Какие изменения нужны в миграционной политике России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.09.2024 |

Какие изменения нужны в миграционной политике России

19 октября в ходе заседания Совета безопасности РФ Владимир Путин заявил о необходимости скорректировать действующую концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации. В реальности это решение назрело давно, а резкая активизация миграций в ходе острой фазы украинского кризиса лишь подстегнула давно назревшие изменения.

Причины, по которым концепцию необходимо менять, лежат на поверхности. По словам президента, «она должна в полной мере учитывать весь комплекс как существующих, так и потенциальных вызовов, стать основой для дальнейшего совершенствования законодательства». То есть ни будущим, ни даже существующим вызовам национальной безопасности, которые резко обострились с началом эпидемии COVID-19, а после ее окончания – из-за украинского кризиса беженцев, нынешняя концепция давно уже не соответствует. Не соответствует этим вызовам и действующее миграционное законодательство, которое формировалось с начала нулевых годов на протяжении двух десятилетий. Причем большинство законов и иных нормативно-правовых актов были приняты задолго до утверждения действующей версии концепции миграционной политики, что постоянно порождало необходимость их изменений и корректировок.

Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, комментируя сложившуюся в России миграционную ситуацию, обозначил два ключевых изменения, наметившихся в течение этого года: 1) после ослабления карантинных ограничений на треть увеличилось количество иностранцев, которые в основном прибыли в Россию для работы; 2) около 5 млн жителей Донбасса и юго-восточных регионов Украины прибыли в Россию, «спасаясь от геноцида неонацистского киевского режима».

Первая из этих проблем связана, по сути, с неограниченной и массовой трудовой иммиграцией в Россию выходцев из южных стран СНГ, среди которых в последние годы абсолютное большинство составляют жители Средней Азии. Вторая проблема носит ситуативный характер и напрямую связана с военным конфликтом на Украине, породившим крупнейший со времен Второй мировой войны кризис беженцев.

Среди основных мероприятий в сфере миграционной политики, которые будут предприняты в ближайшее время, Н. Патрушев анонсировал: а) поддержку украинских беженцев, которым по мере нормализации ситуации в местах их прежнего проживания будет оказана помощь в возращении домой; б) защиту зарубежных соотечественников, попавших в трудное положение из-за русофобской политики недружественных государств; в) мероприятия по выявлению среди мигрантов участников террористических и экстремистских организаций; г) ужесточение миграционного контроля и масштабные мероприятия по поддержанию порядка в местах проживания мигрантов; д) социальную и культурную адаптацию иностранных граждан в России, включая обучение их детей по российским общеобразовательным программам. Обновленную версию концепции планируется принять до конца текущего года.

Оценивая основные миграционные проблемы России слабо, а чаще всего вообще неконтролируемую иммиграцию из государств Средней Азии, а также массовый приток беженцев с Украины, следует признать, что они имеют принципиально разное значение как для решения демографических и социально-экономических проблем, так и обеспечения безопасности. Несмотря на военный конфликт и политические противоречия с Украиной, с ее территории в РФ едет этнически и культурно близкое население. Значительная часть выходцев с Украины вообще является этническими русскими. На многочисленных видео из Мариуполя, появившихся в сети в ходе штурма города весной этого года, можно наблюдать типичную картину, когда местное население говорит на чистом русском языке, без характерного для Украины и юга России «гэканья». Поэтому особых проблем с их интеграцией обычно не возникает. Те же выходцы с Украины, кто ехать в Россию по политическим или иным мотивам принципиально не хочет, скорее всего, выберут для эмиграции другие страны.

Беженцы с Украины позволят России решить демографические проблемы, резко обострившиеся в ходе эпидемии COVID-19. В 2020-2021 гг. естественная убыль населения РФ, по данным Росстата, превысила 1,7 млн человек. Отчасти она была компенсирована за счет миграционного прироста, составившего за два года более 0,5 млн, в результате чего общая убыль составила 1,2 млн. То есть за два года демографическая убыль оказалась сопоставимой со средним по численности населения регионом Центрального федерального округа, таким как Тверская, Ярославская, Рязанская или Брянская области. Кроме того, в этом году из-за политической и «антивоенной» эмиграции у России впервые за полвека сложилось отрицательное сальдо миграционного прироста. Массовый приток беженцев, которые после завершения военных действий частично останутся на территории РФ, позволит компенсировать демографическую и миграционную убыль населения.

Иммиграция из Средней Азии имеет принципиально иное значение. В 2020-2022 гг. Россия столкнулась с целой серией кризисов, вызванных неконтролируемым притоком населения из южных стран СНГ. В их числе: 1) «пограничный» миграционный кризис 2020 г., связанный с закрытием границ и невозможностью для трудовых мигрантов вернуться к себе на родину; 2) «экономические» протесты мигрантов лета 2020 г., вызванные невыплатой зарплаты или ее сокращением; 3) столкновения между различными этническими группами мигрантов этого же периода, связанные с обострением конкуренции за рабочие места; 4) обострение  отношений между мигрантами и местными населением, обусловленное их чрезмерной концентрацией в местах проживания и целым рядом криминальных происшествий. Последний вид миграционных кризисов, отчетливо проявившийся в отдельных районах Новой Москвы (Сосенское поселение), Калужской области (Обнинск) и Подмосковья (Бужаниново), оказался наиболее острым и едва не перерос в межэтнические столкновения.

Исходя из текущей миграционной ситуации и проблем, с которыми в этой области сталкивается Россия, можно выделить три приоритетных группы задач, которая должна решать миграционная политика: 1) восполнение демографических потерь, связанных с эпидемией COVID-19 и текущим демографическим кризисом, в том числе с целью обеспечения экономики рабочей силой и развития слабозаселенных районов; 2) недопущение формирования этнических анклавов, способных стать источником межэтнического напряжения и инструментами влияния зарубежных государств, активно проводящих политику «мягкой силы» (Турция), а также различных экстремистских структур; 3) недопущение чрезмерной концентрации «временных» трудовых мигрантов из южных стран СНГ в местах их проживания, способной вылиться в открытые конфликты и массовые столкновения с местным населением и силовыми структурами, что может привести к дестабилизации общественно-политической ситуации.

Решение первой из этих задач требует осуществления этнически и культурно избирательной миграционной политики – переселения в Россию на постоянное место жительства населения, свободно владеющего русским языком и способного легко адаптироваться к местным условиям. Вторая задача требует ужесточения контроля над миграционным обменом с южными странами СНГ, который как минимум должен включать прекращение массовой раздачи российского гражданства в упрощенном порядке, не требующем сдачи экзамена по русскому языку и соблюдения требования по пятилетнему сроку проживания на территории РФ. Одновременно местное русское население должно иметь возможность максимально легко получить гражданство РФ как носитель русского языка. Его возможный отток из постсоветских стран компенсирует политическая и «антивоенная» эмиграция «русскоязычного» населения из России, участники которой активно осваивают ранее незнакомые им Казахстан, Узбекистан, Армению и Грузию.

Решение третьей задачи связано с прекращением свободного въезда мигрантов из стран СНГ с целью поиска работы «на месте». Возможность устроиться на работу должна предоставляться только по оргнабору в самих странах выезда. Тем самым каждый трудовой мигрант из ближнего зарубежья будет знать, куда именно, на какой срок, за какие деньги он будет работать, где будет жить и когда вернется назад. Вся ответственность за оформление документов, уплату налогов и сборов, обеспечение трудовых мигрантов транспортом и жильем должна ложиться на работодателя. Возможность использовать трудовых мигрантов должна быть только легальной, а их неформальное трудоустройство должно вести к ответственности вплоть до уголовной. Тем самым мигранты утратят одно из своих главных (пусть и негласных) конкурентных преимуществ по сравнению с коренным населением – отсутствие необходимости платить за них налоги и социальные взносы, что сегодня делает их труд более выгодным для работодателя.

Принятие этих мер потребует ужесточения контроля за пересечением границ на пунктах пропуска, которые давно пора оснастить средствами биометрического контроля, а также контроля над мигрантами в местах их проживания со стороны силовых структур. По истечении трудового контракта мигрант в обязательном порядке должен вернуться на родину. Сама трудовая миграция в Россию из южных стран СНГ должна быть исключительно временной и не предусматривать оформления документов на постоянное проживание, как это нередко происходит сегодня.

И главное – в случае использования трудовых мигрантов безусловно приоритетными должны быть интересы местного населения, которые работодателей чаще всего не особо волнуют.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2913
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика