Казахстан в преддверии дефицита газа - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Казахстан в преддверии дефицита газа

В Министерстве энергетики республики ожидают, что в ближайшие годы в Казахстане может возникнуть дефицит газа. Факторов много: растущая обратная закачка газа в пласты для поддержания объемов нефтедобычи, слабое инвестирование в разведку и разработку новых месторождений, увеличение внутреннего потребления.

Так, если в 2010 году внутреннее потребление газа в стране было порядка 9 млрд м³ в год, то в 2021 году достигло уже 18,6 млрд м³, то есть практически удвоилось. И это понятно. Уровень газификации населенных пунктов вырос с 30% в 2013 году до 55% в 2021 году, более чем вдвое увеличилось число газифицированных предприятий – с 24 тыс. до 55 тыс. бизнес-субъектов. При этом с 2017 года по 2021 год потребление газа внутри страны выросло на 35%.

Согласно прогнозу министерства энергетики, потребление к концу десятилетия достигнет 40,2 млрд м³. При этом, по оценкам IHS Markit, коммерческая добыча достигнет пика в 2030 году и составит около 36 млрд м³. Таким образом, к 2030 году Казахстан будет производить газа меньше, чем потребуется внутреннему рынку.

По словам главы энергетического ведомства Болата Акчулакова, «на фоне динамичного роста потребления на внутреннем рынке мы уже к 2025 году прогнозируем незначительный дефицит газа, однако если наши горно-металлургические предприятия будут активно переходить с угля на газ, то объем дефицита будет существенным». По данным ведомства, уже к 2025 году объем потребления товарного газа увеличится до 27,7 млрд м³, а дефицит газа составит 1,6 млрд м³.

Динамика потребления газа на внутреннем рынке, млрд м³

 Источник: Минэнерго РК

Казалось бы, с чего вдруг этот дефицит? Ведь все годы независимости власти активно позиционировали Казахстан как обладателя огромных углеводородных ресурсов. Действительно, республика имеет значительные – 3,9 трлн м³ – извлекаемые запасы газа, занимая 22-е место в мире и третье (после России и Туркменистана) место в СНГ.

Однако 2/3 извлекаемых запасов являются попутным газом нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, который характеризуется многокомпонентностью состава, повышенным содержанием сероводородных соединений и требует предварительной дорогостоящей переработки. При этом около 80% объема газодобычи осуществляют работающие по соглашениям о разделе продукции (СРП) иностранные инвесторы, представленные такими компаниями, как ExxonMobil, Сhevron, Agip, Shell, Eni.

Согласно условиям СРП, они не обязаны поставлять добываемый ими газ на внутренний рынок республики и поэтому преимущественно используют его для обратной закачки в пласт с целью увеличения его нефтеотдачи и на собственные технологические нужды. Так, из примерно 55 млрд м³ в год производства до 30 млрд м³ оставляется на собственные нужды нефтяников, до 18 млрд м³ идет на внутриказахстанское потребление и порядка 7 млрд м³ экспортируются. Причем экспортная выручка служит для дотирования внутренних цен на газ. Неудивительно, что при растущих объемах добычи нефти и, соответственно, сырого газа производство товарного газа в последние годы падает.

Производство товарного газа, млрд м³

 Источник: данные ВР

Ситуация осложняется тем, что доставшиеся республике от советской экономики газопроводы и техническое оснащение сегодня имеют высокую степень износа. Так, средний уровень износа магистральных сетей достиг 75%. Наибольший износ отмечается в Атырауской – 84% и Мангистауской областях – 86%, где в критическом состоянии находятся такие газопроводы, как «Бейнеу – Жанаозен», «Жанаозен – Актау». Немногим лучше техническое состояние распределительных газопроводов в регионах. За пределами уровня безопасности находится и более 80% газовых скважин и хранилищ газа.

Кроме того, срок эксплуатации каждой шестой компрессорной станции составляет более 50 лет. Таким образом, для поддержания стабильного и безопасного газоснабжения необходимо вложить огромные средства в разведку новых месторождений и их обустройство, модернизацию газотранспортной системы, строительство газоперерабатывающих предприятий.

Поскольку внутреннее потребление растет, а производство товарного газа не увеличивается, то республике приходится сокращать объем экспорта. В частности, в 2019 году экспорт казахстанского газа в Китай составлял 7,5 млрд м³, в 2020 году сократился до 7,3 млрд м³, в 2021 году – до 6 млрд м³. Ожидаемый объем экспорта газа на текущий год – 5 млрд м³.

В ближайшие годы экспортные поставки (за счет доходов от которых субсидируются цены на газ внутри страны) могут и вовсе прекратиться. Соответственно, не будет источника, чтобы поддерживать низкие внутренние цены, что вынудит власти менять модель ценообразования в отрасли, и тогда не избежать повышения тарифов на газ. Отметим и существующую непрозрачность формирования квот, цен и состава поставок газа на внутренний рынок, что содержит «риски наличия монопольных издержек в виде необоснованных, завышенных затрат». Напомним, что в начале января этого года попытка властей повысить стоимость газа привела к массовым беспорядкам в стране с многочисленными жертвами.

К 2030 году, согласно прогнозным данным, добыча сырого газа составит 87,1 млрд м³ метров, из них только 42 млрд м³ будет переработано в товарный газ. Остальной газ закачают обратно в пласты (47%) и используют на собственные нужды (15%) недропользователей.

В Минэнерго подготовили Комплексный план развития газовой отрасли до 2030 года. Планируется увеличить производство газа с 30,5 млрд м³ в 2020-м до 42,6 млрд м³ в 2030 году. Основного прироста ожидают за счет стимулирования недропользователей перерабатывать попутный газ. Так, Минэнерго предполагает к этому сроку довести перерабатывающие мощности на Кашагане до 9 млрд м³, что позволит увеличить производство товарного газа на месторождении до 8 млрд м³.

Сложнее ситуация с разведкой и доразведкой: за годы независимости в РК не было обнаружено новых месторождений с высоким потенциалом добычи газа. А ведь только на освоение уже открытых месторождений требуется 7-10 лет! Поэтому остро встает вопрос не только о восполнении ресурсной базы, но и о масштабной модернизации газотранспортной системы, строительстве перерабатывающих мощностей, что потребует больших капитальных затрат и времени.

Государство планирует развивать проекты добычи и переработки газа за счет заемных средств и сторонних инвестиций. Гарантией возвратности заемных средств, как обычно, станет включение затрат в тарифы. Поэтому Минэнерго намерено не только предоставить недропользователям большой пакет фискальных преференций, но и повысить цены на природный газ на внутреннем рынке.

С целью сокращения расходов и экономии времени дополнительные объемы газа для дальнейшей газификации страны могут быть импортированы из России и Туркменистана. Так, прорывным решением могло бы стать соединение с российской газотранспортной системой. Это позволит не только обеспечить газом центральные и восточные регионы республики, но развить последующий транзит в сопредельные страны, в частности, Китай.

В условиях направленных против России экономических санкций у обеих стран появится возможность иметь надежную газовую сеть, обеспечивающую конкурентоспособный сбыт энергоносителей.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3230
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика