Продолжающаяся в мире трансформация политических и торгово-экономических отношений заставляет страны Евразийского континента уделять особое внимание региональному сотрудничеству, важнейшими элементами которого являются транспорт и логистика. Западные санкции против России и Белоруссии, продолжающийся конфликт на Украине, нестабильность обстановки на Ближнем Востоке и на Кавказе подталкивают страны региона развивать торговые пути, которые в прошлые годы многим казались малоперспективными и требовавшими больших затрат.
Одним их таких проектов можно считать транспортный коридор «Север – Юг», которой формально существует уже не первое десятилетие, однако активное его развитие началось лишь недавно. Известно, что коридор «Север – Юг» появился еще в период СССР, выполняя связующую роль между Прибалтикой и государствами Персидского залива и Индийского океана через Кавказ и Среднюю Азию. Однако после распада Советского Союза большинство связей было нарушено и только к концу прошлого столетия регулярные перевозки по данному маршруту были возобновлены. В частности, в 1999 году компании из Индии, Ирана и России подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору (МТК) Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – РФ, а уже через год Москва, Дели и Тегеран в Санкт-Петербурге заключили межправительственное соглашение о создании коридора «Север – Юг». В мае 2002 года было заявлено об официальном открытии коридора, хотя на тот момент его развитие у многих вызывало сомнение, так как основные перевозки в его рамках осуществлялись по маршруту Россия – Иран – Россия, а индийские контейнеры были редкостью.
Впрочем, это не помешало Азербайджану, Армении, Белоруссии, Казахстану, Оману и Сирии в последующие годы заявить о присоединении к проекту. Проявляла интерес к маршруту и Украина, пока власть в стране не оказалась под управлением Запада, где негативно рассматривают любую инициативу, направленную на воссоздание связей между Россией и странами Евразии.
На протяжении двух десятилетий развитие транспортного коридора «Север – Юг» шло умеренными темпами, так как интенсификация процесса была осложнена рядом трудностей. Это и проблемы с разностью ширины железнодорожной колеи, и высокие портовые сборы на Каспийском море вместе с отсутствием больших портовых и иных мощностей России в регионе, и разрушенная инфраструктура, и различные политические и военные конфликты. Например, формально подключившаяся к проекту Армения на деле так и не смогла стать его реальным участником из-за того, что железная дорога, которая ранее соединяла СССР с Ираном, была частично разобрана, а транзит на восток ограничен из-за закрытых с 1993 года границ с Турцией.
Только в январе 2021 года для разблокировки транспортных коридоров на Южном Кавказе были созданы трехсторонние рабочие группы, а текущим летом Ереван и Анкара заявили о планах по открытию границ для граждан третьих стран. Правда, никакой конкретики на сегодня по-прежнему нет, что грозит Армении оказаться за бортом проекта «Север – Юг».
Вместе с тем события последних лет поставили перед странами евразийского пространства вопрос о необходимости пересмотра своего отношения к ранее почти забытому маршруту. В первую очередь речь стала вестись о формировании и развитии трех основных веток мультимодального коридора длинной более 7 тыс. км, который включает в себя инфраструктуру автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Это так называемое западное ответвление, которое проходит по западному берегу Каспийского моря через Россию и Азербайджан, «восточное» – по восточному берегу через Казахстан и Туркменистан, а также «транскаспийское» с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.
Особое значение данные маршруты в последние годы стали иметь для России, Ирана, Азербайджана и Казахстана. Например, в марте 2018 года между Тегераном и Баку было подписано соглашение о финансировании строительства участка железной дороги Астара–Решт, часть которой была сдана в эксплуатацию уже в следующем году. Кроме того, после проблем с логистикой в период пандемии коронавирусной инфекции, а затем и введенных против Москвы беспрецедентных санкций со стороны Запада Иран в июле текущего года предложил создать совместную российско-иранскую свободную экономическую зону для упрощения логистических процессов в рамках развития МТК «Север-Юг».
Позже Тегеран выделил 300 контейнеров для перевозки грузов в РФ и начал регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно. Кроме того, 10 ноября после многолетнего затишья Иран возобновил свои переговоры по развитию перевозок по указанному маршруту и с Белоруссией. В частности, сегодня речь идет о разрешительной системе на осуществление международных автомобильных перевозок между двумя странами.
Однако особую роль маршрут «Север – Юг» имеет, конечно, для Российской Федерации, перед которой сегодня стоит задача полной перестройки логистики своей торговли. Поэтому неслучайно в нынешнем году Москва сделала сразу несколько весьма значимых шагов для развития проекта. Так, еще в мае министр экономического развития РФ Максим Решетников дал поручение о проработке железнодорожных тарифов на данном МТК, а в июле российская сторона инициировала принятие решения о назначении единого оператора для транскаспийской ветки маршрута. В октябре данное предложение было направлено в адрес Ирана и Азербайджана.
Кроме того, активнее включаться в развитие маршрута стало и ОАО «Российские железные дороги». В частности, РЖД в июле начала тестировать маршрут, соединяющий подмосковный Чехов и иранский порт Бендер-Аббас через Казахстан и Туркменистан, а в конце октября стало известно, что по нему запущен первый регулярный контейнерный поезд INSTC, который будет совершать один рейс туда и обратно ежемесячно. В ноябре произошло еще одно знаковое событие, когда казахстанская компания KTZ Express, а также «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» подписали меморандум о сотрудничестве в международных и транзитных грузовых перевозках. Согласно договоренности, предполагается организация грузовых перевозок в трехстороннем и транзитном сообщении, увеличение объемов перевозимых товаров, а также запуск новых регулярных поездов между странами и «развитие сотрудничества, направленного на реализацию потенциала железнодорожного коридора «Север – Юг». Все это, по мнению сторон, должно будет вывести реализацию проекта на совершенно новый уровень.
Стремление стран евразийского пространства сделать коридор «Север – Юг» одной из главных транспортных артерий на континенте не случайно. Это обусловлено не только антироссийскими санкциями, но и постепенным смещением центров экономической активности в Китай, а также страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Помимо этого, данный МТК позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию: с 30-45 дней по традиционному маршруту через Суэцкий канал до 15-24 дней. Потенциально, как считают аналитики, это приведет к резкому увеличить объемов контейнерных перевозок, что представляет интерес для стран ЕАЭС, так как их основная экспортная продукция подходит именно для этого вида транспортировки: продовольствие, металлы, древесина и бумага, машины и оборудование, минеральные удобрения и пр.
Планируется, что потенциал контейнерных перевозок по всем маршрутам МТК «Север – Юг» может составить к 2030 году от 325 до 662 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), или от 5,9 до 11,9 млн тонн, в то время как сейчас он составляет только чуть более 20 тыс. ДФЭ. Такой рост объема грузоперевозок позволит не только нарастить взаимную торговлю стран евразийского пространства, но и создаст стимул для развития инфраструктуры на протяжении всего маршрута, положительно сказавшись на экономике стран, по территории которых он будет проходить.
В целом же желание России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и даже Армении развивать МТК «Север – Юг» является одним из символов трансформации глобальных экономических цепочек. И возвращение к реализации ранее забытого проекта уже начало приносить свои результаты. Только по «западной» ветке за девять месяцев текущего года проследовали 5,3 млн тонн грузов, что на 55% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
В будущем же МТК «Север – Юг» при сопряжении с аналогичным проектом «Восток – Запад» может стать частью целой сети взаимосвязанных транспортных коридоров, что будет способствовать реализации на практике идеи Большой Евразии.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram