Многофакторность по-армянски. Два взгляда - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.07.2025 |

Многофакторность по-армянски. Два взгляда

Главные события в политической палитре Армении – переход на парламентскую форму правления и соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве с Евросоюзом – комментируют армянский политолог доктор философии, профессор завкафедрой прикладной социологии Ереванского госуниверситета Артур Атанесян и эксперт Дмитрий Евстафьев, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Артур Атанесян:

«Выход Армении из Евразийского союза в повестке дня не стоит»

   

 – Артур Владимирович, новый созыв Народного собрания Армении реализует с 1 января с.г. изменение в конституции – переход на парламентскую систему правления. Какие возможны качественные изменения во внешней и внутренней политике страны в результате политической модернизации? Хотя считается, что в мировой практике в чистом виде нет ни парламентской, ни президентской республики, а есть их смешение.

 – В условиях непредсказуемой международной обстановки и региональных процессов одной из основных целей руководства Армении является стабильность государства. Если говорить о возможностях развития Армении, которые предполагают её вывод из не столько динамичной, сколько консервативной стабильности, то предпочтение во многих случаях опять же отдается стабильности в ее консервативном измерении. Соответственно, несмотря на конституционные изменения, вероятнее всего, социально-политический состав власти за рядом рокировок останется тем же.

Парламентская форма правления изменит процедурные подходы к принятию решений, однако решения будут приниматься в том внешнеполитическом контексте, который предполагает реактивные и проактивные действия в отношении традиционных и вероятных угроз безопасности. Стратегические взаимоотношения с рядом стран, в т.ч. с Российской Федерацией, а также поиск новых союзников и партнеров в сфере экономики, политики, демократических преобразований и т.д. являются важнейшими принципами деятельности внешнеполитических ведомств.

 – Соглашение 2017 г. о расширенном и всеобъемлющем партнерстве Армении с Евросоюзом обеспечило формат интеграции «и - и»: и с ЕАЭС, и с ЕС. Каковы мотивации этого стратегического решения? Ясно, что ЕС инвестирует в Южный Кавказ и появляется в регионе только в одном случае – если это ударит по интересам России.

 – Прежде всего, хочется поговорить об армянском обществе. К сожалению, политико-правовые процессы интеграции с международными организациями и союзами обычно воспринимают как сугубо политические решения, тогда как подобные интеграционные инициативы непосредственно связаны с национальной и гражданской идентичностью населения, с мировосприятием людей, с их ценностной ориентацией и цивилизационными традициями.

Тесное сотрудничество между Арменией и ЕС не является чем-то сугубо политическим; наша страна исторически была и остается участницей важнейших цивилизационных процессов на Европейском континенте и вместе с тем никогда не стремилась позиционироваться как европейское государство.

Что касается «евразийства», то термин кажется мне настолько искусственным конструктом, недостаточно обоснованным ни научно, ни пропагандистски, что связывать с данным неоднозначным и очень поверхностным термином огромный и глубинный массив национального опыта взаимодействия с Западом и Востоком в армянской действительности как минимум недальновидно и неверно.

Интересно отметить, что проведенные нами исследования показывают восприятие Европы в армянском обществе как «значимого другого»; это означает, что мы и Европа – не одно и то же, и вместе с тем Европа для нас – очень интересный, значимый субъект, через связь с которым мы продолжаем уточнять границы своего национального «я», приобретать ценный опыт историко-цивилизационного бытия, развивать и модернизировать систему институтов, норм, ценностей.

Кроме того, по показателям экономической активности за 2012-2017гг. экспорт и импорт между Арменией и ЕС по-прежнему превышает показатели экспорта и импорта между Арменией и ЕАЭС, а большую долю торговых операций Армения совершает с Россией. Это означает, что армяно-российские отношения не только безальтернативны в рамках ЕАЭС, но и могут существенно выиграть от европейской ориентации Армении, которая опять же не считается в армянском обществе чем-то эксклюзивным, экстраординарным, не воспринимается как «возвращение в Европу». Армяне считают себя самодостаточной, самобытной нацией, не пытающейся копировать модели поведения других наций, Армения пытается следовать политике синхронизации интересов своих союзников в рамках наших национальных интересов.

Любая подозрительность в отношении данных непростых усилий, в т.ч. со стороны того или иного союзника, будет воспринята в Армении как недальновидная, неграмотная и враждебная по отношению к её национальным интересам.

 – По вашему мнению, «Армения исторически была и остается участницей важнейших цивилизационных процессов в континентальной Европе». Конкретизируйте, пожалуйста, в каких цивилизационных процессах в континентальной Европе  Армения участвует сейчас или в прошлом?

 – Не хотелось бы перечислять множество исторических событий, дат и личностей, связанных с Арменией и причастных к истории европейских государств.

 – Простите, уважаемый профессор, но вы не назвали ни единого факта в подтверждение ваших взглядов о цивилизационных связях Армении с Европой.

***

 – Ещё одно событие в политической палитре Армении в 2017 г. – легитимация пятого (по счёту) Индивидуального плана партнерства НАТО и Армении. Каковы перспективы сотрудничества вашего южнокавказского государства с Североатлантическим военным альянсом?

 – Армения не инициирует более глубокого и расширенного партнерства с НАТО, такие планы руководством страны никогда не рассматривались. Армения – член ОДКБ и следует своим обязательствам в рамках данной военно-политической организации. Её участие в программах НАТО не нацелено на содействие военной политике США и НАТО.

Но формат участия в программах НАТО, выбранный Арменией, является ценным опытом взаимодействия с армиями и военнослужащими стран-членов этого блока, способствует модернизации ВС Армении, в т.ч. в контексте защиты прав военнослужащих, а также в направлении развития и расширения миротворческой деятельности Армении в составе миротворческих контингентов и антитеррористической деятельности стран-членов НАТО. (Армения – миротворец под зонтиком НАТО? – С.М.)

Парламентская оппозиция добивается процедуры выхода Армении из ЕАЭС. Чем продиктовано требование оппозиции?

 – Оппозиция не всегда конструктивна и выражает мнение, не всегда основанное на объективной необходимости, руководствуясь принципом противостояния правящим элитам.

Выход Армении из Евразийского союза в повестке дня не стоит. Но в политическом и экспертном сообществе внимательно отслеживают все плюсы и минусы деятельности ЕАЭС, пытаясь способствовать развитию межгосударственных отношений в рамках ЕАЭС и минимизировать возможные риски, исходя из национальных интересов. В основе членства Армении в ЕАЭС лежат стратегические взаимоотношения между Арменией и Российской Федерацией, которые продолжают обретать новые институциональные формы.

 

Дмитрий Евстафьев:

«За поддержку Евросоюз потребует от Армении антироссийских маневров»

 

– Подписанное Арменией соглашение о расширенном и всеобъемлющем партнерстве с ЕС – насколько оно перспективно для Еревана?

 – Думаю, придется быть банальным и констатировать политический характер соглашения. Армения, вернее, её политическая элита, ощущает уязвимость своего положения, нарастающую сложность социально-экономической обстановки и пытается нащупать некую политическую модель решения экономических проблем. Вероятно, искренне считая, что политические маневры являются заменой эффективной экономической политики и снижения уровня коррупции.

Впрочем, это характерно не только для Армении. Соглашение с ЕС вполне ложится в эту логику. Причем политический характер данного документа усилен тем обстоятельством, что соглашение фактически не предусматривает какого-то существенного изменения экономических условий развития для Армении. Например, в виде зоны свободной торговли.

С другой стороны, предположение о том, что Ереван стремится, используя это соглашение, предложить себя в качестве площадки для диалога России и ЕС, мне кажется надуманным и почти фантастическим.

Мы имеем дело с полностью «армянским» проектом, который Еревану нужен больше, чем Брюсселю (хотя и там снимают с него политические дивиденды, интерпретируя как некую антироссийскую победу), причем в основном для внутриполитического пользования. Как демонстрация «многовекторности» политики, поскольку промосковский крен не устраивает часть армянского общества.

Предположу, что в основе планов армянской стороны лежало стремление к некоему особому статусу в отношениях с ЕС, который позволит эффективнее лоббировать некие благоприятные для Еревана решения по рефинансированию долга страны. Однако, на мой взгляд, в том виде, как соглашение заключено, оно решение этой проблемы не приближает.

 – Траектории интеграций Еревана Москва и ЕЭК восприняли нейтрально. Но как быть с дружбой и доверием внутри Евразийского союза?

 – А на что, собственно, реагировать? Наличие в Армении существенной по влиянию проевропейской элитной группы, которая мыслит будущее страны вне тесных взаимоотношений с Россией, секретом не является. Состояние и ближайшие перспективы экономики Армении тоже вполне понятны для Москвы. Никаких принципиальных и тем более значимых изменений в экономических отношениях не просматривается… На что реагировать?

Но, предположим, зона свободной торговли с ЕС была бы провозглашена и даже, вопреки геоэкономической логике, начала функционировать. Что бы изменилось? Неужели Армения имеет такой объем экспортных товаров для рынков ЕС?

А Москва к намекам на наличие политической альтернативы союзным отношениям с Россией уже некоторое время относится сравнительно спокойно. Даже у Александра Лукашенко, с учетом существования Союзного государства России и Белоруссии, перестало получаться конвертировать геополитическое фрондирование в экономические дивиденды.

Москва геополитически сильно повзрослела за последние три-четыре года. А некоторые партнеры России – нет.

 – ЕС решится на ёмкие инвестиционные вложения в Армению?

 – Европейский союз способен оказать Армении определенную инвестиционную поддержку в сфере инфраструктуры, а также предоставить некое политическое, даже политико-консультационное содействие по рефинансированию долгов, что будет реальным достижением для нынешнего армянского правительства и президента. Но взамен потребует пару-тройку антироссийских маневров… В Ереване, очевидно, считают, что Москва сделает вид, что не заметит их. Посмотрим, насколько эта логика окажется верной.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4909
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика