Ответ генерал-адмиралу. Гарнизон Осмуссаара месяц сражался в тылу врага - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Ответ генерал-адмиралу. Гарнизон Осмуссаара месяц сражался в тылу врага

22 октября 1941 г. гитлеровцы после упорных боёв окончательно овладели Моонзундскими островами. Единственным клочком земли, ещё удерживавшимся советскими войсками, остался небольшой остров Осмуссаар.

Этот плоский, скалистый, покрытый известняком и песчаником клочок земли площадью около 10 квадратных километров находится примерно в 10 км от западной оконечности южного берега Финского залива и в 60 км к северу от полуострова Ханко. Ввиду стратегически важного положения острова, здесь в июле 1940-го началось строительство двух мощных батарей береговой обороны: № 314 (четыре 180-мм орудия в двух башнях), № 90 (три 130-мм орудия). Их ПВО обеспечивала 509-я зенитная батарея из четырёх 76-мм орудий. К середине сентября 1941 г. строители ещё не успели закончить все работы по монтажу орудий и приборов управления стрельбой, но командование лихорадочно старалось успеть привести батареи на острове в полную боевую готовность.  

Ультиматум защитникам острова

Уже после того как гитлеровцы овладели материковой частью Эстонии, батареи на Осмуссааре превратились для них в чувствительный «шип в боку». Швейцарский историк Юрг Майстер писал: «В начале сентября русские внезапно обстреляли с острова эстонское побережье и временно вывели из строя германскую батарею. Кроме того, русские мешали перевозкам снабжения и пополнения из Ревеля (Таллин. – В.В.) в гавани, расположенные к западу. Таким образом, имелись более чем достаточные основания, чтобы овладеть этим опорным пунктом».

22 октября на Осмуссаар прибыла парусно-моторная шхуна «Мария», на борту которой находились 60 советских бойцов – одна из последних партий защитников Моонзундских островов, сумевших с них вырваться.

Плоский, скалистый, покрытый известняком и песчаником клочок земли площадью около 10 кв. км

По мысли германского командования, можно было легко овладеть и Осмуссааром, оказавшемся почти в полном окружении. Ближайшей к нему советской позицией осталась база ВМФ Ханко, тоже блокированная врагом. Тем не менее в течение почти двух недель враг не трогал Осмуссаар. Лишь 4 ноября с материка на шлюпке прибыли трое пленных краснофлотцев, которые привезли документ от генерал-адмирала Рольфа Карльса, командующего группой военно-морских сил «Норд», – ультиматум. Своё послание Карльс начал с лицемерных похвал мужеству и героизму защитников острова, «брошенного на произвол судьбы». Дальше, рассчитывая на их неосведомленность, он пытался дезинформировать советских моряков утверждением, будто Ленинград взят, Москва окружена, и делал отсюда вывод: «Дальнейшее сопротивление бесполезно». Адмирал припугнул: «Остров блокирован нашими подводными лодками – и мы имеем возможность уничтожить вас». Карльс уверял, что единственным выходом остается сдача в плен и пообещал советским матросам, сержантам и старшинам «хорошие» условия жизни и питание. Офицерам же, сверх того, посулили освобождение от работы, сохранение формы одежды и даже холодного оружия. Генерал настоятельно советовал прислушаться к доводам «благоразумия» и требовал, чтобы весь личный состав гарнизона к 12 часам 5 ноября без оружия собрался в юго-восточной части острова и вывесил на местном маяке белый флаг.

Дабы подтолкнуть осмуссааровцев к «правильному решению», вскоре после высадки парламентеров над островом появились самолеты, сбросившие бомбы. На мысе Шпитгамм (материковое побережье Эстонии) немцы 21 сентября поставили батарею, потом ещё несколько и после доставки ультиматума Карльса произвели короткий, но плотный артналет по Осмуссаару. А когда стали сгущаться вечерние сумерки, над островом вновь появились самолеты, но уже с грузом иного рода. Они сбросили листовки, часть из которых рассыпалась по острову, а два мешка плюхнулись аккурат в болото по соседству с зенитной батареей.

«Бойцы противодесантного батальона аккуратно собрали все листовки и уничтожили. Комендант острова собрал "военный совет" из офицеров гарнизона, ознакомил их с наглым ультиматумом самоуверенного генерала и попросил высказать конкретные предложения, как ответить автору? Что ответить на оскорбительное для нас предложение мы знали: советские моряки не сдаются! Но как? Не посылать же к нему парламентеров! Несколько позднее, под покровом темноты, в подразделениях гарнизона – на батареях и в ротах состоялись собрания. Командиры и политработники рассказали собравшимся о "послании" генерала Карльса. Выступившие матросы, сержанты и старшины высказали много острых, язвительных слов в адрес незадачливого генерала и всех фашистских захватчиков», – вспоминал участник обороны Осмуссаара Федор Митрофанов.

Ответ нацистскому генерал-адмиралу

Так или иначе, а положение островитян оказалось более чем угрожающим. Однако комендант острова капитан Евгений Конрадович Вержбицкий выразил единодушное желание – сражаться! «Чего греха таить, некоторые из командиров, когда остались одни, растерялись, не проявили власти, решительности. Оказаться в пекле, не успев даже как следует ознакомиться с гарнизоном, едва прибыв на остров, да ещё потерять связь со штабами в момент, когда враг рвется уже к Ленинграду и Москве… Трудно в таких обстоятельствах сохранить веру в необходимость действий на одиноком клочке земли. Трудно, но надо» – так писал о решении Вержбицкого генерал-лейтенант Сергей Иванович Кабанов, в ту пору руководивший обороной Ханко и являвшийся непосредственным начальником коменданта Осмуссаара. 

В итоге ответить Карльсу решили кратко и доходчиво. Портные под руководством матроса Ивана Гонтарева сшили флаг – огромное полотнище размером два на четыре метра. На флаг пошла добротная шелковая ткань, позаимствованная из запасов местного военторга. В назначенный Карльсом срок 5 ноября в 12 часов 00 мин не белый, а именно этот, красный флаг взвился на верхушке местной кирхи. Одновременно все батареи острова открыли огонь по расположению германских войск – ответ на ультиматум оказался более чем недвусмысленный. Впоследствии этот эпизод послужил основой сюжета рассказа писателя Валентина Катаева «Флаг».

Разъяренные гитлеровцы предприняли несколько попыток захватить непокорный остров. 9 ноября гавань Палдиски покинул отряд из 20 мотоботов с немецкими солдатами. Мотоботы шли, прижимаясь к эстонскому берегу, а на траверзе Осмуссаара совершили резкий поворот и двинулись к острову. Вержбицкий подпустил их на 33 кабельтова (около 6 километров), и открыл огонь. Генерал Кабанов на Ханко получил с острова донесение, что артогонь нанес противнику большие потери. «Более половины мотоботов приткнулись к берегу, они так и застряли там. Уцелевшие мотоботы удрали в Палдиски. Стоит отметить, что, получив от Вержбицкого радиограмму о появлении мотоботов с войсками, я запросил его, нужна ли помощь, думая послать к Осмуссаару истребителей. Вержбицкий ответил: "Помощи не надо. Сами справимся". Хороший, смелый комендант Осмуссаара!» – отмечал Кабанов.

Через некоторое время последовала новая попытка врага. «На рассвете 14 ноября на дальних подступах к острову был обнаружен десантный отряд противника. Я находился в то время на вышке 314-й батареи. Прижимаясь к эстонскому побережью, шли восемнадцать десантных судов противника. На траверзе Осмуссаара они маневром "все вдруг» повернули и тремя группами двинулись курсом на остров. Средняя группа держалась несколько впереди», – вспоминал Е. Вержбицкий. Он распределил цели: старшему лейтенанту Павлу Сырме, командовавшему зенитной батареей, досталась левая группа, капитану Ивану Клещенко, руководившему батареей № 314, – центральная, а капитану Александру Панову, начальствовавшему над батареей № 90, – правая.

«Сигнальная дистанция тридцать три кабельтова от зенитной батареи. Первый залп – дивизионный. Вот этот залп грянул. И началось! В хлопки зенитных пушек врезался гром тяжёлых башенных орудий. Звонко бухали "стотридцатки". Наблюдая за действенностью огня в бинокль, я видел, как над десантными судами рвались дистанционные гранаты зенитчиков, как кучными тройными всплесками накрывала цель 90-я батарея. Огромные столбы воды обнаруживали место падения снарядов 314-й батареи», – рассказывал Вержбицкий. В итоге враг понёс серьёзные потери и обратился в бегство.

Отступили в полном порядке

В течение нескольких недель орудия на Осмуссааре оказались вовлечены в контрбатарейную борьбу. «Активность нашей артиллерии сдерживалась ограниченным запасом снарядов. Когда установили батарею 180-мм пушек, она имела по 300 снарядов на орудие, а батарея 130-мм орудий – по 400 снарядов. Для борьбы с морским противником, встречи с которым имели, как правило, эпизодический характер, такого количества боеприпасов, бесспорно, хватило бы. Но когда пришлось вести борьбу с морским и наземным врагом, причем единоборство с фашистскими батареями на материке приобрело длительный и постоянный характер, такого запаса оказалось совершенно недостаточно. На счету был каждый снаряд. Надежд на пополнение запасов не имелось – артиллеристы Ханко так же, как и мы, сидели на голодном пайке. После отражения последнего морского десанта, на батареях снарядов осталось, как говорили матросы, "на одну хорошую драку". Но мы не впадали в уныние», – свидетельствует Митрофанов.

Довольно скоро стало понятно, что остров придется оставить, тем более что к тому времени корабли Балтийского флота начали вывоз и гарнизона Ханко. «Не исключено, что стойкость защитников Осмуссара была одной из причин пассивности немецко-фашистских и финских надводных кораблей в течение тех полутора месяцев, когда мы вывозили защитников Ханко. По приказу командира военно-морской базы Ханко эвакуация гарнизона на Осмуссаре началась 22 ноября. К этому моменту на острове находилось чуть более тысячи человек. Капитан Вержбицкий получил приказ эвакуировать на Ханко в первую очередь больных, раненых и тех, кто не связан непосредственно с обороной острова. Вместе с личным составом вывозилось все носимое оружие, боеприпасы, продовольствие», – отмечал позднее в своих мемуарах адмирал Владимир Трибуц, командовавший во время войны Балтийским флотом.

22 ноября советская канонерская лодка «Лайне» отбуксировала с Ханко в распоряжение Вержбицкого три катера типа «КМ». Кабанов объясняет: «Мы не могли рассчитывать на погрузку островитян с маленького пирса в южной оконечности острова, находящегося под огнем батарей мыса Шпитгамм и на виду у немцев. Решили, что лучше с помощью этих маленьких катеров снимать с острова людей и грузить их там, где удобнее будет стоять кораблю, учитывая, конечно, погоду и степень воздействия противника. Всего на острове к моменту начала эвакуации находилось 1008 человек».

Требовалось вывезти весь без исключения гарнизон, все оружие и возможно больше боезапаса и продовольствия. Батареи же и фортификационные сооружения было приказано полностью уничтожить. В течение 23, 25, 29 и 30 ноября «Лайне» эвакуировала с острова 649 человек с оружием, боезапасом и продовольствием. Их доставили на Ханко, откуда потом вывозили на «Большую землю» совместно с другими защитниками этой базы. К 1 декабря на Осмуссааре осталось лишь 357 человек. В ночь с 1 на 2 декабря тральщик № 205 «Гафель» под командой Евгения Шкребтиенко снял ещё 340 защитников острова. После его ухода на Осмусаааре остались 17 подрывников, возглавляемых старшим лейтенантом Василием Васериным. Катер МО № 307 доставил в их распоряжение с Ханко 300 килограммов взрывчатки.

При отходе с острова береговые батареи были подорваны

В ночь со 2 на 3 декабря, одновременно с эвакуацией с Ханко, группа Васерина подорвала все батареи Осмуссаара. «Подъехали к первой башне. Я дал команду поджечь бикфордовы шнуры. Укрываемся в блоке второй башни, ждём взрыва. Шнуры срабатывают с точностью часового механизма. Яркая вспышка, оглушительный грохот, пламя... В воздух взлетают огромные куски металла и бетона. Первая башня разрушена. С катера увидели взрыв и обозначили свое место красной ракетой, а фашистские батареи открыли по острову шквальный огонь. Выждав несколько минут, дал приказание поджечь шнуры второй башни и быстро – в укрытие», – рассказывал Митрофанов. Через несколько часов МО № 307, уже не заходя на Ханко, доставил последнюю группу осмуссааровцев на остров Гогланд, а затем – в Кронштадт…

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5031
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика