Кура может «недосчитаться» Аракса, а Каспийское море – Куры? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Кура может «недосчитаться» Аракса, а Каспийское море – Куры?

В первую неделю июня ежегодно – с 1999 года – отмечается День защиты Куры. Он инициирован экологической неправительственной коалицией «Кура–Аракс» (ЭНККА), созданной экспертами Азербайджана, Грузии и Армении в том же году. Это, между прочим, единственная организация Закавказья, в которой участвуют все его страны.

В рамках Дня проводится дополнительное изучение состояния этой трансграничной реки и практически всего бассейна Кура–Аракс. Выводы неправительственной коалиции неутешительные: продолжает мелеть впадающая в Каспий Кура и почти весь этот бассейн; уровень загрязнения здесь намного выше допустимых норм; сохраняются высокими потери воды на всех стадиях ее подачи-использования. Как следствие, истощены и рыбные ресурсы.

В Азербайджане и Армении река носит название Кур, в Грузии – Мтквари. Ее общая протяженность 1364 км: из них 185 км протекает в Турции (исток и верхнее течение), 390 км – в Грузии, 789 км – в Азербайджане. Речной бассейн включает также северо-восточные районы Армении, где имеются пять коротких трансграничных притоков Куры.

Бассейн Кура–Аракс

По данным Минэкологии Азербайджана, за 2011-21 гг. объем воды, поступающей в основной сектор Куры, то есть в Азербайджане, сократился минимум на треть, в том числе в ее низовьях, то есть в прикаспийском русле, более чем наполовину. В ведомстве считают, что важнейшая причина – чрезмерное использование речной воды на сельхозорошение, бытовые нужды и ее потери в процессе подачи-использования.

Еще в 1970-х в Куре и большинстве ее притоков едва ли не в изобилии водились форель, осетр, сом-усач. Теперь это очень редкие «гости» в реке, особенно в её среднем и прикаспийском (нижнем) течениях. В соцсетях всех трех стран в последние годы распространяются фото мелеющих и уже обмелевших участков Куры. Отнюдь не в последнюю очередь потому, что, например, не только сточные воды из различных источников, но и отходы металлургических, нефтехимических предприятий в Грузии и Азербайджане не одно десятилетие сбрасывались без очистки в Куру и её притоки. Притом в крупных объемах. Мероприятия же по экологическому оздоровлению Куры издавна проводятся (там, где проводятся) лишь периодически и не в полном объеме. Сказываются также периодические нарушения режимов работы ГЭС и других гидрообъектов на Куре и ее притоках в Закавказье.

Впрочем, такая ситуация с рекой обусловлена и масштабными гидропроектами Турции на основном притоке Куры – трансграничном Араксе и на его турецких притоках. Эти проекты сокращают из года в год объемы водонаполняемости Аракса и, соответственно, его стока в Куру.

В Ереване и Тегеране не единожды обращали внимание Анкары на недопустимость сепаратной водно-энергетической политики в Кура–Араксинском бассейне уже потому, что он охватывает территории не одной Турции, но и Армении, Азербайджана и Ирана. В ходе недавнего заседания в Ереване армяно-иранской межправительственной комиссии по сотрудничеству иранская сторона официально заявила, что означенные турецкие проекты – это угроза национальной безопасности Ирана. Что было поддержано правительственной делегацией Армении.

По предварительной информации, один из таких проектов намечен еще и в турецком секторе Куры, то есть в ее верхнем течении. Что, по многим экспертным оценкам, ещё более снизит водонаполняемость всей реки – от истока до впадения в Каспий. И наверняка усилит конфликтность во взаимоотношениях Турции с Арменией и Ираном, а возможно, и с Грузией, ибо уменьшение стока верхнего течения Куры напрямую скажется на водности Куры, прежде всего, в Грузии.

Отметим, что, в отличие от Турции, Иран традиционно – с 1930-х годов – координирует гидроэнергетическую политику на Араксе с Арменией и Азербайджаном. Тому подтверждение – проекты развития двух араксинских ГЭС на ирано-азербайджанской границе и формирования гидроузла на Араксе в ирано-армянском приграничье.

Впрочем, водно-энергетический сепаратизм Анкары распространяется на все приграничные с Турцией страны. Такая позиция была раскритикована в ходе конференции в Белграде (середина мая с. г.) по экологической и водно-энергетической проблематике Ближнего Востока и Северной Африки. Представители Ирана, Ирака и Сирии заявили на том форуме, что турецкие ГЭС-каскады «на трансграничных Араксе, Евфрате и Тигре – это намеренное использование ресурсов трансграничных рек в качестве рычага политико-экономического давления».

Тем временем, как отмечено в исследовании группы азербайджанских экологов и гидрографов «Загрязнение средней части реки Кура» и ряде других профильных источников (2020-21 гг.), все экологические проблемы р. Куры начинаются в центральном регионе Грузии и в таком проблемном состоянии река «поступает» на территорию Азербайджана до впадения в Каспий. Но если в верхнем течении Куры (грузино-турецкое приграничье и примыкающий район Турции) численность вредной микрофлоры варьируется в пределах 1,2–2 млн/мл, то в дальнейшем течении реки (среднее и нижнее) этот показатель достигает 19-23 млн/мл.

Наблюдения также показали, что коммунально-бытовое и промышленное загрязнение Куры в ее среднем и нижнем течениях возрастает почти ежегодно; несколько меньшая динамика того же загрязнения в верхнем течении реки. В целом содержание вредных веществ в Куре по её течению в Грузии и Азербайджане превышает максимально допустимые нормы в 2–9 раз.

Кроме того, установлено, что еще с 1976 года процессы самоочищения экосистемы Куры не в состоянии восстанавливать стабильность этой системы. А в совокупности все эти факторы ухудшают состояние климата, способствуют опустыниванию, эрозии сельскохозяйственных почв, негативно влияют на лесной фонд, на биоразнообразие в примыкающем регионе.

В 2020 г. уровень воды в Куре упал до критической отметки 

По данным упомянутой экологической коалиции ЭНККА (2022 г.), эксперты в сфере экологии и смежных научных дисциплин пытаются привлечь внимание властей Грузии, Армении и Азербайджана, а также Турции к этим проблемам. Но они столь масштабны, что требуют одновременных комплексных мероприятий, рассчитанных не на один год, со стороны всех государств бассейна. Равно как и единых экологических нормативов, характеризующих состояние трансграничных водных объектов в данном регионе. Причем такие мероприятия должны предусматривать в том числе совместную экологическую экспертизу всех гидропроектов в Кура-Араксинском бассейне.

Но готова ли турецкая сторона к такому сотрудничеству? Увы, пока такой готовности не проявляется.

Необходимо отметить и то, что к упомянутым мерам и к мониторингу ситуации в Куре нужно (в какой-либо форме) привлечь и Республику Южная Осетия. С ее территории в Куру на территории Грузии впадают пять трансграничных рек-притоков, самые крупные из них – Чисандон и Большая Лиахва. Притом все эти реки максимально приближены к Куре: от южной границы РЮО, пересекаемой теми же реками, до их впадения в Куру – лишь 20-35 км.

Словом, комплексное экологическое оздоровление Куры и в целом  бассейна Кура–Аракс едва ли возможно без участия в этом процессе всех государств примыкающего региона. И, разумеется, такое оздоровление невозможно без отказа этих стран от водно-энергетической политики, проводимой сугубо в свою пользу.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1750
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика