Западные санкции против Белоруссии – риски растут - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Западные санкции против Белоруссии – риски растут

Политика санкционного давления, которую избрали страны Запада в отношении Белоруссии после прошедших в этой стране в 2020 году президентских выборов, по-прежнему не приносит никаких политических результатов. Белорусские власти, имея за своей спиной поддержку России, отказываются идти на уступки как своим внутренним противникам, так и ЕС и США. В свою очередь, европейские и американские политики не считают возможным отказываться от санкций, стремясь при этом разрушить экономику Белоруссии. К сожалению, заложниками сложившейся ситуации стали белорусские предприятия, некоторые из которых вынуждены пойти на несвойственные им шаги.

Известно, что наиболее серьезные рестрикции Запада в отношении Белоруссии были приняты в нынешнем году. Если первые санкции хотя бы формально связывались ЕС и США с политической ситуацией в республике и нарушениями прав и свобод человека, то последние ограничения практически лишились и этого. Четвертый пакет и секторальные санкции, которые в июне ввел Европейский союз, а также ряд ограничительных мер США и иных стран Запада не были связаны с президентскими выборами и личностью Александра Лукашенко. Их причиной был назван инцидент с посадкой в Минске самолета авиакомпании Ryanayir. Готовящийся же сегодня в Брюсселе пятый список ограничений обосновывается необходимостью наказать Белоруссию за миграционный кризис на границе с ЕС, что только подтверждает тезис о том, что речи о защите прав и свобод белорусов уже не идет. Как видим, на самом деле на Западе хватаются за любой повод, чтобы насолить им.

С точки зрения серьезности последствий введённых против Белоруссии санкций самыми серьезными являются ограничения в отношении белорусских предприятий и целых секторов экономики республики. Именно здесь кроются основные опасности для страны, хотя официальный Минск периодически отрицает подобное. Белорусские чиновники стараются доказать, что санкции только закалят местную экономику и, по примеру, России поставят ее на рельсы импортозамещения. При этом, как показывают последние события, ситуация выглядит не столь оптимистично и требует куда более серьёзного внимания и действий со стороны властей.

В частности, c последним пакетом санкций Евросоюз, помимо ограничений в отношении отдельных компаний, фактически запретил покупать у РБ нефтепродукты, некоторые калийные удобрения и сырье для производства сигарет, а также закрыл доступ государственного сектора к европейскому финансированию и страхованию. В то же время в наиболее безопасной ситуации, по мнению аналитиков, оказался попавший под ограничение «Беларуськалий», который занимает около 20% мирового рынка. Дело в том, что ЕС не является основным рынком сбыта белорусской химической продукции, а около половины экспорта приходится на Бразилию, Китай и Индию.

Кроме того, европейские санкции не затрагивают некоторые основные экспортные статьи. В частности, ограничения на экспорт в европейские страны не касаются самого популярного вида удобрений – хлористого калия с содержанием полезного вещества (оксида калия) 40-62%. Исходя из этого, снижение экспорта белорусской компании может составить всего лишь 0,5-0,7%. При этом стоит отметить, что европейские санкции ударят больше не по самому «Беларуськалию», а по его контрагентам и Литве. Почти весь экспорт белорусских калийных удобрений идет через литовский порт в Клайпеде.

В 2020 году белорусские грузы обеспечивали около 30% оборота литовской морской гавани, которых Вильнюс, скорее всего, лишится уже в следующем году. Это уже привело к паническим настроениям в Литве, проблемам с финансированием реконструкции железных дорог и прочему. Кроме того, свою озабоченность происходящим стали высказывать и европейские партнеры белорусского предприятия. Так, накануне октябрьского заседания глав внешнеполитических ведомств ЕС Бельгия направил письмо в Еврокомиссию с просьбой смягчить санкции против производителей белорусских калийных удобрений, так как ограничения вызвали «проблемы с их реализацией» у компаний ЕС, а потому «калийный сектор не следует ограничивать».

Хуже дела обстоят с нефтехимической отраслью, которая также попала под европейские и американские санкции. По данным белорусской таможни, в 2020 году страна заработала на экспорте нефтепродуктов $2,7 млрд, причем на страны ЕС пришлось $595 млн, а на Великобританию – $711 млн. Как отмечают эксперты, потери нефтепереработки из-за ограничений могут составить около $0,9 млрд, что сопоставимо с 4% экспорта страны. При этом стоит заметить, что главным рынком для белорусских нефтепродуктов является не ЕС, а Украина, и именно от позиции Киева зависит дальнейшая ситуация в нефтехимическом комплексе Белоруссии. Пока украинские власти, заявляя о своей поддержке европейской политики в отношении Минска, не готовы отказаться от белорусских нефтепродуктов, которые в ряде случаев занимают порядка 40% местного рынка.

Помимо всего прочего, европейские санкции включают в себя не только ограничения на экспорт нефтепродуктов и удобрений, но и рестрикции против крупных белорусских предприятий и запрет на полеты европейских авиакомпаний в Белоруссию. В частности, в четвёртый пакет ограничений попали восемь компаний и юридических лиц республики: ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ), ОАО «БелАЗ» (Белорусский автомобильный завод), OOO «Logex», ЗАО «Новая нефтяная компания», экспортная компания ООО «Сохра», логистические компании Bremino Group и ООО «Глобалкастом-менеджмент», а также занимающееся контролем воздушного трафика предприятие «Белаэронавигация».

Все они, несмотря на заявления местных чиновников, уже оказались в сложной ситуации. В частности, «Белаэронавигация», которую обвиняют в причастности к майскому инциденту с самолетом Ryanair, до пандемии зарабатывала около $50-70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиаперевозчикам. После запрета полетов над Белоруссией и введенных санкций организация лишилась значительной части выручки.

Оказавшиеся под санкциями МАЗ и БелАЗ и вовсе оказались в ситуации, близкой к критической. По официальной информации, БелАЗ, у которого до санкций общая сумма долгов достигала более $500 млн, а чистая прибыль в 2020 году составила всего $12 млн, помимо проблем на европейском и американском рынках оказался отрезан от поставок многих комплектующих. В частности, о прекращении сотрудничества объявили Becker Group, Liebherr и Danfoss, а также поставщики двигателей – компании из США Cummins и Великобритании Rolls-Royce. Кроме того, в начале июля Международная горно-металлургическая группа «Метинвест» заявила, что направила запрос в Еврокомиссию для разъяснения возможности закупок у БелАЗа и также приостановила поставки. Схожую позицию занял и Криворожский горно-металлургический комбинат ArcelorMittal, который прекратил закупки у белорусского автогиганта.

Белорусский автогигант – одна из целей, по которой бьет санкциями Запад

Сложившаяся ситуация уже поставила завод в Жодино в непростое положение, так как закрыть образовавшиеся бреши за счет поставщиков из России или Китая оказалось невозможно. Серьезность ситуации подтверждает и статистика: за первые четыре месяца текущего года на страны ЕС приходилось более 22% импорта двигателей, свыше 75% – шасси и 36% – коробок передач.

Нельзя сказать, что белорусские предприятия и руководство республики не ищут выход из сложившейся ситуации. Те же БелАЗ и МАЗ начали более активно сотрудничать с Китаем и даже наладили сборку аналогов китайских грузовиков. Однако все это не решает проблему. Поэтому белорусские автогиганты совместно с «Белаэронавигация» решились на шаг, аналогов которого в современной белорусской истории не было. В конце августа – начале сентября они подали иски к Совету ЕС с требованием отменить введенные против них санкции и возместить все судебные издержки. В своем иске белорусские предприятия указали на неточность формулировок и названий, что «не позволяет идентифицировать лица, указанные в решении Евросовета», а также бездоказательность выдвинутых против них обвинений. Дополнительно «Белаэронавигация» отметила, что действия Совета ЕС не имеют фактического обоснования, а при наложении ограничений не был соблюден принцип соразмерности, так как они «рискуют поставить под угрозу обеспечение безопасности полетов в международной авиации».

К сожалению, в нынешней ситуации вокруг Белоруссии подобные иски вряд ли будут удовлетворены, так как европейские, а с ними и американские санкции уже давно вышли за пределы политики. Теперь они стали инструментом борьбы с конкурентами на мировом рынке. Единственное, на что сегодня в Минске могут рассчитывать, это на приостановление санкций до решения суда. Но и здесь многое зависит от того, как будет вестись торг с Брюсселем и насколько готовы к переговорам в Евросоюзе. Пока никаких сигналов о том, что в ЕС могут изменить свое отношение к Белоруссии, не прослеживается.

Пикет против дискриминационных мер, принятых властями Америки в отношении ряда белорусских предприятий, состоялся 1 мая у здания посольства США в Минске

В целом европейские санкции для Белоруссии в краткосрочной перспективе могут иметь серьёзные последствия. Даже несмотря на всемерную поддержку России и стремление властей республики максимально быстро диверсифицировать свой экспорт и транспортную логистику. Доля Евросоюза в торговле попавших под санкции белорусских предприятий даже в пандемийном 2020 году составляла $1,5 млрд, или около 5,2% всего экспорта. Всего же, по подсчетам экономистов, западные санкции могут нанести прямой ущерб экономике Белоруссии в размере 4-4,5% ВВП. В сложившейся ситуации становится крайне важным то, как у Минска будут развиваться отношения с Россией и странами вне западного мира. Если белорусским властям в кратчайшие сроки удастся найти замену европейским и американским партнерам, параллельно расширив торгово-экономическое и промышленное сотрудничество с РФ, катастрофу в экономике страны можно будет избежать.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

_____________________________

Фото: https://www.belta.by

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3878
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика