Развитие Центрально-Азиатского региона в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем на постсоветском пространстве. На фоне многочисленных проблем, связанных с недостаточным интересом инвесторов, особую важность приобрели проекты, направленные на раскрытие транзитного потенциала стран Центральной Азии, в том числе и членов Евразийского экономического союза. Одним из основных инициаторов в данном случае является Казахстан, который в последние годы прилагает максимум усилий для создания трансконтинентальных транспортных коридоров, соединяющих различные части света.
Известно, что в последние годы центр мировой торговли и производства все больше смещается в Азию, что усиливает значение транспортной составляющей межгосударственного сотрудничества. С этой точки зрения именно Казахстан и его ближайшие соседи являются частью наиболее удобного транзитного маршрута для товаров и услуг по направлению Европа – Азия, который к тому же является важной составляющей китайской инициативы «Новый шелковый путь». В этой связи стремление Нур-Султана, а с ним Бишкека и Ташкента стать основными транзитными хабами совершенно неслучайно.
На сегодняшний день одним из самых крупных проектов в сфере развития логистики в Центрально-Азиатском регионе является специальная экономическая зона «Хоргос Восточные ворота», которая расположена на границе Казахстана с Китаем. Это своеобразный «сухой порт» в системе международного транспортно-логистического комплекса, не только упрощающий товарооборот межу странами, но и создающий возможность для развития промышленной кооперации. Дополнительно к этому казахстанские власти в рамках своей политики «Нурлыжол» прилагают немалые усилия, чтобы вовлечь в создание трансконтинентального транспортного коридора Узбекистан и Кыргызстан, власти которых, в свою очередь, надеются использовать данную возможность для стимулирования собственных экономик.
Можно вспомнить, что еще несколько лет назад президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил создать на казахстанско-кыргызской границе крупный логистический центр по оформлению и обработке товаров, который должен «значительно облегчить административные процедуры и перемещение товаров по территории двух стран». Предполагалось, что в случае успешной реализации данного проекта подобные логистические центры появятся на всех пропускных пунктах границы двух стран, позволив упростить передвижение товаров по их территории, а также усилив контроль над транзитом китайской продукции. Это было особенно важно, учитывая постоянные проблемы на границе двух государств, связанные со сложностью оформления грузов и недостаточной пропускной способностью таможенных пунктов.
Кроме того, в августе этого года стало известно, что Казахстан и Кыргызстан подписали Концепцию создания и функционирования совместных индустриальных торгово-логистических комплексов (ИТЛК) на своих границах. Предполагается, что на их территории будут «созданы максимально благоприятные условия для привлечения местного и иностранного бизнеса, развития совместных производств путем предоставления преференций для инвесторов». Планируется, что первые такие центры появятся на участке границы вблизи перехода «Карасу», так как это один из самых популярных транзитных пунктов пропуска для товаров из Кыргызстана через Казахстан в Россию, Европу и Китай. На площадке данного и подобных ему ИТЛК стороны планируют запустить проекты промышленной кооперации, сделав их частью товаропроводящей системы всего евразийского пространства. Причем это будет не только место аккумулирования товаров с их последующим экспортом, но и площадкой переработки и выпуска готовой продукции, в первую очередь пищевой промышленности.
Одновременно Нур-Султан усилил работу и со своими узбекскими коллегами. В частности, еще в апреле 2017 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу о строительстве Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», идея создания которого существовала много лет. За прошедшие после этого годы Казахстан и Узбекистан провели множество совместных консультаций, а в апреле 2021 года наконец приступили к практической реализации проекта. Официальные представители двух стран заложили фундамент строительства данного центра, который сможет ежесуточно пропускать через себя 35 тыс. человек и 5 тыс. грузовиков в обоих направлениях.
Тогда же казахстанская сторона выразила дополнительную заинтересованность в создании с узбекскими коллегами единой товаропроводящей системы, предложив открыть три оптово-распределительных центра в Сурхандарьинской и Ферганской областях Узбекистана с общим объемом инвестиций в $22,5 млн и мощностью 67 тыс. тонн в год. Кроме того, стороны договорились уделять особое внимание строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Туркестан–Шымкент–Ташкент, которая также должна способствовать развитию транзитного потенциала двух стран. Строительство данного транспортного коридора должно стартовать уже в начале 2022 года.
Согласно оценкам Азиатского банка развития, в случае реализации проектов, связанных с совершенствованием инфраструктуры и созданием новых транспортных коридоров, торговля в регионе может увеличиться к 2025 году на 35%, а к 2030-му – на 65%. В этой связи, чтобы не допустить резкого увеличения нагрузки на существующие пропускные пункты, Нур-Султан уже предложил своим партнерам «не перевозить через границу большое количество товаров, а создавать их на границе». Правда, в настоящее время данный проект все еще находится по большей части в процессе разработки, так как окончательно не решен вопрос его финансирования и правового статуса совместных производств. Однако и Казахстан, и Кыргызстан, и Узбекистан на официальном уровне утверждают, что имеют твердую намеренность воплотить данную идею в реальность.
Параллельно с этим Казахстан продолжает наращивать сотрудничество в области развития транспортной логистики и инфраструктуры с Россией. Стороны не просто много говорят о необходимости расширения и улучшения транзитного потенциала двух стран, но и активно работают над данной проблемой на практике. Речь в данном случае идет сразу о нескольких глобальных проектах. Например, можно вспомнить о строительстве транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью в 8 445 км, который соединит север России через Казахстан с китайскими портами на Желтом море.
Кроме того, в июне текущего года казахстанский министр торговли и интеграции Бахыт Султанов и министр экономического развития РФ Максим Решетников заявили о планах создания торгово-промышленных хабов в приграничных с Россией регионах Казахстана, а также о развитии евразийской товаропроводящей системы. Данные заявления полностью соответствуют ранее заявленным намерениям Москвы и Нур-Султана создать единую цепочку производства, торговли и транспортных коммуникаций в рамках продолжающегося расширения интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Это стороны еще раз подтвердили в октябре на саммите ЕАЭС.
Вместе с тем сегодня Казахстан приступил к определенному пересмотру своей концепции дальнейшего развития «Хоргосского узла» и прорабатывает возможность запуска на границе с Россией хабов с дальнейшим выходом на рынки ЕАЭС и Евросоюза. В рамках этого направления в декабре казахстанский лидер сообщил, что его страна планирует осуществить строительство еще четырех транспортно-логистических центров, аналогичных тому, что уже существует в Хоргосе. Речь идет о двух хабах на границе с Россией и по одному – с Узбекистаном и Кыргызстаном. Планируется, что это позволит не только улучшить транспортную инфраструктуру региона, но и создаст дополнительные условия для повышения экономического и политического статуса Казахстана в Центральной Азии.
Таким образом, можно констатировать, что именно Казахстан на сегодня является главным двигателем интеграции в Центрально-Азиатском регионе. Нур-Султан, не обладая масштабными финансами, старается использовать свое выгодное географическое положение и политический статус среди соседних стран, которые, в свою очередь, пытаются за счет РК выйти на новый уровень развития экономики и не попасть под полный диктат Китая. Несомненно, что казахстанские инициативы, которые поддерживаются и Россией, несут большую выгоду для экономически менее успешных стран региона, так как затрагивают не только их транзитный потенциал, но и способствуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства. При отсутствии серьезного интереса иностранных инвесторов к данному региону для многих государств Центральной Азии это является фактически единственной возможностью выйти из многолетнего экономического кризиса.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram