Возможный приход российского «Сбера» в казахстанский гостех выявил ряд проблем - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Возможный приход российского «Сбера» в казахстанский гостех выявил ряд проблем

В послании народу «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» президент Казахстана К.-Ж. Токаев, помимо прочего, поручил премьер-министру дать предложения по укреплению   иинформационно-телекоммуникационного потенциала страны.

Согласно озвученным планам, Казахстан должен стать ни много ни мало цифровым хабом для значительной части Евразии. Достичь этого предполагается через создание дата-центров, центра цифровой трансформации, перевод всех бизнес-процессов в цифровой формат, а также создание платформы взаимодействия национальных компаний с IT-сообществом.

Спустя буквально пару дней глава казахстанского правительства Аскар Мамин и председатель правления российского банка «Сбер» Герман Греф в рамках Восточного экономического форума объявили о начале сотрудничества в цифровой сфере. Документально планы и намерения сторон были зафиксированы в меморадуме о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data-Driven Government. Была озвучена сумма сделки – Казахстан заплатит примерно 500 млн долларов.

Цифровой суверенитет Казахстана в опасности?

Казалось бы, обычный рабочий момент двустороннего сотрудничества, направленный на углубление евразийской интеграции в цифровой сфере. Но реакция завсегдатаев соцсетей, экспертов и комментаторов была крайне резкой и агрессивной.

В качестве аргументов противники соглашения приводили следующие. Согласно исследованию ООН «Цифровое развитие 2020», Казахстан на семь пунктов обогнал Россию, занимающую в рейтинге ООН 36-е место. Действительно, по критерию «Уровень развития электронного правительства» (EDGI) Казахстан опережает Россию. Но надо отметить, что тут присутствует определенная манипуляция: в рейтинге EDGI страны делятся на четыре категории, высшая из которых «очень высокий рейтинг». И Казахстан, и Россия входят в эту категорию. Но внутри этой категории также происходит деление на 4 класса. И Россия входит в класс выше, чем Казахстан, поэтому аргумент о том, что более передовая казахстанская система интегрируется в менее передовую, не совсем корректен. Также звучали вопросы, почему российский гостех сам не располагается на сберовской системе и что будет с Казахстаном, если «Сбер», уже находящийся под санкциями, отключат от SWIFT – международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей?

Второй блок аргументов носил не технологический, а политический характер и касался информационной безопасности Казахстана. Обобщенно опасения противников меморандума можно описать следующим образом: в условиях перехода электронного правительства Казахстана на платформу «Сбера» возникает риск перетока в Россию различных структурированных данных о Казахстане, и неизвестно, кем и для каких целей они будут использованы. И как подведение итогов звучали тезисы о том, что поскольку технологической и экономической целесообразности в этом решении не прослеживается, то это решение исключительно политическое: Казахстан попадает «в цифровое подчинение России» и всё это выглядит как «последовательная сдача позиций информационного суверенитета».

Кстати говоря, примерно по такому же сценарию развивалось обсуждение новости о том, что Россия может построить АЭС в Казахстане.

Эти инициативы, озвученные президентом в послании народу, вызвали в обществе очень серьезный резонанс. Собственно, они даже вышли за рамки «сетевого обсуждения» и имели продолжение в реальности, во время прошедшего 18 сентября в Алматы митинга незарегистрированной Демократической партии. Организатор митинга лидер партии Жанболат Мамай, в частности, заявил, что «подписанный с Россией меморандум, направленный на перевод информационной системы Казахстана на российскую платформу, поставит под угрозу независимость и информационную безопасность страны, и Казахстан должен от него отказаться... Сейчас будет цифровизация. Потом общая валюта. Потом будет общий парламент. Скажут, что границу будут охранять российские войска…»

В заключение скажем, что вытеснить эти события из информационной повестки смогла только трагедия с расстрелом в Алматы пяти человек.

Официальная позиция: угрозы для информационного суверенитета нет

Обсуждение инициативы вызвало настолько резкую и агрессивную реакцию, что профильный министр Багдат Мусин был вынужден выступить с публичным разъяснением официальной позиции правительства по этому вопросу.

Он пояснил, что «Сбер» передаёт Казахстану платформу с т. н. «открытым кодом» для того, чтобы множество разрозненных сервисов казахстанского электронного правительства, а их около 400, можно было объединить на одной шине. Кодированием будут заниматься казахстанские программисты, техническим сопровождением – казахстанские администраторы, а сами дата-центры будут находиться на территории Казахстана.

Также министр Б. Мусин попытался снизить негатив от меморандума обещанием создать экспертный совет, в который войдут специалисты в сфере IT, международного права и информационной безопасности и под контролем которого будет происходить процесс. В принципе эта методика «размазывания» ответственности и блокирования негатива уже не раз успешно отработала в казахстанских условиях. 

Что в итоге?

Оставив за скобками статьи вопрос о правильности или неправильности этой инициативы и её технологической составляющей, остановимся на моментах иного плана. Итак, что показал этот случай?

Во-первых, действующая власть, отдав модерацию т. н. «постколониального дискурса» оголтелым националистам, частично потеряла инициативу в этом процессе. Очевидно, что теперь любые, даже самые благие намерения по интеграции по линиям Казахстан – Россия будут встречаться с пристальным вниманием и изначально негативным настроем.

Во-вторых, эта ситуация продемонстрировала полный провал коммуникаций по линии власть – общество. Принимать подобные решения без соответствующей информационной обкатки – мягко говоря, непрофессионально.

В-третьих, и это самое печальное, Казахстан, традиционно считавшийся страной, с ментально близкими к России императивами, уже не таков. Это говорит о недоработках уже в сфере российской «мягкой силы».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4562
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика