Нефть и газ Туркменистана: повлияет ли Турция на конфигурацию экспортных маршрутов? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Нефть и газ Туркменистана: повлияет ли Турция на конфигурацию экспортных маршрутов?

27-летие подписания в 1994 году в Баку знаменитого «Контракта века» (1) символически совпало по времени с расширением функциональной нагрузки экспортного трубопровода через территории Азербайджана и Грузии к средиземноморскому побережью Турции, выведшего энергоносители комплекса месторождения Азери – Чыраг – Гюнешли на зарубежные рынки в обход российской территории. В первых числах сентября стало известно о подписании международной энергетической и товарной торговой компанией Vitol (Нидерланды) соглашения с Азербайджанской государственной нефтекомпанией SOCAR на транспортировку 1 миллиона тонн туркменской нефти в год по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан с октября 2021 года.

Реализация договоренности приведёт к сокращению поставок энергоресурсов по трубопроводу «Каспийского международного консорциума» от Махачкалы (куда они поступают танкерами) до Новороссийска едва ли не на 50 процентов – с 160 до 80 тысяч тонн в месяц.

Комментируя эту, в общем-то, будничную новость (периодически SOCAR и ранее поставляла отдельные партии туркменского черного золота на НПЗ в Турции), некоторые западные издания вспомнили об обострении давней транзитной конкуренции между Азербайджаном, Турцией и Россией за экспортные энергетические маршруты из Центральной Азии. Появились даже намёки на возможную связь решения между Vitol и SOCAR с растущим недовольством в Баку пребыванием в «армянской» части Нагорного Карабаха российской миротворческой миссии.

Едва ли подобного рода подозрения обоснованны, особенно с учётом незначительного объема нефти, перераспределяемого в пользу «южного» маршрута, проходящего через территорию Турции. Вместе с тем за последнее время, особенно после «второй карабахской войны», у этой ближневосточной страны, настойчиво позиционирующей себя в качестве макрорегионального энергетического распределительного «хаба», ощутимо возрос интерес к энергетическим ресурсам Каспия.

Параллельно укрепляются и военно-политические связи как с Азербайджаном (где они достигли беспрецедентного уровня, вплоть до частичной интеграции вооружённых сил), так и со странами Центральной Азии. К примеру, оперативная специальная группа командования, в которую вошли четыре генерала, включая ставшего известным в ходе военных действий в Карабахе Бахтияра Эрсая, будет представлять Вооружённые силы Турции в прикаспийской республике на постоянной основе. Арсеналы азербайджанской армии продолжают пополняться самыми передовыми изделиями турецкого ВПК, включая беспилотники, средства ПВО, ракеты и др. А 13 сентября на Каспии завершились учения групп подводного нападения и обороны ВМС двух стран, прямо нарушающие подписанную в августе 2018 года Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря (на что не замедлили обратить внимание в Тегеране).

В силу географической, а также культурно-языковой близости немалое внимание турецкими стратегами уделяется также Туркменистану, в последние месяцы заметно увеличившему импорт некоторых категорий турецких товаров, включая продукцию военно-технического назначения. Как отмечает востоковед Александр Князев, политика Турции «публично направлена на помощь Туркменистану в охране границы с Афганистаном, а непублично – на взаимодействие с негосударственными акторами на региональном и локальном уровнях. Многие лидеры группировок неафганского происхождения на севере Афганистана учились в Турции, и их действия курируются этой страной в качестве рычага давления на Ашхабад по вопросу, например, выдачи лицензий на добычу газа и нефти на территории Туркменистана».

Лидеры правящей «Партии справедливости и развития», такие как бывший глава правительства Турции Бинали Йылдырым, распространяют слухи о том, что в ходе предстоящего в ноябре в Стамбуле VIII саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств Туркменистан присоединится к ней на правах полноправного члена. Сам же «Тюркский совет» якобы планируется переименовать в «Организацию тюркоязычных государств», что предполагает более глубокий уровень интеграции.

Частично эту информацию подтверждали ранее в МИД Туркменистана, сообщив о возможности присоединения к «Тюркскому совету», но с особым статусом, с учётом официально декларируемого внешнеполитического нейтралитета. В конце июня в Ашхабаде побывал генеральный секретарь организации Багдад Амреев, встретившийся с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым и заместителем главы правительства, министром иностранных дел Рашидом Мередовым. На начало августа в фешенебельном курорте Аваза на восточном берегу Каспия был намечен трёхсторонний саммит президентов Туркменистана, Азербайджана и Турции, перенесённый по просьбе Реджепа Эрдогана на фоне бушевавших в его стране лесных пожаров.

А немногим ранее, в конце июля, в Ашхабаде прошла двухдневная встреча туркменской и азербайджанской делегаций, обсуждавших реализацию подписанного в начале года (опять-таки при содействии Анкары) Меморандума о совместной деятельности по освоению месторождения Достулук (Дружба), долгие годы служившего яблоком раздора между Ашхабадом и Баку.  Предположительно, именно этот вопрос должны были рассмотреть главы государств; однако пока, по-видимому, не все вопросы урегулированы и не все инвесторы (в числе которых упоминается де-факто международная компания «Лукойл») найдены. В то время как перспективы сооружения подводного «Транскаспийского газопровода» остаются весьма туманными, именно договорённость о совместном освоении Достлука позволяет найти технические решения, позволяющие перебрасывать часть туркменского сырья в Европу через (начинающийся от Сангачальского терминала) «Южный газовый коридор».

Карта месторождений Туркмении

Карта месторождений Туркмении

На фоне беспрецедентного роста европейских цен на газ как у Азербайджана, так отчасти и у Туркменистана появляются возможности по экспорту дополнительных объемов голубого топлива. Так, за 7 месяцев 2021 года добыча природного и сопутствующего газа в Туркменистане превысила аналогичный показатель 2020 года на 123,5%, а экспорт – на 137%. Однако сможет ли эта страна, даже в случае сооружения на Каспии всех необходимых интерконнекторов и максимально благоприятной конъюнктуры, поколебать лидирующие позиции «Газпрома» (особенно после начала работы «Северного потока – 2») на европейском рынке? Едва ли, учитывая многолетнее сотрудничество в энергетической сфере между Ашхабадом и Пекином, недавно получившее дополнительный импульс. В конце августа в присутствии главы государства состоялась церемония начала строительства трёх перспективных скважин на крупнейшем месторождении «Галкыныш» в Марыйском велаяте. Помимо членов правительства, в мероприятии приняли участие посол КНР в Туркменистане Цянь Найчэн и генеральный директор национального отделения Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чэнь Хуайлу. Туркменистан прочно удерживает лидирующее место по поставкам голубого топлива в Поднебесную, а месторождение Галкыныш является одним из сырьевых источников экспортного газопровода Туркменистан – Китай, ведённого в эксплуатацию в декабре 2009 года.

Совокупные запасы месторождений Туркменистана оцениваются почти в 27 триллионов кубометров газа (четвёртое место в мире по запасам), и едва ли случайно несколько месяцев назад министр иностранных дел Китая Ван И озвучил решимость Пекина оказать местным правительствам помощь в случае дестабилизации и угроз в сфере безопасности. Появились даже сведения о развёртывании в Туркменистане китайских частных военных компаний.

Явный рост влияния Китая ограничит возможности Турции к проталкиванию в Центральной Азии «пантюркистской» повестки, однако внешнеполитический экспансионизм режима Эрдогана, в немалой степени мотивированный поиском ресурсов, предвещает новые повороты нескончаемой «Большой игры».

Заглавное фото: @iletisim

Примечание

(1) Крупномасштабный международный контракт между 13 компаниями из 8 государств мира о совместной разработке трёх нефтяных месторождений – Азери, Чыраг, Гюнешли в азербайджанском секторе Каспийского моря

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4520
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика