Инвестприсутствие РФ в Казахстане зависит от привлекательности её предложений - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Инвестприсутствие РФ в Казахстане зависит от привлекательности её предложений

Хотя Казахстан наряду с Россией – инициатор создания Евразийского союза, казахстанские власти не стремятся ориентироваться на ускоренное привлечение именно российских капиталовложений. Такой курс обусловлен известной политикой Нур-Султана по позиционированию страны, скажем так, в качестве «самодостаточного» транспортно-экономического звена между Востоком и Западом.

Тем временем казахстанская сторона прогнозирует едва ли не рекордные темпы привлечения иноинвестиций в страну. Причем за считаные годы. Так, национальное Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) в середине августа с. г. объявило, что уже к 2025 году прямые зарубежные инвестиции в страну увеличатся до 30 млрд долл.: это составит около 20% стоимости национального ВВП.

Замах серьезный. В 2020 году упомянутый показатель по иноинвестициям составлял 17 млрд долл., что существенно меньше, чем годом ранее. Это обусловлено в первую очередь внутри- и внешнеэкономическими последствиями длительного локдауна для национального и международного бизнеса. И вовсе не факт, что эти последствия столь быстро устраняются и, соответственно, столь же быстро трансформируются в ускоренное иноинвестирование.

Тем не менее для достижения вышеупомянутых инвестиционных планок планируется, по данным АСПИР, развивать удобный режим налогообложения для зарубежных и совместных трастов, частных фондов, холдинговых компаний, других субъектов бизнеса. Например, сохранится освобождение иноинвесторов и совместных предприятий от корпоративного подоходного налога и налога на землю в течение 10 лет; от налога на имущество в течение 8 лет; от таможенных пошлин и НДС на импорт на срок до 5 лет. Причем эти льготные сроки планируется поэтапно увеличивать.

Кроме того, инвестиционная компания может рассчитывать на государственный грант (до 30% от стоимости проекта). Как и на право по возмещению до 20% стоимости строительно-монтажных работ и/или на возмещение 20-25% стоимости приобретения оборудования.

Заметим в этой связи, что, по оценкам (2020-21 гг.) ЮНКТАД и Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), налоговые, таможенные и смежные условия для иностранного бизнеса в Казахстане более конкурентоспособные в сравнении с теми же условиями в РФ и большинстве других стран экс-СССР. Это с одной стороны. А с другой – более высокие темпы привлечения в Казахстан иностранных капиталовложений зависят также от состояния финансово-экономических систем развитых стран. И, соответственно, от их планов в сфере инвестирования в страны с развивающейся экономикой.

Что же касается роли конкретных стран/их бизнеса в капиталовложениях в Казахстан, РФ занимает лишь 4-е место среди основных инвесторов в эту страну. По-прежнему в этой сфере преобладают страны Запада. Причем в последние годы проявляется тенденция сравнительно быстрого роста инвестиций США и Китая.

По мнению многих экспертов, эта тенденция сохранится, если не усилится в ближайшей и среднесрочной перспективе. Ибо американские и китайские вложения в эту страну обусловлены в основном факторами геополитики. А по сути – задачами по поддержке инвестиционной и в целом внешнеэкономической многовекторности Нур-Султана.

Страны и их компании – основные инвесторы в Казахстане

По итогам 2020 года – первого полугодия 2021-го места конкретных стран в инвестициях в Казахстан не изменились. А ведущая позиция Нидерландов в этом реестре объясняется не только нидерландскими инвестициями: в этой стране максимально льготные условия для «транзитного», то есть трансграничного инвестирования и реэкспорта. Издавна такие условия и в нидерландских островных автономиях в Карибском бассейне (Аруба и Федерация Кюрасао).

Поэтому инвесторы из других стран активно реэкспортируют свои капиталовложения, в том числе во все страны экс-СССР, через Нидерланды и их автономии. Подтверждается это и тем фактом, что Нидерланды традиционно пребывают в пятерке основных стран-инвесторов и в РФ.

Что же касается второго места США в иноинвестициях в Казахстане, оно впрямую связано, повторим, с геополитикой: как отмечало американское издание The National Interest еще в марте 2019 г., «США стремятся к тому, чтобы все страны Центральной Азии твердо противостояли доминированию держав-конкурентов (то есть РФ и КНР. – Ред.). Соединенным Штатам нужен независимый, стабильный Казахстан, проявляющий себя в качестве регионального лидера по экономическим, военным, энергетическим и государственным вопросам».

 Относительно же казахстанских отраслей, инвестируемых из-за рубежа, можно сказать, что их перечень весьма широкий. Добывающая отрасль изначально остаётся основным сегментом зарубежного инвестирования в страну. Причем доля этого сегмента в инвестициях из индустриально развитых стран превышает 55%. Что обусловлено не только крупными казахстанскими запасами энергосырья, особенно нефти и газа, но также экономической и, разумеется, политической заинтересованностью Запада и КНР в проектах по освоению и транспортировке этих ресурсов.

По имеющимся оценкам, в Казахстане ныне реализуется и планируется в целом свыше 50 экспортно-сырьевых проектов (с примыкающей транспортной инфраструктурой) с участием западных, китайских и турецких инвесторов.

Весомыми становятся иноинвестиции и в обрабатывающую промышленность страны. Среди крупных реализованных проектов в обрабатывающих отраслях в 2019-20-м гг. отметим, к примеру, сборочное производство автомобилей южнокорейской Hyundai в Алматы, производство технических газов германской Linde Group в Карагандинской области, комбикормов Ancil Fund (ОАЭ) в Алматинской области. Всего на ближайшие 3-6 лет запланированы свыше 40 проектов с участием американских и других «дальнезарубежных» инвесторов в обрабатывающем сегменте страны.

Российское же инвестиционное присутствие в стране сравнительно скромное. Впрочем, по данным ТАСС 18 августа с. г., РФ за минувшее десятилетие инвестировала в казахстанскую экономику около 12,6 млрд долл. Действуют 7791 предприятие с российским участием и 3325 совместных казахстанско-российских предприятий.

В целом инвестиционный портфель российских компаний представлен практически в каждой отрасли страны. По данным пресс-службы премьер-министра РК Аскара Мамина, в стадии реализации и проработки находятся 30 совместных крупных проектов в сфере промышленной кооперации, торговли, строительной индустрии, фармацевтической, нефтехимической и легкой промышленности на общую сумму в 5,3 млрд долл.

Один из характерных примеров в этой сфере: на базе АО «Каустик» в г. Павлодаре в 2022-24 гг. будет создаваться крупный химический кластер с участием АО «Башкирская содовая компания» (БСК). Соответствующее соглашение во второй декаде августа в Нур-Султане подписали генеральный директор БСК Эдуард Давыдов и глава правления АО «Каустик» Ермек Токмагамбетов.

Э. Давыдов пояснил, что «в Павлодаре намерены построить инновационное предприятие по производству поливинилхлорида и широкого ассортимента смежных химических продуктов для Казахстана и всей Средней Азии. Объединив потенциал БСК и возможности свободной экономической зоны в Павлодаре». Притом ряд производимых химпродуктов, по словам главы БСК, будут поставляться оттуда и в Россию. А для реализации этого проекта запланировано привлечь финансирование от Евразийского банка развития.

Ясно, что большее инвестиционное присутствие России в Казахстане зависит не только от внешнеэкономической многовекторности Нур-Султана, но также от конкурентоспособных инвестиционных предложений российского бизнеса. И, безусловно, от российской государственной поддержки именно таких предложений.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

–––––––––––––––––––––––––––––––

Фото: https://liter.kz

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2349
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика