Никогда не было и вдруг опять. Горький вкус сахарного дефицита в Казахстане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.12.2024 |

Никогда не было и вдруг опять. Горький вкус сахарного дефицита в Казахстане

В последние годы в Казахстане продовольственные кризисы приняли регулярный характер. В прошлом году картофельно-морковный, в этом – с прилавков пропал сахар. Там, где он продается, его стоимость резко выросла: если в феврале килограмм стоил около 300 тенге, то сегодня в ряде регионов – уже около 1000 тенге. И это понятно. Поскольку страна импортирует его в большом количестве – около 60%, то цены на него зависят от установленных на мировом рынке.

Между тем на протяжении четырех месяцев чиновники отрицали наличие «сахарной» проблемы. На запросы местных СМИ они отвечали, что запасов сахара в стране предостаточно. Так, 1 июня аграрное ведомство проинформировало, что сахарные заводы Жамбылской области, которые обеспечивают 2/3 производства сахара, с марта вышли на полную мощность и объемы поставок позволяют полностью покрыть потребности населения. Премьер-министр Алихан Смаилов на совещании 25 июня сообщил, что «общий запас сахара по республике составляет 101,4 тыс. тонн при внутреннем потреблении в июне 59 тыс. тонн», т. е. рынок обеспечен на 171,4%!

Однако, несмотря на все заявления и заверения, действительность оказалась намного менее сладкой, чем официальные данные. Так, в регионах сахар отпускают лимитированно (до 5 кг в одни руки), и он быстро раскупается.

Проблема дефицита сахара в республике существует уже не один год. Причина в том, что страна зависит от импортных поставок как сырья для его производства, так и готового сахара. В настоящее время лишь 7% сахара производится из выращенной в республике сахарной свеклы, причем ее посевы сокращаются. Если в советское время площади сахарной свеклы в Казахстане превышали 80 тыс. гектаров, то в 2019 году посевная площадь составила всего 15 тыс. га.

По данным Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2021 году посевная площадь сахарной свеклы в республике вместо плановых 22,5 тыс. га по факту составила 14,5 тыс. га. Таким образом, за годы независимости республика практически потеряла эту отрасль сельскохозяйственного производства, и страна прочно «подсела» на импортный сахар, попав в зависимость от зарубежных поставок.

В связи с дефицитом собственного сырья сахарные заводы переориентировались на переработку импортного тростникового сахара-сырца. Более того, с 2016 года начал расти импорт готовой продукции. В результате только за 2021 год производство сахара упало на 20,3%. Притом что внутреннее потребление сахара оценивается в 500-550 тыс. тонн ежегодно, на начало 2021 года перерабатывающие мощности по тростниковому сахару-сырцу составляли 360 тыс. тонн, по свекольному сахару – 83 тыс. тонн.

Таким образом, основная часть потребления удовлетворяется за счет импорта (тростниковый сахар-сырец Казахстан покупает в основном у Бразилии, готовый сахар – у России; следовательно, на его стоимость влияют биржевые котировки, курсы  валют).

Заместитель премьер-министра, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов объяснил дефицит сахара «введенным запретом со стороны Российской Федерации на экспорт сахара». В тоже время его подчиненный – глава комитета торговли Ержан Казанбаев заявил, что запасов достаточно – «порядка 60 тыс. тонн». Отрицало дефицит сахара и министерство сельского хозяйства.

В Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности полагают, что основной причиной дефицита сахара отечественного производства является отсутствие сахарной свеклы из-за недостатка орошаемых земель для ее выращивания, а также серьезных проблем с водообеспечением  свеклосеющих  регионов.

По мнению специалистов, если бы правительство заблаговременно восстановило советскую ирригационную систему (без хорошего полива сахарную свеклу не вырастить), увеличило посевы сахарной свеклы, сегодня республика не оказалась в ловушке дефицита. В частности, Казахстан, по решению комиссии Таможенного союза № 130, на 10 лет (с 2010 до 2019 г.) был освобождён от таможенных пошлин на сахар-сырец. За это время страна должна была поднять своё свекловодство.

Но увы… площади посевов сахарной свёклы в Казахстане сократились в 9,3 раза (с 11,2 тыс. га в 2010 году до 1,2 тыс. га в 2014-м), производство свекловичного сахара уменьшилось в 4 раза (с 21,1 до 5,2 тыс. тонн в 2014 году). Из 18 сахарных заводов в 2014 году в Казахстане работали только шесть.

В течение пяти последних лет посевные площади под сахарной свеклой снизились еще на 27%, производство готового сахара упало на 30%. Таким образом, за прошедшие годы власти не смогли наладить собственное производство сахара в необходимых объемах. Спекулятивные ценники, перебои с поставками сахара в магазины стали закономерным следствием многолетних «распилов» бюджета, отсутствия компетенций. Сахарный дефицит стал частью не реализованной стратегии продовольственной безопасности страны.

Разработанные «сахарные» программы оказались не более чем декларациями, и правительство все эти годы полагалось только на импорт. К примеру, согласно правительственной программе, принятой еще при экс- президенте Назарбаеве, в 2021 году Казахстан должен был произвести 121 тыс. тонн свекловичного сахара из собственного сырья. Однако все получилось как всегда.

Своего сырья по-прежнему не хватает, и сахарные заводы в Алматинской области – Бурундайский, Алакольский, Карабулакский – давно не работают. И это понятно. Подход к развитию производства сахара не меняется: найти инвестора – и пусть он сам решает все технические, логистические, финансовые вопросы. Чиновников такое положение дел, видимо, вполне устраивает.

Власти в очередной раз (теперь до конца 2025 года) планируют резко увеличить производство сахара. По словам министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, посевы свеклы планируется расширить с 14,5 тыс. до 38 тыс. га. В результате «ожидается увеличение валового сбора продукции от 332 тыс. тонн до 1,8 млн тонн, а производства сахара в 7 раз, до 254 тыс. тонн». Запланированы проекты по модернизации двух и строительству одного сахарного завода.

Однако слаще от этого не становится. Необходимо решить массу проблем. Нужны семеноводческие хозяйства для получения продуктивных сортов сахарной свеклы, требуется увеличение посевных площадей (особенно в северных областях), обеспечение удобрениями, ГСМ, водой для полива, свеклоуборочной техникой, современными агротехнологиями, кадрами и т. д.

Без ответа остается вопрос, где взять свободные площади для севооборота, чтобы земля могла отдохнуть? Практикой доказано, что при бессменном возделывании сахарной свеклы ее урожайность начинает заметно снижаться. Однако, если раньше в Алма-Атинской и Джамбулской областях было 128 свеклосеющих колхозов и совхозов, то теперь на их месте  свыше 14 тыс. мелких и средних крестьянских хозяйств, в собственности которых  5, 10, ну 50 га земли. На таких площадях со свеклой не развернешься , значит, себестоимость сахара будет высокой.

Да и собственники приватизированных сахарных заводов не проявляют интереса к стимулированию крестьян увеличивать производство свеклы. И это понятно: при переработке тростникового сахара-сырца требуется втрое меньший штат работников, чем при переработке свеклы.

Серьезные проблемы и с финансированием отрасли. В частности, у большинства компаний нет достаточных оборотных средств. К примеру, отечественные сахарные заводы испытывают трудности при покупке сырья. И здесь не обойтись без гибкой и эффективной политики дотаций и субсидий.

Для полного обеспечения страны сахарной продукцией необходимо выращивать более 4 млн тонн сахарной свеклы в год. Пока же правительству следует отменить НДС на ввозимый тростниковый сахар-сырец, а заводам предоставить доступ к оборотным средствам для закупа тростникового сахара-сырца (а это 40-45 млрд тенге) с минимальной процентной ставкой.

Но кто все это будет исполнять? Снова те, кто уже «осваивал» разработанные ранее программы? Тогда нет никаких гарантий, что громадье новых планов не постигнет участь предыдущих и они вновь не будут провалены. Власти же в очередной раз продемонстрируют, что меры, принимаемые ими для решения проблемы, хуже самой проблемы.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2807
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика