Сложность ситуации с водоснабжением в каждой из стран прекрасно осознают. Многосторонние и двусторонние переговоры об эффективном регулировании водно-энергетического комплекса и трансграничного сотрудничества ведутся с 1992 года, но, к сожалению, ни один из подготовленных за тридцать лет проектов соглашений по водно-энергетическому взаимодействию не получил общего согласования у представителей стран Центральной Азии.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев видит выход в создании Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК). В этом вопросе его поддерживают и эксперты Евразийского банка развития, которые считают, что МВЭК Центральной Азии мог бы существовать в форме международной организации – юридического лица, созданного на основе международного договора. «Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК и его дочерних структур в рамках национального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация, а отдельные объекты – в рамках национального права. Необходима юридическая проработка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы», – отметили в ЕАБР.

Как бы то ни было, но даже создание МВЭК является всего лишь «латанием дыр», не решающим системных проблем, приведших к ситуации, которая сложилась в регионе с быстро растущим населением. Эксперты-экологи считают, что положение дел можно улучшить лишь путём преобразований, среди которых они предлагают коренную перестройку сельского хозяйства. Например, существенно сократить посевы хлопчатника и риса, заменив их менее влаголюбивыми культурами. Требуется заменить устаревшие, водозатратные поливные системы на современные, принципиально новые, позволяющие значительно сокращать расход потребления воды. Необходимы строительство новых очистных сооружений и опреснительных установок, реконструкция и модернизация изношенных коллекторно-дренажных систем. Назрела насущная необходимость во внедрении в промышленном производстве водосберегающих и возвратных технологий.

Это касается «водопьющих» стран. Но не обойтись и без преобразований в «вододающих». Совершенно необходима модернизация имеющихся и строительство новых электростанций в Таджикистане и Кыргызстане. Новое строительство ГЭС будут с трудом воспринимать в Узбекистане, но компромисса можно достичь за счёт выработки электроэнергии другими видами электростанций. А для этого требуются гарантированные поставки топлива, которых лишены Киргизия и Таджикистан. Дело лишь в наличии стремления пойти навстречу друг другу.

Проблема недостатка воды в Центральной Азии не является неразрешимой. Да, она сложная, да, она требует серьёзных затрат. Но речь идёт о будущем стран региона и ради него нужно искать компромиссы, договариваться, идти на взаимные уступки. Без этого, увы, никак не обойтись.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3177
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика